Социально – экономическим развитием муниципального образования сельское поселение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Объектом исследования является процесс управления социально-экономическим развитием сельского поселения Селендума.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………….………….6
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований………………………………………………………………………14
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности………………………………………………………..……………….20
Глава 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «СЕЛЕНДУМА»
2.1 Социально - экономическое положение Муниципального образования сельское поселение «Селендума»………………………………………………24
2.2 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Доходы и расходы…………………………………………….43
2.3 Основные направления деятельности администрации сельского поселения «Селендума» по улучшению социально-экономического положения населения…………………………………………………………………………45
Глава3.РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ
3.1 Природные ресурсы Селенигнского района и их использование для развития туризма………………………………………………………………..49
3.2 Бизнес-план по развитию туризма – реализация проекта………………..57
3.3 Основные финансовые условия реализации проекта……………………..77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………83

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ .doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальная социальная политика в  сельской местности должна быть ориентирована  на достижение следующих целей:

-развитие социальной сферы сельских  поселений, сокращение разрыва  между городом и селом в  уровне обеспеченности объектами  социальной сферы;

-создание основ для повышения  престижности проживания в сельской  местности, содействие решению  общегосударственных задач в  области миграционной политики;

-расширение труда в сельской  местности путем создания условий  для развития сельской экономики  и роста доходов сельских жителей;

-создание условий для завершения  передачи объектов социальной  сферы сельскохозяйственными предприятиями  и организациями в ведение  органов самоуправления [27, с. 115-118].

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

-стимулирование привлечения и  закрепления для работы в социальной  сфере и других секторах сельской  экономики выпускников высших  учебных и средних профессиональных  заведений, молодых специалистов;

-улучшение состояния здоровья  сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

-повышение роли физической культуры  и спорта для предупреждения  заболеваний поддержания высокой  работоспособности населения, профилактики  правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

-повышение образовательного уровня  учащихся сельских школ, приведение  качества образования в соответствие  с современными требованиями, обеспечивающими  конкурентоспособность кадров на  рынке труда;

-активизация культурной деятельности на селе;

-повышение уровня занятости  сельского населения, сохранение  и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств  бюджетов всех уровней, основные пути решения поставленных задач могут  быть следующими:

-приоритетная государственная  поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях;

-разработка и реализация эффективного  экономического механизма, обеспечивающего  содержание и эксплуатацию объектов  социальной сферы села на уровне  нормативных требований;

-повышение эффективности использования  материально-технических и кадровых  ресурсов социальной сферы села  путем формирования предприятий  нового типа, внедрения новых  прогрессивных форм деятельности;

-создание условий для привлечения  в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также других внебюджетных источников, содействие организации и функционирования в сфере социального обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;

– формирование правового и методического обеспечения социального развития села [15, с. 124-126].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практика управления социально-экономическим  развитием Муниципального образования  сельское поселение «Селендума»

 

2.1. Социально - экономическое положение  Муниципального образования сельское поселение «Селендума»

Общие сведения о МО СП «Селендума»

МО СП «Селендума» расположено  в Селенгинском районе Республики Бурятия  в долине реки Селенги в северо-восточном  направлении. В состав сельского  поселения входят следующие  населенные пункты – с. Селендума, с. Билютай, с. Сосновка и ул. Шана.

Село Селендума является административным центром поселения, где проживает  большая часть жителей всего  поселения. Улус Шана находится в 1,5 км западнее от с. Селендума.  Село Билютай  расположено в 3 км к югу от села Селендума. Село Сосновка расположено в 18 км  юго-западнее  села Селендума.   

Поселение удалено от районного  центра г. Гусиноозерска на расстоянии 60 км. к юго-западу. По восточной  границе села проходит  железная дорога Улан-Удэ – Наушки. С севера на запад проходит  автомагистраль Улан-Удэ – Закаменск.

Поселение с юга граничит с Джидинским районом. На севере-западе - с Иройской,  на севере - с Темникской частично по реке Темник и Ехэ-Цаганской администрацией. На востоке - с Убур-Дзокойской администрацией. Общая площадь территории поселения составляет  44651 га.

Связь между селами поселения осуществляется по автомобильной дороге регионального  значения и по дорогам местного значения.

Структура земельного фонда выглядит следующим образом: земли сельскохозяйственного назначения - 22341га, земли промышленности - 26га, земли государственного лесного фонда - 28128га, земли поселения - 3233га.

Наибольшее значение имеют земли  сельскохозяйственного назначения. Одним из основных восполняемых природных ресурсов являются лесные ресурсы. Общая площадь лесного фонда составляет  28128 га, из них покрыто лесом - 22014га

Климат на территории поселения, как  и всей республики, относится к  резко континентальному типу с суровой  зимой и умеренным теплым летом.

Численность населения сельского  поселения «Селендума» на 1 января 2012 года составила 2998 человек.

 

Демографическая ситуация

Численность населения сельского  поселения «Селендума» на 1 января 2012 года составила 2998 человек. За период 2009-2011 годы численность населения  поселения сократилась на 55 человек. В том числе за счет естественной убыли на 0,010 тыс. человек, за счет миграционного оттока на 0,108 тыс. человек. Отрицательный миграционный обмен в основном определяется оттоком молодых трудоспособных граждан из села в город.

Современная  демографическая ситуация муниципального образования «Селендума» характеризуется  депопуляцией. Неплохие показатели рождаемости в абсолютных значениях за 2009-2011 годы – в год рождалось в среднем по 56 детей - сводятся на нет показателями высокой смертности. В 2008 году наблюдался прирост населения на 10 человек, однако уже в 2010 году происходит убыль населения на 8 человек.

В данном поселении  большую роль в сокращении численности  населения играет  высокий уровень  миграционного оттока. В 2009 году миграционная убыль составляла 46 человек, в 2010 –  43, в 2011 миграционный приток 65 чел.

 Таким образом, рождающееся поколение не восполняет поколения своих  родителей, происходит   интенсивный  процесс старения, уменьшается численность трудоспособного и детского населения. Основные демографические показатели отражены в таблице 2.                                                                                                     

 Таблица  2

Показатели 2009 2010 2011

Численность постоянного населения, чел. 3003,0 2956,0 2998,0

Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте (мужчины, 16-59 лет, женщины 16-54 лет) 1420,0 1400,0 1400,0

Число родившихся, чел / на 1000 населения 42,0/14 45,0/15,3 26,0/8,9

Число умерших, чел / на 1000 населения 57,0/19 53,0/18,8 49,0/16,4

Естественный прирост, чел. / на 1000 населения -15/-5 -8/-3,0 -23,0/-7,7

Численность прибывших, чел. 44 44,0 152

Численность выбывших, чел. 90 87,0 87,0

Миграционный прирост, (убыль)

чел./на 10000 нас. -46,0/-154,1 -43,0/-146 65,0/217

Средняя продолжительность жизни, лет 50 60,7 60,7

            

Средняя продолжительность жизни  в 2009 году составила 50 лет. Это характеризуется  высокой смертностью людей до 25 лет, погибших вследствие несчастных случаев, отравлений, травм и самоубийств. По половому признаку население поселения делятся на женщин – 54%, мужчин – 46% (средние значения по 3 анализируемым годам).

Занятость и безработица 

Ситуация на рынке труда  за 2009-2011 гг. ухудшилась. Во-первых, уменьшается численность экономически активного населения – с 1420 человек в 2009 году до 1400 человек в 2011. Также уменьшается численность работающих – на 58 человек за последние 3 года.  Во-вторых, на очень высоком уровне остается безработица – каждый четвертый человек в трудоспособном возрасте является безработным. Причина высокой безработицы в поселении является ликвидация ранее действующих промышленных предприятий и в настоящее время в поселении действуют только социальные учреждения.

 Таблица 3.  Занятость и безработица

Показатели 2009 2010 2011

Численность постоянного населения, чел. 3003,0 3956,0 2998,0

Численность экономически активного  населения,  чел. 1420,0 1400,0 1400,0

занято в экономике, чел. 640,0 569,0 561,0

в % к экономически активному населению 45,0 40,0 40,0

Безработные, чел. 306 321,0 250,0

в % к экономически активному населению 30 39 39

Численность официально зарегистрированных безработных, чел. 32,0 30,0 39,0

Уровень зарегистрированной безработицы, % 2,3 2,1 2,8

 

 Денежные доходы населения

При наличии тенденции роста  денежных доходов населения в  последние годы среднедушевые показатели не достигают прожиточного минимума. Это обуславливается высоким  уровнем безработицы и низким уровнем оплаты труда работников, основную долю которой формируют бюджетные учреждения и сельскохозяйственные предприятия, для которых характерно значительное отставание от республиканского уровня.

Таблица 4

   Показатели 2009 2010 2011

Среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей  2200 2403,0 2842,0

Реальные денежные доходы, % к предыдущему году 113,0 110,0 119,0

Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата, рублей  4650,0 5534,0 6700

Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей 5195,0 6160 7009

Выплаты социального характера,  тыс. руб. 36532,0 39871,0 58472

Пенсии, тыс. руб. 33040,0 36907,0 54751

Пособия, тыс. руб. 3492,0 2964 3721

Основной проблемой  низкого  уровня денежных доходов населения  является незначительный темп роста  заработной платы.

Сфера образования      

В сельском поселении действует 2 дошкольных образовательных  учреждения. Численность детей, посещающих дошкольное образовательное  учреждение, возросла по сравнению с началом 2009 года на 8 чел. и составила на 01.01.12 года -  93 чел. Охват детей дошкольным воспитанием составил  в 2011- 50%. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями составляет на 100 мест  71 ребенка.

В сельском поселении функционирует 1 средняя общеобразовательная школа. Количество обучающихся  в 2011-2012 учебном  году составляет  296 детей.

В образовательных учреждениях поселения работает 48 педагогов,  2 педагогических работников дополнительного образования.

Проблемой является старение педагогических кадров, отток молодых специалистов в связи с отсутствием удовлетворительных жилищно-бытовых условий и недостаточным материально-техническим обеспечением образовательного и воспитательного процесса в школах.

За период 2009-2011 г.г. в общеобразовательных  и дошкольных образовательных  учреждениях  произошло уменьшение количества  мест, в связи с введением новых стандартов.

Таблица 5. Уровень развития сферы  образования

Показатели 2009 2010г. 2011г.

число постоянных дошкольных учреждений – всего: 2 2 2

В них детей: 94 93 90

Число детей  в возрасте 1-6 лет- всего 157 186 240

Количество мест в дошкольных учреждениях 160 160 160

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) 58 58 56

Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных образовательных  учреждениях (на 100 детей приходится мест) 58 58 56

Охват детей дошкольными учреждениями (в % от численности детей соответствующего возраста) 38,3 59,8 50

Число общеобразовательных учреждений – всего: 4 2 2

Численность учащихся  в общеобразовательных  учреждениях – всего: 334 306 298

Сфера здравоохранения

Медицинское обслуживание жителей  поселения  производят:  

• Дневной стационар на 6 коек и стационар на дому;

•  врачебная амбулатория;  

Таблица 6. Уровень развития здравоохранения

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011г.

Численность врачей всех специальностей 3 3 3

Численность населения на 1 врача 1001 865 999

Численность среднего медицинского персонала 15 14 11

Численность населения на 1 работника  среднего медицинского персонала 200 211 273

 

Продолжение таблицы 6

Число больничных коек - всего 6 6 6

Численность населения на 1 больничную койку 500 496 499

Численность врачебных амбулаторных - поликлинических учреждений (самостоятельных  и входящих в состав других учреждений) 1 1 1

Мощность врачебных амбулаторных - поликлинических учреждений всего 55 55 55

 

Укомплектованность врачебных должностей остается низкой, в связи с чем, снижается доступность квалифицированной и специализированной медицинской помощи жителям села. Практически все население поселения обслуживается фельдшерами.

Отсутствие распределения выпускников после окончания учебного заведения делает процесс стихийного восполнения кадрового дефицита маловероятным. Выходом для данной проблемы является обучение студентов медицинских ВУЗов и училищ по целевому набору с заключением контракта об оплате обучения и гарантией трудоустройства и обеспечения жильем по окончанию учебного заведения.   

Сфера культуры

В сфере культуры деятельность  направлена на сохранение и развитие культурного потенциала,  обеспечение  доступности услуг культуры для  всех слоев населения.

Предоставление услуг культуры обеспечивается на основе  культурно-досугового  учреждения поселения.

На территории поселения функционируют  следующие учреждения культуры:  2  библиотеки и сельский Дом культуры.

Материально – техническое оснащение  учреждения культуры, в том числе ремонт зданий, оснащение библиотек доступом к сети Интернет, пополнение книжного фонда,  нуждается в дополнительной поддержке. Детская библиотека, открытая в 1971 году, требует капитального ремонта. Необходимо превратить сельский дом культуры  в место семейного досуга, место общения, культурного обмена. Активизировать работу художественной самодеятельности, с привлечением взрослого населения, неорганизованной молодёжи, организовать кружковую работу.

Информация о работе Социально – экономическим развитием муниципального образования сельское поселение