Социально – экономическим развитием муниципального образования сельское поселение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Объектом исследования является процесс управления социально-экономическим развитием сельского поселения Селендума.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………….………….6
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований………………………………………………………………………14
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности………………………………………………………..……………….20
Глава 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «СЕЛЕНДУМА»
2.1 Социально - экономическое положение Муниципального образования сельское поселение «Селендума»………………………………………………24
2.2 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Доходы и расходы…………………………………………….43
2.3 Основные направления деятельности администрации сельского поселения «Селендума» по улучшению социально-экономического положения населения…………………………………………………………………………45
Глава3.РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ
3.1 Природные ресурсы Селенигнского района и их использование для развития туризма………………………………………………………………..49
3.2 Бизнес-план по развитию туризма – реализация проекта………………..57
3.3 Основные финансовые условия реализации проекта……………………..77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………83

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ .doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Жилищно – коммунальное хозяйство   158593,00

Благоустройство  158593,00

Культура, кинематография и средства массовой информации 1676817,00

Культура   1676817,00

Итого расходов: 4017400,00

 

Итого: Расходы = Доходам.

Комплексная программа социально – экономического развития Муниципального Образования «Селендума» (на 2011-2020г.г.) финансируется следующими источниками:

Федеральный бюджет – 1,2 тыс. руб.

Республиканский бюджет – 10,5 тыс.руб.

Бюджет  муниципального района – 1,2 тыс.руб.

Бюджет  поселения – 18,1 тыс.руб.

Привлеченные  средства организации – 27,3 тыс.руб.

Общий объем  финансирования составляет – 58,4 тыс.руб. [7].

  2.3 Основные  направления деятельности администрации  сельского поселения «Селендума»  по улучшению социально-экономического  положения населения

Проанализируем  деятельность органов местного самоуправления муниципального образования «Селендума»  по следующим сферам – экономика, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления. Эффективность деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики проводится по 3 разделам: дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности.

За анализируемый  период ремонт автомобильных дорог  местного значения с твердым покрытием не производился. Общая протяженность автомобильных дорог местного значения составляет 200 км.  Доля протяженности автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог местного значения составляет 4,6%, что ниже районного показателя на 23 %.

Органами местного самоуправления МО «Селендума» не осуществляется организация  транспортного обслуживания населения  в границах поселения.

На 1 января 2011 года число субъектов  малого предпринимательства составляет 11.  Численность занятых в малом предпринимательстве по состоянию на 1 января 2011 г. составила 67 человек, в динамике 3 последних лет  наблюдается значимое увеличение числа субъектов малого предпринимательства, численности занятых в нем. Доля  среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций составляет 10,5 %.

За анализируемый период на территории поселения  был введен комплекс нового жилья, т.е.  были отведены земельные участки под строительство. Органами местного самоуправления МО «Селендума» не разрабатываются и не реализовываются комплексные программы по улучшению инвестиционной привлекательности.

Основной целью развития здравоохранения  является сохранение и улучшение  здоровья населения, снижение уровня заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности  жизни.

Удовлетворенность населения медицинской  помощью – 80%.

По результатам врачебных свидетельств о смерти в 2009 году из 48 случаев смерти в поселении, 27 были зарегистрированы у лиц в возрасте до 65 лет (45%). В 2010 году общая смертность составила 57 человек, из них до 65 лет -34%.  За 2011 год общая смертность населения составила 53 человека, из них лица до 65 лет составили 44%.  Число лиц умерших в возрасте до 65 лет остается очень высоким.  В структуре причин лидирующее место занимают острые отравления алкоголем и спиртсодержащими жидкостями, что свидетельствует о социально-экономическом неблагополучии, об алкоголизации населения, особенно молодого, трудоспособного населения и является весьма актуальной и острой проблемой.

Анализ развития здравоохранения  позволяет сделать вывод: эффективность  существующей системы здравоохранения  остается недостаточной.

Основной целью развития образования  является обеспечение прав граждан  на получение общедоступного и бесплатного  образования.

В сфере дошкольного образования  с 2007 года наблюдается очередь детей  в дошкольное учреждение.

В сфере общего образования необходимо оценивать эффективность деятельности органов местного самоуправления МО «Селендума» по таким показателям:

• удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене;

• численность учащихся, приходящихся на одного учителя;

• средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвовавших  в ЕГЭ, составляет 0,83. Численность учащихся, приходящихся на одного учителя в муниципальном общеобразовательном учреждении, составляет 4,09.  Тогда как нормативное значение составляет 15 учащихся. Значит, существуют неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами (учителя) в данном муниципальном образовательном учреждении.  Средняя наполняемость классов составляет 21,2 человек, что является результатом оптимизации сети образовательных учреждений.

Целью деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение населения качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами.

Многоквартирные дома в с. Селендума  обслуживаются ООО «Сантех плюс». Это единственная организация коммунального  комплекса в МО «Селендума».

Население, предоставляемым жилищно-коммунальные услуги, отмечают обслуживание ООО «Сантех плюс»  как удовлетворено.

Доля собственных доходов в  общем объеме доходов МО «Селендума»  составляет в среднем 20%. Столь низкое значение данного показателя является результатом отсутствия комплексной политики органов местного самоуправления по привлечению инвесторов, наращивания налоговой базы, развитию малого предпринимательства [2].

Основные направления программы  социально – экономического развития МО СП «Селендума» на 2013 год:

- Содержание и ремонт скотомогильника  = 2500 руб.

- Развитие с\х = 14 000 руб.

- Развитие ЛПХ= 16000 руб.

- Пополнение библиотечного фонда  = 3000 руб.

- Строительство церкви св. Иннокентия = 4000руб.

- Строительство детского парка  = 500 руб.

- Выделение средств для участия в спортивных мероприятиях =  50 руб.

 

Проанализировав деятельность органов  местного самоуправления можно сделать  вывод, что запланированных собственных  бюджетных средств не хватит на решение  всех сложившихся проблем и запланированных задач. Поэтому перед администрацией поселения становится задача изыскивать возможности для роста собственных доходов бюджета. В 3-й главе представлен проект по рациональному использованию имеющих ресурсов с целью пополнения бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Расширение программы социально – экономического развития в рамках современных условий

 

3.1 Природные ресурсы Селенигнского  района и их использование  для развития туризма 

Специалисты различных отраслей знания единодушны в том, что наиболее важен  и эффективен в условиях постоянных психических перегрузок активный отдых на природе. Этот вид отдыха можно назвать специальным термином «рекреация» от латинского (восстановление) [14, с.68-69].

Территория Селенгинского района занимает степную юго-западную часть Гусино-Удинской котловины, ограниченную и пересеченную хребтами Хамар-Дабан, Хамбинский, Моностойский, с юга район отделяет Боргойский хребет, а к югу-востоку тянутся песчаные степи. Южная часть района сильно изрезана полноводной рекой Селенгой и ее правыми притоками реками Чикой и Хилок. Расстояние с самой южной точки района составляет около 120 км. Площадь района – 8269 кв.км. Район граничит с севера с Иволгинским районом, с северо-запада с Кабанским районом, с юга-запада Джидинским районом, с юга - Кяхтинским районом, с востока Тарбагатайским и Мухоршибирским районами. В состав Селенгинского района, как единой административно-территориальной единицы входят: городское поселение «Город Гусиноозерск» и 14 сельских поселений, которые объединяют 38 населенных пунктов. Административным центром является город Гусиноозерск. Город расположен в южной части Республики Бурятия, на северо-восточном берегу озера Гусиное, на расстоянии 110 км к юго-западу от г.Улан-Удэ, в 6 км от железнодорожной линии Улан-Удэ-Наушки. По территории района проходит федеральная автотрасса «Улан-Удэ-Кяхта» и Восточно-Сибирская железная дорога в сопредельное государство – Республика Монголия.

Климат района, как и всей республики, относится к резко континентальному типу с суровой зимой и умеренным теплым летом, но он различается в разных частях района. Средняя годовая температура – 1,4 градуса, январе – 26,4 градуса, июле +20 градусов. Зимы холодные, при средней температуре -24,1 градуса, а лето выделяется боле повышенной, чем в других районах РБ, температурой равной +18,6 градуса. Среднегодовое количество осадков не превышает 250-300 мм, из которых основное количество приходится на период: конец июня - середина августа.

Разнообразие ландшафтов способствует многообразию растительного и животного мира. В долине реки Темник расположены самые обширные в Бурятии плантации облепихи.

На территории района расположено  много озер – озеро Гусиное  с площадью зеркала 163 кв.км. и объемом  водной массы 2,5 куб.км при средней  глубине 15 м и максимальной глубине 25м. Длина озера 25 км, максимальная ширина-8,5 км. В него впадает девять речек, среди которых самая крупная Цаган-гол и вытекает единственная речка Баян-гол.

Второе по величине озеро является озеро Щучье (443 га).

На территории района имеются девять минеральных источников, из которых шесть выходят из подножия Хамбинского хребта. Большая часть территории района находится в степной и лесостепной зоне. Селенгинский район богат запасами леса.

Лесопокрытая площадь составляет 4750 кв.км. или 57,4% территории района.     

Селенгинский район обладает значительным потенциалом развития туризма, включающим природно- и историко- культурные аспектыМО  «Селенгинский район» РБ имеет значительный туристский потенциал, который определяется следующими факторами:

- культурное взаимообогащение и взаимодействие разных этнических общностей: бурят, старообрядцев (семейских), казаков, русских, «сибиряков» и др.

- мирное сосуществование различных  религий: буддизм, православие,  шаманизм, старообрядчество;

- разнообразный и привлекательный природный ландшафт;

- богатство и разнообразие животного  и растительного мира;

- наличие памятников историко-культурного  наследия [6].

Главной природной достопримечательностью является река Селенга, основной приток Байкала с площадью водосбора 440 тысяч кв. км. На территории района в Селенгу впадают три ее крупных притока – Чикой, Хилок, Темник. Территория района расположена в основном в пределах Селенгинского среднегорья, со средними высотами 800-1500 м над уровнем моря, и только на западе и на севере подступают отроги хребтов Большого и Малого Хамар-Дабана, а днища межгорных котловин находятся на высоте 540-550 м. Наиболее значимые хребты – Хамбинский, Моностойский, Боргойский. (официальный сайт Республиканского агентства по туризму)

Большой популярностью пользуется Озеро  Щучье, расположенное на живописном предгорье хребта Хамар-Дабан, в 15 км. к северу от Гусиного озера. Озеро Щучье прозрачно как Байкал. Площадь его 465 гектаров, наибольшая глубина 25 метров. Благодаря своей уникальности оно взято под охрану как памятник природы Бурятии в 1976 году. Озеро имеет связь с Байкалом. На его берегах расположены базы отдыха, оно посещается многочисленными туристами и отдыхающими, которых привлекают чистота воды и живописность окружающего ландшафта.

Из хребтов Хамар-Дабана берут  начало две наши главные реки Загустай и Убукун. Чистейшая и холодная вода веками поила людей, живших по ее берегам.

Склоны Хамар-Дабана покрыты хвойными лесами, где растут кедр, пихта, ель, лиственница, сосна; они богаты ягодниками, зарослями лекарственных растений, кедровыми орехами. Здесь часто встречаются ценные пушные звери.

Северные пологие предгорья  Моностойского хребта составляют пашенные земли. Здесь самые плодородные  почвы. Моностойский хребет весь покрыт сосновым лесом.

Природной достопримечательностью долины является родоновый источник Агсурга  у отрогов Хамар-Дабана.

У самого подножия Хамар-Дабана, где  начинается левобережная долина речки  Загустайки в сказочно красивой местности  «Агсурга» из-под скалы вытекает целебный источник.

По данным обследования, проведенного в сентябре 1958 года, радоновые воды Загустайского источника применяются  для лечения нервной системы, кожных заболеваний и болезней опорно-двигательной системы. К услугам  отдыхающих горячие  ванны, массаж, прием и лечение фитотерапевта, иглоукалывание, четырехразовое питание. Этот обычай – подкрепить свое здоровье вошел в традицию с давних времен и передается из поколения в поколение.

Проведя возле источника, немного  времени, люди почувствуют в своей  душе чувство спокойствия и умиротворения, которое останется с ними надолго [36].

Е. Кряжена в своей статье на официальном сайт Республиканского агентства по туризму отметила, что  Селенгинский район (максимальный для  орни¬тологического научного и спортивного туризма, высокий для культурного, коммерческого и стационарного от¬дыха) (Рекреационные ресурсы и рекреационная деятельность) [31].

 

В настоящее время разработана  Муниципальная целевая программа  «Развитие туризма в муниципальном  образовании «Селенгинский район» Республики Бурятия на 2011 - 2013 годы».

Основной целью программы является становление индустрии туризма  с освоением историко-культурных ресурсов Селенгинского района, создание условий для полноценного удовлетворения потребностей населения в отдыхе посредством ускоренного развития туристско-рекреационного комплекса Селенгинского района Республики Бурятия и реализации проектов по развитию материальной базы и инфраструктуры туризма.

Информация о работе Социально – экономическим развитием муниципального образования сельское поселение