Социальная ответственность и этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование процесса формирования социальной ответственности и этики в системе управления организацией.
Задачи работы включают в себя рассмотрение основных подходов к определению социальной ответственности и этики в управлении:
выделить основные виды и подходы социальной ответственности и этики в управлении;
рассмотреть как социальная ответственность и этика в управлении организации влияет на эффективную работу трудового персонала;
показать значимость соблюдения моральных норм в управлении организации.

Содержание работы

Введение ...………………………………………………………………………..…..3
I. История развития социальных вопросов в менеджменте ……………………...6
1.1. Место социальной ответственности
в классических теориях управления…………………………………………...…....6
1.2 Социальная ответственность и этика
в системе управленческих категорий………………………………………………15
II. Развитие профессиональной этики в современных теориях управления…….23
2.1Современные теории социальной ответственности (ХIХ-ХХ вв.)……………23
2.2 Реализация социальных и этических
норм в управленческой деятельности………………………………………….…..32
Заключение …………………………………………………………………….……45
Литература ……………………………………………………………………….….46

Файлы: 1 файл

моё.docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

Поддержанию актуальности темы в компании способствует постоянное информационное сопровождение этой деятельности –  от публичного доведения до сведения сотрудников последствий неэтичного поведения до ведения постоянной рубрики в печатных (электронных) средствах коммуникации компании. В такой рубрике возможно публиковать как обсуждение конкретных ситуаций, так и философские эссе на морально-этические темы, способствующие более глубокому осмыслению роли этики в профессиональной жизни. Также продвижению Кодекса способствует нематериальное стимулирование к его исполнению: повышение общего балла при оценке сотрудников за отсутствие этических нарушений, введение неформальной номинации «этичный сотрудник» (по аналогии с фэйр плэй). Загадочная русская душа (российская специфика).

Как было отмечено выше, система исполнения этических норм является специфичной, так как основана на внутренней системе  мотивов. Однако включение в обзор  актуальных факторов особенностей национального  менталитета делает ее специфичной  «в квадрате».

С одной стороны, свод этических  норм должен ограничивать личную свободу, предотвращать неэтичное поведение, с другой – задавать ориентиры, предъявлять  образцы этичного поведения. Поэтому  свод этических норм должен сочетать запрещаемое и рекомендуемое. Базовый  вопрос: в какой пропорции?

Вместе с традициями советского периода в российские компании перешла  «культура виноватых» и боязнь ответственности.

«Люди предпочитали не рисковать, они  неохотно проявляли инициативу и  принимали новшества. В организациях процветала культура виноватых. Люди боялись  совершить ошибку». Специфика такого подхода иллюстрируется и негласным  правилом, бытовавшим в советские  времена, что «все, что не разрешено  – то запрещено». В этой ситуации кодекс с преобладанием ограничений  может привести к еще большей  пассивности, станет тормозом для эффективной  деятельности компании, а не инструментом ее развития. С другой стороны, очень  важно, в какой модальности сформулировано рекомендуемое поведение. Например, «Кодекс строителя коммунизма»  был сформулирован в залоге долженствования («Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам  социализма» и т. д.), при этом невозможность реального человека соответствовать этому портрету уже вызывала чувство вины. Это же «несоответствие высокому званию пионера (комсомольца, советского гражданина…)» при необходимости использовалось и как повод для применения санкций[31].

Базовые запреты должны присутствовать и очерчивать наиболее принципиальные сферы поведения, но составлять меньшую  часть этического кодекса. Рекомендуемое  поведение должно быть изложено как  модель, которую нужно стремиться соблюдать. Самостоятельно и во всех ситуациях. То есть этический кодекс должен расширять зону личной ответственности  и поощрять инициативу. Это возможно, если кодекс будет повышать личную значимость сотрудника в деятельности компании и транслировать равную этическую ответственность всех сотрудников независимо от статуса. В идеальном варианте кодекс должен стать важным ресурсом и руководством к действию. Именно поэтому высокую  продуктивность при его внедрении  дают практические семинары-тренинги по вопросам его применения.

Этика в повседневной деятельности сотрудников компании (анализ этических проблем в компании). К этой области относится оценка соответствия текущей деятельности принятым этическим нормам. Как правило, невозможно сразу предусмотреть все этически сложные ситуации. Создание банка этических проблем, которые существуют в организации, их классификация, выделение наиболее часто встречающихся сложных ситуаций возможно только после создания этического кодекса и только после вовлечения сотрудников в процесс соотнесения с ним реальной деятельности. В ходе этой программы также могут быть созданы технологии работы с этическими проблемами, описаны примеры желательного и нежелательного поведения в виде кейсов, стандартов, процедур.

В рамках этого направления также  разрабатываются и поддерживаются механизмы, призванные заблаговременно  выявлять области сомнений и этических  дилемм в деятельности сотрудников.

Одними из основных элементов этической  системы являются способность сотрудников  распознавать сложные этические  ситуации и умение разрешать их с  помощью этических инструментов (кодекс, инфраструктура). Обучение прикладной этике наиболее эффективно проходит на специальных семинарах-тренингах, в рамках которых моделируются реальные этические дилеммы. В ходе этой программы выделяются и согласуются между собой все группы этических принципов – корпоративные, профессиональные, универсальные.

Организацию можно рассматривать  как производственную целостность, которая эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую  функцию производства продукции  и оказания услуг.

Таким образом, организации отвечают перед обществом за его состояние, его благополучие, что требует  от них направления части ресурсов и усилий по социальным каналам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любой организации  вне зависимости от ее размера  или направления деятельности, необходимо быть социально ответственной и соблюдать основные принципы этики. Т.к. для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации.Проблемы этики, влияния социальных мероприятий на экономические показатели фирмы должны в первую очередь волновать руководство.Ведь расходы на социальную ответственность в долгосрочной перспективе оправдываются в виде улучшения отношения общественности к организации, а также ведут к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества.Все это, в конечном счете, оказывает ощутимое влияние на финансовые результаты деятельности организации, а именно увеличение прибыли.

Но не только руководство  организации должны интересовать социальная ответственность и этика, также  и рядовым работникам необходимо быть в них заинтересованными. Т.к.политика фирмы в этой области  в первую очередь оказывает влияние на карьеру и общественную жизнь  ее служащих, а если каждый сотрудник будет соблюдать общепринятые нормы и принципы этики, то и организация будет этична в отношении своих работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева И.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие. - СПб: Вектор, 2005.
  2. Вебер М. Избранное: Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994.
  3. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда.– М.: Экономика, 1972. – с. 279
  4. Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать?: Пер. с англ. - М.: Альпи-на Паблишер, 2003.
  5. Свиткин М.З. Социально-психологические аспекты менеджмента организации // Стандарты и качество. - 2005. - № 1. - С. 54-57.
  6. Репутация: как это делается в России // Эксперт. - 2003. - № 38. - С. 82-100.
  7. Модель делового совершенства: глоссарий и методы // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 9. - С. 45-49.
  8. Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? // Стандарты и качество. - 2004. - № 1. - С. 74-79..
  9. Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ. - СПб: Питер, 2004.
  10. Шахирев В.Н. Введение в российскую деловую культуру. - М.: ОАО "Типография "Новости", 2000.
  11. Корпоративная социальная ответственность // ИСО 9000 + ИСО 14000. - 2004. -№ 1. - С. 13-17.
  12. Погребняк В.А. История формирования теории организационной культуры. [Режим доступа]: www.orgculture.narod.ru
  13. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. - М.:  ИНФРА- М,2002.- с.64.
  14. Родин О.А. Концепция организационной культуры:  происхождение и сущность / Менеджмент, № 7, 1998, с. 69.

16.Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ.    под ред. В.А. Спивака. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.

17.Романишин Л.Л. Система процессов организации и управление ими. Журнал «Вопросы управления предприятием» № 1.- 2003. С.10-17.

     18. Организационная культура: Учеб. пособие для студентов вузов,     обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации».

  1.   Базовскиий Л.Е.Менеджмент:Учебное пособие.-Социальная ответственность и этика, М.:ИНФРА.М,2003.-216с.
  2. Библиотека "Полка букиниста".Этика бизнеса / [Режим доступа]: http://polbu.ru/mescon_management/ch06_i.html .  
  3.   Шиллер Ф. Социально-Этический аспект менеджмента и бизнеса. [Режим доступа]: http://quality.eup.ru/MATERIALY11/socy.htm.
  4. Библиотека рефератов: Социальная ответственность и этика управления в торговле/ [Режим доступа]: http://referat.resurs.kz/ref/sotsialnaya-otvetstvennost-i-etika-upravleniya-v-torgovle.
  5. Богданов А.А. Теория организации и ее место в системе знаний / http://library.tuit.uz.
  6. Табакова Е.П. Организация: определение, требования, виды.  
    Теория организации и ее место в системе научных знаний [Режим доступа]: http://bank.orenipk.ru.
  7. Библиотека рефератов: Мескон М. Основы менеджмента.- М: Изд-во «Дело».-1994 / [Режим доступа]: zakaz.prompter.ru.
  8. Орчакова О.А. Теория организации [Режим доступа]:  socioline.ru
  9. Погребняк В.А. История формирования теории организационной культуры. [Режим доступа]:  www.orgculture.narod.ru
  10. Сенякин И.Н. Социальная ответственность и ее виды. М.:2000 [Режим доступа]:  http://www.studentu.ru .

 



Информация о работе Социальная ответственность и этика менеджмента