Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Объектом исследования является процесс управления социально-экономическим развитием сельского поселения Селендума.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………….………….6
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований………………………………………………………………………14
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности………………………………………………………..……………….20
Глава 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «СЕЛЕНДУМА»
2.1 Социально - экономическое положение Муниципального образования сельское поселение «Селендума»………………………………………………24
2.2 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Доходы и расходы…………………………………………….43
2.3 Основные направления деятельности администрации сельского поселения «Селендума» по улучшению социально-экономического положения населения…………………………………………………………………………45
Глава3.РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ
3.1 Природные ресурсы Селенигнского района и их использование для развития туризма………………………………………………………………..49
3.2 Бизнес-план по развитию туризма – реализация проекта………………..57
3.3 Основные финансовые условия реализации проекта……………………..77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………83
В мире экопутешествия занимают от 7 до 20% в общем объеме поездок. Темпы их роста огромны — 30% в год. В России ситуация несколько иная. Прежде всего, внутренний туризм, как отрасль экономики, несмотря на колоссальный потенциал, пока не вызывает доверия инвесторов и говорить о его реальном влиянии в стране пока рано. Кроме того, с 2005 года наблюдается спад въездного туризма в России на 15,6%. Прогнозы не слишком оптимистичны - популярность страны на международном туристическом рынке снижается и, соответственно, можно ожидать дальнейшее сокращении турпотока. Развитие экологического туризма в целом, безусловно, связано с общими тенденциями развития туризма в стране, но имеет и свою специфику. Вероятно, снижение иностранного турпотока в экологическом туризме будет менее существенно, за счет сильной мотивированности экотуристов, их тяги к приключениям, к приобретению нового знания и опыта. И в этом контексте значение экологического туризма для страны в ближайшее время будет возрастать [37, с.32].
Таким образом, опишем создаваемый проект.
Полное наименование: Туристический проект «Рассвет»
Сокращенное наименование: ТП «Рассвет».
Юридический адрес предприятия: 671195, Россия, Республика Бурятия, Селенгинский район, село Селендума, ул. Фрунзе, 19.
Планируемый срок открытия – 01.05.2013 г.
Размер уставного капитала - 1000 МРОТ
Основной вид деятельности предприятия – оказание туристических услуг.
Форма собственности – муниципальная.
Руководство деятельностью предприятия ведет глава администрации, Цыденов Валерий Бальжинимаевич.
Основной целью проекта
Экологическая программа будет включать: рыбалку; прогулки по живописным заповедным местам по специальным туристическим тропам; сплав по реке Темник.
План маркетинга
В рамках плана маркетинга представим: анализ конкурентоспособности, анализ потребителей и рынка сбыта и продвижение продукции.
1. Анализ конкурентоспособности.
В Республике Бурятия есть все условия для развития туризма, в том числе, таких специфических направлений, как экологический туризм, санаторно-курортный, деловой и спортивный. Сама природа и географическое положение Бурятии создают прекрасные предпосылки для этого. Осталось их воплотить.
Сфера туризма признана одним
основных направлений экономики, которая
сейчас развивается в различных
направлениях. А после создания модельного
проекта на территории Байкальского заповедника
его роль туризма в экономике еще больше
возрастет [31].
В Бурятии развиваются:
• экологический туризм;
• культурно-познавательный туризм;
• приключенческий туризм;
• тематический туризм;
• спортивный туризм, охота и рыбалка;
• приключенческий или специализированный туризм;
• круизы.
Только в Бурятии:
• великолепные, залитые солнцем пляжи с мягким, мелким песком, дюнами (более 60 % береговой линии Байкала);
• около 360 месторождений минеральных источников и лечебных грязей;
• четыре горные системы-Саяны- Восточный Алтай, Хамар-Дабан, Баргузинский и Байкальский хребты с участками, удобными для развития горного туризма, альпинизма, горнолыжного спорта;
• озера и реки, как нельзя более удобные для водных видов туризма;
• более 300 памятников природы и природных достопримечательностей. Около 60% её площади входит в Байкальскую природную территорию – единственный регион в России, где природоохранная деятельность регулируется Федеральным законом "Об охране озера Байкал".
Озерная котловина и прилегающая прибрежная часть под гарантию Правительства РФ включены в список участков Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Площадь Байкальской природной территории составляет 386 тыс. км2. Это больше чем площадь всех остальных заповедников и национальных парков России вместе взятых (317 тыс. км²), больше площади Германии, Финляндии, Италии, Великобритании [36].
Байкальский заповедник вошел в число семи модельных территорий России, из более чем 200 особо охраняемых природных территорий, где строится принципиально новая концепция развития экологического туризма. Основа проекта - совмещение развития туризма и сохранения природы Сибири[31].
Для проведения эколого-познавательных экскурсий в заповедни¬ке существуют экскурсионные тропы, где посетителей знакомят с ре¬ликтовой и эндемичной флорой хребта. Экологическая тропа «В джунгли Хамар-Дабана» проходит по р. Осиновка на северном макро¬склоне хребта, для которого характерны альпийские формы рельефа. В растительном покрове преобладает темнохвойная тайга из пихты, кедра и ели с участием березняков на пологих участках предгорий. Подгольцовый пояс представлен пихтарниками паркового типа, за¬рослями кедрового стланика, субальпийскими лугами. Здесь можно встретить следы жизнедеятельности медведя, соболя, косуль и других животных, а если повезет, то и увидеть самих животных. Из птиц на маршруте встречаются дятлы, сойки, рябчики, кедровки и другие представители пернатых. Для работы на тропах привлекаются со¬трудники научного отдела заповедника, в зависимости от тематики проводимых лекций, а также опытные экскурсоводы - специалисты отдела экологического просвещения, которые в полной мере знакомят посетителей с особенностями охраняемой территории.
Своеобразие растительных сообществ Хамар-Дабана несет в себе эстетическое, образовательное и научное значение. Богата и разнооб¬разна флора высших сосудистых растений заповедника, насчитываю¬щая 885 видов, в том числе 26 - реликты широколиственных лесов. Более 50 видов флоры относятся к редким и занесены в Красную книгу Бурятии.
Ежегодно экологическую тропу посещает до 30 групп. Контингент самый разный. Это школьники и студенты, сотрудники научных орга¬низаций, в том числе и зарубежных. Российско-американское НПО Ин¬ститут Тахо-Байкал совместно с заповедником уже несколько лет про¬водит международные экологические экспедиции, привлекая через конкурс волонтеров. В дни летних каникул тропа «В джунгли Хамар-Дабана» - место проведения экологических лагерей школьников Кабанского района Республики Бурятия (пос. Селенгинск, пос. Танхой).
Экологическая тропа «В джунгли Хамар-Дабана» - одна из со¬ставных частей Хамар-Дабанской тропы, которая, в свою очередь, является частью Большой Байкальской Тропы, опоясывающей Байкал и являющейся самой большой по протяженности экотуристической тропой в Евразии на Участке Всемирного Наследия ЮНЕСКО озера Байкал. В 2003-2004 гг. на тропе прошли волонтерские работы с при¬влечением специалистов по строительству троп из США, а также сту¬дентов из различных ВУЗов г.г. Иркутска, Улан-Удэ, Москвы, и во¬лонтеров из США, Франции, Германии, Польши. Были заново сдела¬ны гати и мостики, проведена расчистка тропы на протяжении 5 км. Большую помощь оказывают волонтеры и студенты международной научной экспедиции Тахо - Байкал Института.
В ближайшем будущем планируется создание единой экологиче¬ской тропы вокруг заповедника в зоне сотрудничества трех админи¬стративных районов Республики Бурятия: Кабанского, Джидинского, Селенгинского, объединяя все кордоны во взаимосвязанную единую систему «Заповедное кольцо»[37].
В программе развития экологического туризма на 2011-2013 года в Байкальском заповеднике предусматриваются мероприятия, включающие научную, природоохранную и просветительскую деятельность. Создание туристической инфраструктуры предполагает строительство визитного центра, гостевых домов, экологических троп и маршрутов, смотровых площадок для наблюдения за животными. Сейчас сотрудники Байкальского заповедника ведут активную работу по развитию экологического туризма – уже построена станция мечения птиц, две экологические тропы (кедровая аллея и по знаменитым верховым болотам, что у подножия хребта Хамар-Дабан) оборудованы деревянными настилами для туристов с ограниченными возможностями[6].
Основные туристические районы - Баргузинская долина, Подлеморье, Прибайкалье, Кабанский район, Тункинский район, Кяхтинский район, Бичурский район, Северобайкальский район, Тарбагатайский район, Селенгинский район [baikaltravel.ru/tourism/]
Селенгинский район республики Бурятия (РБ) находится на юге г. Улан-Удэ - столицы Бурятии. Месность представлена высокими горами и хребтами, здесь есть дремучие таежные леса и плодородные заливные луга в речных долинах, множество озер и, главное, простор забайкальских степей. Территория Селенгинского района находится на юге Бурятии. Селенгинский район граничит на севере с Кабанским районом, на востоке- с Иволгинским, Тарбагайским, Мухоршибирским, на юге с Бичурским и Кяхтинским районами, на западе с Джидинским.
Высокой популярностью туристов и жителей Селенгинского района пользуется курортная зона озера Щучье. Это второе по величине озеро в Бурятии после Байкала, зато несравнимо теплее летом. Представляет огромный потенциал для развития туризма в районе. В районе Щучьего озера расположены палаточный лагерь, множество баз летнего и круглогодичного отдыха, дома отдыха, профилактории, летние оздоровительные лагеря, спортивные базы.
К базам отдыха ведет асфальтированная подъездная дорога от федеральной трассы Улан-Удэ - Кяхта через с. Тохой. Имеется линия энергоснабжения, телефонная связь. К 2010 году начали работу новые базы отдыха, постоянно расширяется сфера дополнительных услуг.
Базы отдыха:
1.Лагерь отдыха «Сибиряк» ВСЖД
2.База отдыха «Школа Романова»
3. База отдыха ОАО «Тугнуйский угольный разрез».
4. Пансионат «Любимый»
5. База отдыха ОАО «Тепловые сети»
6. Детский лагерь отдыха «
7. Спортивно-оздоровительный
8. База отдыха налоговой
9. Турбаза «Озеро Щучье» ООО «Турист»
10. Пионерлагерь «Уголек»
11. Профилакторий «Радуга» ГО ГРЭС
12. База отдыха ГАП-3 Улан-Удз
[kmechte.ru/baikaltour/
В целом, природные условия Республики Бурятия благоприятствуют развитию туризма: здесь есть, на что посмотреть, природа не нарушена деятельностью человека. Именно эти условия и необходимы для организации эколо¬гического туризма[36].
Готовых туров со сплавом по реке Темник пока нет – туроператоры Бурятии только начинают работать в этой сфере.
Одной из главных нерешенных проблем остается статус владельцев «туристических предприятий». Большинство из них не имеют лицензий на предпринимательскую деятельность и по сути занимаются этим бизнесом нелегально.
Стратегический план проекта заключается в том, что он не нанесет вреда окружающей среде, а наоборот позволит наиболее рационально и правильно использовать природные ресурсы и возобновлять их.
Таким образом, ТП «Рассвет» будет успешно конкурировать на рынке, поскольку будет выделяться следующими возможностями:
- Предоставление целого комплекса услуг: водный туризм (сплав по реке Темник), пешеходный туризм
- Рыбалка
- Возможность заказа тура длительностью от одного до трех дней. Таким образом, появляется возможность короткого отпуска, поездки на выходные.
- Невысокие цены
- Обширная экскурсионная
- Обеспечение соответствующим транспортом.
-Посещение целебных источников
-Знакомство с историей
2. Анализ потребителей и рынка сбыта.
Предполагается, что клиентами ТП «Рассвет» станут россияне и иностранцы, часто приезжающие на отдых в Бурятию.
Разнообразное и адреснонаправленное предложение с учетом стандартов обслуживания и потребностей туристов способно привлечь дополнительных покупателей и создать постоянную клиентуру.
Проведем сегментацию рынка.
Клиентами ТП «Рассвет» будут физические лица иностранцы и россияне:
Рисунок 1 – Распределение клиентов
3. Продвижение продукции.
ТП «Рассвет» является поставщиком услуг.
Продвижением занимаются менеждеры.
Необходимо обеспечить рекламные ролики, которые бы транслировались на местных каналах. Информация в нем должна обновляться каждую неделю и иметь достоверные сведения, не противоречащие действительности. Также необходимо уделить внимание буклетам, которые коротко и доступно могли предоставить план маршрута, основные услуги. Буклеты должны быть подкреплены иллюстрациями, позволяющими наглядно себе все представить и оценить. Фотографии воссоздают атмосферу этих туров. Именно они дают потенциальному клиенту главное представление о том, что его ожидает.
Телевидение имеет широкие возможности оказывать целенаправленное воздействия и вызывать желаемую ответную реакцию зрительской аудитории. Телевидение обеспечивает широкий охват, особенно в праздничные, выходные дни, когда максимальное количество клиентов будут у своих телевизоров. А также рекламное обращение, которое будут помещены в газете, привлекающее внимание читателей. В силу своей оперативности, повторяемости, широкого охвата рынка пресса является одним из самых эффективных средств распространения рекламы.
Сегодня Internet - это самый легкий
способ получения информации из любой
точки земного шара. Сейчас ни одна
туристская фирма не может обойтись
без Internet. Здесь идет формирование имиджа
фирмы и корректировка
Важным фактором в рекламе является фирменный стиль организации. Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.
Организационный план
В своей деятельности предприятие
руководствуется гражданским и
налоговым законодательством
Планируемая структура управления представлена на рисунке 2
Глава администрации
Водитель