Социально-психологические методы в управлении персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - произвести анализ и дать оценку влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации СПУ «Антоновка-Агро».
Для достижения цели определены следующие задачи:
- осветить теоретические аспекты социально-психологических методов управления персоналом в организации
- определить сущность основных понятий: персонал, метод управления, конкурентоспособность и т.п.
- рассмотреть методы оценки влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации
- изучить зарубежный опыт применение социально-психологических методов повышения конкурентоспособности.
- дать оценку влияния социально – психологических методов управления персонала в СПУ «Антоновка-Агро»
- определить мероприятия по совершенствованию использования социально-психологических методов управления персоналом.
- произвести расчет эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления социальным развитием персонала, ее влияние на конкурентоспособность организации.

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.docx

— 113.59 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации. Одной из проблем повышения конкурентоспособности современной организации является рациональное использование активности человеческих ресурсов. Несмотря на все большее возрастание роли человеческих ресурсов в экономике организаций, их активность отстает от требований, предъявляемых рынком к уровню их технологической, продуктовой, управленческой и других составляющих конкурентоспособности.

Решение данной проблемы возможно при расширении использования потенциальных возможностей человеческих ресурсов организации, оказывая эффективное управление посредством социально-психологических методов.

В связи с этим комплексное исследование процесса управления и влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации, повышающей её устойчивость в условиях современного рынка, является одной из актуальных научных и практических задач.

Цель курсовой  работы - произвести анализ и дать оценку влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации СПУ «Антоновка-Агро».

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • осветить теоретические аспекты социально-психологических методов управления персоналом в организации
  • определить сущность основных понятий: персонал, метод управления, конкурентоспособность и т.п.
  • рассмотреть методы оценки влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации
  • изучить зарубежный опыт применение социально-психологических методов повышения конкурентоспособности.
  • дать оценку влияния социально – психологических методов управления персонала в СПУ «Антоновка-Агро»
  • определить мероприятия по совершенствованию использования социально-психологических методов управления персоналом.
  • произвести расчет эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления социальным развитием персонала, ее влияние на конкурентоспособность организации.

В результате написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ документальных источников;
  • интервьюирование;
  • наблюдения;
  • анкетирование;

Объектом исследования курсовой работы является управление персоналом СПУ «Антоновка-Агро» за 2010-2012 годы.

 Предметом исследования являются инструменты формирования и развития конкурентоспособности организации на основе использования активности ее персонала.

Курсовая работа состоит из 3-х разделов, введения и заключения, списка использованных источников, приложений.

В первом разделе рассматривается сущность и влияние социально-психологических методов на конкурентоспособность организации, методы оценки влияния социально-психологических методов управления на конкурентоспособность организации.

Во втором разделе данной работы проводится анализ влияния социально-психологических методов управления на конкурентоспособность СПУ «Антоновка-Агро», рассмотрена организационно-экономическая характеристика организации, дается оценка влияния социально-психологических методов на развитие коллектива.

 В третьем разделе работы рассматриваются и предлагаются к использованию в управлении пути повышения эффективности управления социально-психологическим развитием персонала, а также расчет эффективности предлагаемых мероприятий.

В заключение работы рассматривается мнение автора данной работы, сложившееся на основании изученного материала по данной проблеме и оценка влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации.

 

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Понятие социально-психологических методов в управлении персоналом

 

 

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. При помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в коллективах и между коллективами; при помощи психологических методов - управление поведением индивида и межличностными отношениями в коллективе. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека [26, с.140].


Социально-психологическое воздействие включает:

- использование  системы методов социального  управления: социальное планирование, регулирование, нормирование, моральное  стимулирование:

- учет формальных  и неформальных связей в коллективе;

- влияние  на формирование коллектива стиля  руководства;

- комплексный  анализ качеств личности;

- учет и  использование основных аспектов  совместимости и принципов психологического  побуждения работников к эффективной  деятельности.

Все эти направления воздействия на конкретную личность призваны в конечном итоге сократить до минимальных размеров несоответствие между имеющимися у работников отрицательными качествами (склонность к нарушению трудовой дисциплины, норм морали, правил поведения в быту и др. ) и теми требованиями, которые предъявляют организации к конкретному лицу (инициативность, строгое соблюдение дисциплины, аккуратное и своевременное выполнение функциональных обязанностей и др.)

Главная цель этих методов состоит в формировании в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи, поставленные перед коллективом. Главной фигурой в любом коллективе является человек с его потребностями. Для того, чтобы человек хорошо работал, он должен быть не только сытым и одетым, но и удовлетворенным в морально-психологическом аспекте, то есть в соответствующем микроклимате.

В условиях развития рыночных отношений от каждого работника требуется творческий подход к непосредственным своим трудовым обязанностям. А для этого необходимо создание таких условий и производственных отношений между руководителем и работниками, при которых способности каждого могли бы наиболее полно раскрываться и реализовываться. Важнейшими факторами в этом отношении являются деловая творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат в каждом коллективе. Эффективность социально-психологических методов управления во многом определяется такими факторами, как социальное планирование, производственное воспитание и стимулирование в трудовых коллективах. Основная цель планов социального развития состоит в поступательном развитии коллектива для обеспечения лучших условий труда, быта, духовного и физического развития, воспитания сознательного отношения к труду и обществу. Основными разделами этих планов могут быть:

1. Совершенствование  социальной структуры коллективов

2. Улучшение  условий труда и быта

3. Совершенствование  оплаты труда, улучшение жилищных  и культурно-бытовых условий работников: [26, с.145]

4. Воспитание личности и развитие общественной активности в коллективе

В условиях рыночного способа хозяйствования должна возрастать социальная активность личности каждого работника: инициативность, творчески целеустремленность, самодисциплина. Без этих личных качеств каждого работника успеха добиться очень трудно. Особенно если учесть, что прежняя административно-командная форма хозяйствования не всегда стимулировала развитие этих качеств.

Определению основных путей социального развития коллектива должны предшествовать глубокий анализ и специальные исследования о социальном составе работников, об уровне их образования, квалификации, запросах склонностях и др.

Производственное воспитание - это постоянный поиск совершенных форм и методов воздействия на сознание людей. Основными из них являются:

1. Система  идейно-теоретического образования.

2. Соревнование, самоутверждение личности.

3. Информационное  обеспечение.

4. Наставничество

5. Участие  трудящихся в управлении производством

6. Метод убеждения  является главным методом целевого  воздействия на сознательную  сферу личности

7. Подражание и внушение

8. Воздействие делом. Воспитание личным примером отношения к труду, умение самостоятельно решать производственные проблемы наилучшим образом способствуют формированию в сознании людей определенных взглядов, вызывает у них желание поступать подобным образом.

9. Воздействие словом. Каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы научиться обращаться со словом.

10. Воздействие  внешним обликом. Завоевывая уважение  людей идейно-нравственной зрелостью  и профессиональной компетентностью, руководитель также должен уметь  визуально располагать к себе  людей.

11. Стимулирование.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % — от умения работать с людьми[14,с.90].

Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления.

Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете - сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.

Вывод: психологические методы управления основаны на использовании индивидуальных свойств личности, особенностей психики и способностей. Они направлены на конкретного работника и строго индивидуальны.

Психологическое планирование представляет собой новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива.

Оно предполагает постановку цели развития критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования, психологического климата.

К основным результатам психологического планирования относят следующие:

- формирование подразделений или команд на основе психологической совместимости личности;

- комфортный психологический климат в коллективе;

- формирование личной мотивации, исходя из философии предприятия;

- минимизацию конфликтов;

- планирование карьеры на основе личных целей работника;

- рост интеллектуальных способностей;

- формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Формирование и развитие трудового коллектива комплектования малых групп дают возможность определить оптимальное количественное соотношение с учетом психологической совместимости.

Гуманизация отношений в трудовом коллективе и гуманизация труда включает стиль руководства, культуру управления, психологическое воздействие света, музыки, исключение монотонности труда.

Профессиональный отбор и обучение направлены на то, чтобы психологические характеристики человека соответствовали выполняемой работе. Темперамент служит для определения и назначения места каждого работника, распределения управленческих задач, психологических приемов работы с конкретным человеком. Существуют такие типы темперамента, как холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Черты характера определяют направленность мира человека и уровень потребности в общении (экстраверт, интроверт). Направленность личности рассматривается с точки зрения мотивов, потребностей, интересов.

Интеллектуальные способности характеризуют возможность понимания, мышления, сознания человека, а также уровень интеллекта (высший, средний, низкий).

Управление поведением работников и психологического побуждения к деятельности включает такие способы психологического воздействия, как внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, порицание, обманутое ожидание, комплименты, намек, личный пример, конкретная помощь руководителя и др.

 

    1. Взаимосвязь социально-психологических методов управления персоналом и конкурентоспособности организации

 

 

Современные организации вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Поэтому факторы, которые определяют успех на рынке, одновременно являются и факторами выживания организации. Каждый из них связан с деятельностью сотрудников.

Информация о работе Социально-психологические методы в управлении персоналом