Социальные технологии в социальном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

За качество разработки и успех воплощения в жизнь принятой в организации стратегии управления основную ответственность несет непосредственно менеджер. Он специалист по управлению, который создает планы, определяет, не только что и когда делать, но также кто и как будет выполнять намеченное (управление персоналом), определяет рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

Содержание работы

1. Сущность и содержание социального менеджмента 3
2. История возникновения и развития социального менеджмента 5
3. Становление и развитие социального менеджмента как науки 7
4. Социальная организация как система и объект менеджмента 8
5. Структура и функции социального менеджмента 9
6. Принципы и методы социального менеджмента 12
7. Коммуникация и информатизация в системе социального менеджмента 17
8. Власть и система руководства 18
9. Социальные технологии в социальном менеджменте 19
Литература

Файлы: 1 файл

социальный менеджмент готово.docx

— 70.80 Кб (Скачать файл)

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных  взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем, так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная  ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Большинство  американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался  лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.

Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

Считается, что начало этому  направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945); который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда  учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).

 

Одной из наиболее известных  концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.

Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е  гг. XX в. как количественная школа  науки управления, основанная на понимании  сложных управленческих проблем, благодаря  разработке и применению моделей  с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

 

Тема 3. Становление  и развитие социального менеджмента  как науки

Анри Файоль (1841-1925) выдающийся французский инженер. В 1888г. он принял руководство горнодобывающей компанией , находившейся на грани банкротства и за 30 лет сделал ее одним из самых процветающих предприятий Франции. Файоль развил теорию Тейлора. Различие их теорий заключается в том, что они рассматривали различные уровни управления. Если Тейлор разработал концепцию управления применительно к цеховому управлению, то Файоль - высшее администрирование. Файоль является основоположником административной школы управления.

     Обобщая свои  многолетние наблюдения Файоль в 1900г. создал "Теорию администрации". Все операции, которые встречаются на предприятии, он разбил на 6 групп.

1.Технические операции (производство, выделка, обработка).

Без этих операций невозможно производство. Но несмотря на всю важность технических операций их нельзя противопоставлять остальным, т.к. они не могут осуществляться без наличия сырья, без сбыта готовой продукции, без капитала, без страховых мероприятий и без общей программы предприятия.

2. Коммерческие операции (покупка, продажа, обмен).

Процветание предприятия  часто зависит от умения покупать и продавать, это умение также  необходимо, как умение производить, т.к. если продукт не имеет сбыта, крах предприятия неизбежен.

3. Финансовые операции (привлечение  средств и распоряжение ими).

Ни одно предприятие не может существовать без этих операций. Необходимо квалифицированное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию  средства, извлечь максимальную выгоду из имеющихся средств и избежать безрассудных займов под высокие  проценты. Для обеспечения успеха следует четко представлять финансовое состояние предприятия.

4.Страховые операции (страхование  и охрана имущества предприятия  и лиц).  Страховые операции  это мероприятия, которые обеспечивают  предприятию безопасность, а персоналу  - необходимое ему душевное спокойствие.

5.Учетные операции. (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.). Эти операции позволяют администрации предприятия оценить достигнутые результаты и определить перспективы развития. Руководство предприятия должно опираться на полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия.

6.Административные операции (предвидение, организация, распорядительство,  координация, контроль).

Административные операции предусматривают выработку общей  программы работы предприятия, формирование персонала, координирование усилий, гармонизация действий.

Предвидеть (планировать), т.е. вырабатывать программу действий, учитывая грядущие события.

Организовывать, т.е. строить  материальный и социальный организм предприятия.

Распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать.

Координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все  действия и все усилия.

Контролировать, т.е. заботится  о том, чтобы все совершалось  согласно установленным правилам и  отданным распоряжениям.

 

Тема 4. Социальная организация как система и  объект менеджмента.

Трудовой коллектив как  социальный организм имеет и определенную социальную структуру. Существует несколько  видов социальных структур: производственно-функциональная, целевая, профессионально-квалификационная, социально-демографическая, общественно-организационная, социально-психологическая и национальная социальные структуры.

Производственно-функциональная структура трудового коллектива включает в себя производственные подразделения  предприятия: выпускающие продукцию, реализующие продукцию, управляющие, организовывающие, планирующие, обслуживающие  и др. В связи с этим можно  выделить три уровня социальной структуры: высший (это производственный коллектив  предприятия в целом); средний (цеха, участки, службы); первичный (бригады, смены, группы).

В зависимости от выполняемых  функций весь трудовой коллектив  делится на две большие группы: промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал. В состав промышленно-производственного персонала  входят все работники основной деятельности: руководители, специалисты, технические исполнители, основные и вспомогательные рабочие, ученики, работники военизированной и сторожевой охраны, пожарной охраны, работники научно-исследовательских и конструкторско-технологических подразделений. В состав непромышленного персонала включают работников жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытового и медико-санитарного облуживания, подсобных сельскохозяйственных предприятий, спортивных сооружений, педагогический и обслуживающий персонал дошкольных учреждений и др.

Целевая структура трудового  коллектива представляет собой совокупность всех уровней социальной структуры, связанных между собой общей  целью и задачами как производственного, так и социально-психологического характера, выражающих одинаковые интересы, общие ценностные ориентации.

Профессионально-квалификационная структура трудового коллектива – это социальная форма профессионального  разделения труда. Она предполагает деление работников предприятия  на группы по уровню образования, профессиям, а внутри профессий по уровню квалификации, производственному стажу, специальности  и специализации.

Социально-демографическая  структура распределяет трудовой коллектив  на группы по полу, возрасту, семейному  положению, уровню доходов и др. В  каждой группе необходимо изучать специфические  потребности, интересы ее членов, характер воспроизводства рабочей силы, и  др.

Общественно-организационная  структура выражает систему отношений  в трудовом коллективе, в котором  всегда образуются формальные и неформальные объединения, между которыми складываются определенные отношения. Несовпадение интересов этих групп может привести к социально-трудовым конфликтам.

Социально-психологическая  структура трудового коллектива определяется системой взаимосвязи  позиций и ролей отдельных  работников и малых групп. В результате формируется определенный социально-психологический  климат в трудовом коллективе, определенная трудовая мотивация, трудовая адаптация  новых членов коллектива, разрешение социально-трудовых конфликтов, то есть эффективность деятельности коллектива.

Национальная структура  трудового коллектива представляет собой национальный состав коллектива. Поэтому необходимо учитывать национальные традиции каждого работника, в особенности если в коллективе складываются довольно значительные национальные группы.

Все виды социальных структур трудового коллектива в совокупности определяют содержание внутриколлективных социально-трудовых отношений. Изучение этих отношений позволяет эффективно управлять трудом на предприятии и в организации.

 

Тема 5.Структура  и функции социального менеджмента

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно  планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали  его нуждам и потребностям. В связи  с этим возникает необходимость  научной обоснованности, системе  критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность  и целесообразность. Обеспечить такую  обоснованность может социальное планирование.

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных  с жизнедеятельностью населения. Главной  задачей социального планирования является оптимизация процессов  экономического и социального развития, повышение социально-экономической  эффективности.

Объектом социального  планирования являются социальные отношения  на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень жизни населения, в т. ч. уровень реальных доходов  в целом и по социальным группам; качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность; обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение  объема данных услуг, предоставляемых  населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим элементам индикативного  планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х  начала 80-х гг. в связи с переходом  этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам  регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных  программ. Примером может служить  пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по существу являются общей концепцией социально-экономического развития страны.

Большой опыт социального  планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех  условиях директивный характер.

Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Информация о работе Социальные технологии в социальном менеджменте