Социально – экономическим развитием муниципального образования сельское поселение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Объектом исследования является процесс управления социально-экономическим развитием сельского поселения Селендума.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………….………….6
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований………………………………………………………………………14
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности………………………………………………………..……………….20
Глава 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «СЕЛЕНДУМА»
2.1 Социально - экономическое положение Муниципального образования сельское поселение «Селендума»………………………………………………24
2.2 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Доходы и расходы…………………………………………….43
2.3 Основные направления деятельности администрации сельского поселения «Селендума» по улучшению социально-экономического положения населения…………………………………………………………………………45
Глава3.РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ
3.1 Природные ресурсы Селенигнского района и их использование для развития туризма………………………………………………………………..49
3.2 Бизнес-план по развитию туризма – реализация проекта………………..57
3.3 Основные финансовые условия реализации проекта……………………..77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………83

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ .doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ  РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

1.1 Социально-экономические  процессы как объект управления  социально-экономическим развитием  муниципального образования………….………….6

1.2 Комплексное  социально-экономическое развитие  муниципальных образований………………………………………………………………………14

1.3 Цели  и задачи муниципальной социальной  политики в сельской местности………………………………………………………..……………….20

Глава 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «СЕЛЕНДУМА»

2.1 Социально  - экономическое положение Муниципального  образования сельское поселение  «Селендума»………………………………………………24

2.2 Финансовое  обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Доходы и расходы…………………………………………….43

2.3 Основные направления деятельности  администрации сельского поселения  «Селендума» по улучшению социально-экономического  положения населения…………………………………………………………………………45

Глава3.РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ 

3.1  Природные ресурсы Селенигнского  района и их использование  для развития туризма………………………………………………………………..49

3.2 Бизнес-план по развитию туризма  – реализация проекта………………..57

3.3 Основные финансовые условия  реализации проекта……………………..77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………83

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена  необходимостью совершенствования  управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.

Меры по устойчивому развитию сельских муниципальных территорий в настоящее время формируются как самостоятельное направление российской экономической политики. Функции по ее осуществлению возложены на Минсельхоз России, которое должно в этом направлении работать в тесном взаимодействии с другими федеральными ведомствами и органами управления субъектов Российской Федерации. Сегодня в научной литературе идет дискуссия о направлениях и механизмах сельской политики, обсуждается концепция устойчивого развития сельских территорий. Специалисты называют ряд причин, определивших проблемы устойчивого развития сельских территорий. Это исторически сложившиеся проблемы: неэффективность аграрной политики, недостаточность в бюджете страны социальных расходов по аграрному сектору, ведомственная разобщенность управления в сельской местности, слабость сельского самоуправления, ограниченность доступа сельского населения к рынкам продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.

Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления сельскими территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития. В этой связи совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы проведенного исследования.

Цель исследования:  изучить  теоретические и практические аспекты  управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.

Объектом исследования является процесс  управления социально-экономическим развитием сельского поселения Селендума.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе управления социально-экономическим развитием  сельского поселения муниципального образования.

Задачи исследования:

1. Исследовать теоретические аспекты  управления социально-экономическим  развитием муниципального образовании,  в том числе, социально-экономические  процессы как объект управления  социально-экономическим развитием  муниципального образования. 

2. На практике рассмотреть управление социально-экономическим развитием муниципального образования, а именно, Муниципального образования сельского поселения «Селендума».

3. Определить финансовое обеспечение  управления социально-экономическим  развитием муниципального образования: статьи пополнения и расходования местного бюджета.

4. Предложить, как один из вариантов  пополнения бюджета сельского  поселения «Селендума», проект  по развитию туризма.

Теоретической основой исследования послужили  фундаментальные положения, представленные в трудах современных ученых по проблемам социально-экономического развития; программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти.

В работе использовались следующие методы познания: анализ и синтез, системный анализ процессов общественного развития, а также методы структурно-функционального анализа, сравнения и обобщения.

Практическая  значимость результатов исследования заключается в возможности использования, методических разработок и практических результатов работы в деятельности органов местного самоуправления при разработке концепции и программ устойчивого социально-экономического развития сельского муниципального образования, а также в качестве методического инструмента повышения эффективности функционирования местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты управления социально-экономическим  развитием муниципального образования

 

1.1 Социально-экономические процессы  как объект управления социально-экономическим  развитием муниципального образования

Формирование и функционирование механизма реализации социально-экономической  политики определяется объективными потребностями  и тенденциями общественного  развития. Именно потребности и тенденции  предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов. По своей сути механизм реализации социально-экономической политики представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов социально-экономической жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить интересы населения, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти федерального и регионального уровней, разработать социально-экономическую стратегию и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по ее реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы [12, с.115-117].

Механизм реализации социально-экономической  политики имеет сложную структуру: субъект социально-экономической  политики; государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социально-экономических отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; объект социально-экономической политики - социально-экономические процессы в обществе во всем их содержательном многообразии разнообразных формах проявления; системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социально-экономической политики; методы реализации социально-экономической политики; предметно-политическая деятельность по решению задач социально-экономической политики на различных стадиях Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социально-экономической политики дополняется и другими элементами [10, с. 58-61].

При формировании социально-экономической  политики неизбежно встает вопрос о  приоритетах социально-экономической  политики, т.е. социально-экономических  задачах, которые признаются обществом  как на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения (тактические, или краткосрочные приоритеты), так и на этапе долгосрочного развития (стратегические приоритеты). Принцип приоритетности в социально-экономическом развитии общества активно используется практически во всех странах мира, в том числе и высокоразвитых. Тактические и стратегические приоритеты определяются в ходе организации и управления экономическим системами всех уровней. Под приоритетными направлениями понимаются такие направления социально-экономической политики, которые в наибольшей степени приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Федерации [29, с. 115-119].

Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона [15, с. 63-69].

Главной приоритетной целью социально-экономической  политики субъекта Федерации (СЭПСФ) должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение о том, что «Российская Федерация - социальное государство» и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют ее конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными  сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели [31, с.56-59].

Здесь, важную роль призван сыграть  такой комплексный показатель, как  «качество жизни населения». Этот показатель характеризует уровень  обеспечения населения комплексом потребностей в целом и по его категориям. Об этом говорил и Л.И. Абалкин, отмечая, что «главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс ..., а качество человека». В современных условиях приоритеты развития человека, качество человеческого потенциала являются основными факторами общественного прогресса в XXI в. В этой связи вложения в образование, науку, культуру представляют собой не вычет из общественного блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений представляются самыми эффективными.

Традиционные показатели уровня развития социально-экономических систем, такие  как, например, валовой внутренний продукт (в субъектах Федерации валовой  региональный продукт), объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем производства сельскохозяйственной продукции и тому подобные не являются точными и, что очень важно, достаточными критериями для оценки благосостояния страны или отдельных ее регионов. Валовой внутренний продукт как экономический показатель не учитывает и не отражает изменений, происходящих в приоритетах социальных ценностей общества в целом, в предпочтениях различных социальных групп и отдельных людей. Но именно эти факторы в настоящее время становятся все более и более важными. Даже интенсивные темпы валового экономического роста, порождающие общество изобилия товаров, не являются идеалом, стремление к которому в безусловном порядке обеспечивает рост благосостояния и социальную умиротворенность граждан [34, с. 154-159].

Необходимо порвать с экономизмом  и продвигать регулирующую деятельность, учитывать все составные элементы экономики, с тем, чтобы она служила  счастью людей, а не только росту  продуктивности, рентабельности и конкурентоспособности.

На смену чисто экономическим  валовым показателям должен прийти новый, более сложный и полный критерий - «качество жизни населения», компонентами которого является ряд  социально-экономических факторов, в состав которых входит большое  число различных социально-экономических показателей или индикаторов, в том числе и ранее используемые традиционные экономические показатели.

Качество жизни отражает удовлетворенность  людей предоставленными им материальными  и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, качество жизни - это насколько хорошо живется людям. Данное интегральное понятие активно используется в международной практике, особенно при сопоставлениях уровней экономического и социального развития стран.

Система интегральных показателей, характеризующих  качество жизни населения, в мировой  практике встречается в различных  формах. Интересна система показателей, предложенная В.В. Трейрером, А.И. Кашириным, Ю.М. Швырковым. (Таблица 1)

Таблица 1. Система интегральных показателей, характеризующих целевую функцию  «качество жизни населения»

п/п Аспекты понятия «качество жизни населения» Интегральные понятия, характеризующие выделенные аспекты

1 Благосостояние Доходы, деловая активность

2 Здоровье Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и др.), занятие физкультурой и спортом, достаточное и рациональное питание, организация отдыха и лечение

3 Образование Дошкольное образование, общее среднее образование, среднее и высшее, специальное образование, повышение квалификации персонала, общая образовательная программа для населения, развитие способностей одаренных личностей

Продолжение таблицы 1

4 Жилищные условия Обеспеченность жильем, качество жилья, благоустройство и инфраструктура территории жилого фонда

5 Духовная жизнь и культура Развитие религиозного и духовного самосознания населения, пропаганда морально-нравственных ценностей религии, развитие литературы и искусств, книжное дело, театр и прочие зрелищные заведения, художественная самодеятельность и народные промыслы

6 Обеспеченность товарами и услугами Номенклатура предоставляемых товаров и услуг, в том числе местными производителями и по импорту; качество товаров и услуг, цены

Информация о работе Социально – экономическим развитием муниципального образования сельское поселение