Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 20:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - произвести анализ и дать оценку влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации СПУ «Антоновка-Агро».
Для достижения цели определены следующие задачи:
- осветить теоретические аспекты социально-психологических методов управления персоналом в организации
- определить сущность основных понятий: персонал, метод управления, конкурентоспособность и т.п.
- рассмотреть методы оценки влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации
- изучить зарубежный опыт применение социально-психологических методов повышения конкурентоспособности.
- дать оценку влияния социально – психологических методов управления персонала в СПУ «Антоновка-Агро»
- определить мероприятия по совершенствованию использования социально-психологических методов управления персоналом.
- произвести расчет эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления социальным развитием персонала, ее влияние на конкурентоспособность организации.
ВВЕДЕНИЕ
Поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации. Одной из проблем повышения конкурентоспособности современной организации является рациональное использование активности человеческих ресурсов. Несмотря на все большее возрастание роли человеческих ресурсов в экономике организаций, их активность отстает от требований, предъявляемых рынком к уровню их технологической, продуктовой, управленческой и других составляющих конкурентоспособности.
Решение данной проблемы возможно при расширении использования потенциальных возможностей человеческих ресурсов организации, оказывая эффективное управление посредством социально-психологических методов.
В связи с этим комплексное исследование процесса управления и влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации, повышающей её устойчивость в условиях современного рынка, является одной из актуальных научных и практических задач.
Цель курсовой работы - произвести анализ и дать оценку влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации СПУ «Антоновка-Агро».
Для достижения цели определены следующие задачи:
В результате написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
Объектом исследования курсовой работы является управление персоналом СПУ «Антоновка-Агро» за 2010-2012 годы.
Предметом исследования являются инструменты формирования и развития конкурентоспособности организации на основе использования активности ее персонала.
Курсовая работа состоит из 3-х разделов, введения и заключения, списка использованных источников, приложений.
В первом разделе рассматривается сущность и влияние социально-психологических методов на конкурентоспособность организации, методы оценки влияния социально-психологических методов управления на конкурентоспособность организации.
Во втором разделе данной работы проводится анализ влияния социально-психологических методов управления на конкурентоспособность СПУ «Антоновка-Агро», рассмотрена организационно-экономическая характеристика организации, дается оценка влияния социально-психологических методов на развитие коллектива.
В третьем разделе работы рассматриваются и предлагаются к использованию в управлении пути повышения эффективности управления социально-психологическим развитием персонала, а также расчет эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключение работы рассматривается мнение автора данной работы, сложившееся на основании изученного материала по данной проблеме и оценка влияния социально-психологических методов управления персоналом на конкурентоспособность организации.
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие социально-психологических методов в управлении персоналом
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. При помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в коллективах и между коллективами; при помощи психологических методов - управление поведением индивида и межличностными отношениями в коллективе. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека [26, с.140].
Социально-психологическое воздействие включает:
- использование системы методов социального управления: социальное планирование, регулирование, нормирование, моральное стимулирование:
- учет формальных
и неформальных связей в
- влияние
на формирование коллектива
- комплексный анализ качеств личности;
- учет и
использование основных
Все эти направления воздействия на конкретную личность призваны в конечном итоге сократить до минимальных размеров несоответствие между имеющимися у работников отрицательными качествами (склонность к нарушению трудовой дисциплины, норм морали, правил поведения в быту и др. ) и теми требованиями, которые предъявляют организации к конкретному лицу (инициативность, строгое соблюдение дисциплины, аккуратное и своевременное выполнение функциональных обязанностей и др.)
Главная цель этих методов состоит в формировании в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи, поставленные перед коллективом. Главной фигурой в любом коллективе является человек с его потребностями. Для того, чтобы человек хорошо работал, он должен быть не только сытым и одетым, но и удовлетворенным в морально-психологическом аспекте, то есть в соответствующем микроклимате.
В условиях развития рыночных отношений от каждого работника требуется творческий подход к непосредственным своим трудовым обязанностям. А для этого необходимо создание таких условий и производственных отношений между руководителем и работниками, при которых способности каждого могли бы наиболее полно раскрываться и реализовываться. Важнейшими факторами в этом отношении являются деловая творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат в каждом коллективе. Эффективность социально-психологических методов управления во многом определяется такими факторами, как социальное планирование, производственное воспитание и стимулирование в трудовых коллективах. Основная цель планов социального развития состоит в поступательном развитии коллектива для обеспечения лучших условий труда, быта, духовного и физического развития, воспитания сознательного отношения к труду и обществу. Основными разделами этих планов могут быть:
1. Совершенствование социальной структуры коллективов
2. Улучшение условий труда и быта
3. Совершенствование
оплаты труда, улучшение жилищных
и культурно-бытовых условий
4. Воспитание личности и развитие общественной активности в коллективе
В условиях рыночного способа хозяйствования должна возрастать социальная активность личности каждого работника: инициативность, творчески целеустремленность, самодисциплина. Без этих личных качеств каждого работника успеха добиться очень трудно. Особенно если учесть, что прежняя административно-командная форма хозяйствования не всегда стимулировала развитие этих качеств.
Определению основных путей социального развития коллектива должны предшествовать глубокий анализ и специальные исследования о социальном составе работников, об уровне их образования, квалификации, запросах склонностях и др.
Производственное воспитание - это постоянный поиск совершенных форм и методов воздействия на сознание людей. Основными из них являются:
1. Система
идейно-теоретического
2. Соревнование, самоутверждение личности.
3. Информационное обеспечение.
4. Наставничество
5. Участие
трудящихся в управлении
6. Метод убеждения
является главным методом
7. Подражание и внушение
8. Воздействие делом. Воспитание личным примером отношения к труду, умение самостоятельно решать производственные проблемы наилучшим образом способствуют формированию в сознании людей определенных взглядов, вызывает у них желание поступать подобным образом.
9. Воздействие словом. Каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы научиться обращаться со словом.
10. Воздействие
внешним обликом. Завоевывая уважение
людей идейно-нравственной
11. Стимулирование.
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % — от умения работать с людьми[14,с.90].
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления.
Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете - сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.
Вывод: психологические методы управления основаны на использовании индивидуальных свойств личности, особенностей психики и способностей. Они направлены на конкретного работника и строго индивидуальны.
Психологическое планирование представляет собой новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива.
Оно предполагает постановку цели развития критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования, психологического климата.
К основным результатам психологического планирования относят следующие:
- формирование подразделений или команд на основе психологической совместимости личности;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации, исходя из философии предприятия;
- минимизацию конфликтов;
- планирование карьеры на основе личных целей работника;
- рост интеллектуальных способностей;
- формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.
Формирование и развитие трудового коллектива комплектования малых групп дают возможность определить оптимальное количественное соотношение с учетом психологической совместимости.
Гуманизация отношений в трудовом коллективе и гуманизация труда включает стиль руководства, культуру управления, психологическое воздействие света, музыки, исключение монотонности труда.
Профессиональный отбор и обучение направлены на то, чтобы психологические характеристики человека соответствовали выполняемой работе. Темперамент служит для определения и назначения места каждого работника, распределения управленческих задач, психологических приемов работы с конкретным человеком. Существуют такие типы темперамента, как холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Черты характера определяют направленность мира человека и уровень потребности в общении (экстраверт, интроверт). Направленность личности рассматривается с точки зрения мотивов, потребностей, интересов.
Интеллектуальные способности характеризуют возможность понимания, мышления, сознания человека, а также уровень интеллекта (высший, средний, низкий).
Управление поведением работников и психологического побуждения к деятельности включает такие способы психологического воздействия, как внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, порицание, обманутое ожидание, комплименты, намек, личный пример, конкретная помощь руководителя и др.
Современные организации вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Поэтому факторы, которые определяют успех на рынке, одновременно являются и факторами выживания организации. Каждый из них связан с деятельностью сотрудников.
Информация о работе Социально-психологические методы в управлении персоналом