Социальные технологии в социальном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

За качество разработки и успех воплощения в жизнь принятой в организации стратегии управления основную ответственность несет непосредственно менеджер. Он специалист по управлению, который создает планы, определяет, не только что и когда делать, но также кто и как будет выполнять намеченное (управление персоналом), определяет рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

Содержание работы

1. Сущность и содержание социального менеджмента 3
2. История возникновения и развития социального менеджмента 5
3. Становление и развитие социального менеджмента как науки 7
4. Социальная организация как система и объект менеджмента 8
5. Структура и функции социального менеджмента 9
6. Принципы и методы социального менеджмента 12
7. Коммуникация и информатизация в системе социального менеджмента 17
8. Власть и система руководства 18
9. Социальные технологии в социальном менеджменте 19
Литература

Файлы: 1 файл

социальный менеджмент готово.docx

— 70.80 Кб (Скачать файл)

Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения  услугами членов общества или определенного  территориального органа.

Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод  нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

 

Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные  законы развития общества опираются  возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких  организационных формах воплощаются.

Долгое время ведущим  методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения  связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные  с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив  им благоприятные условия для  проявления творческой активности.

Научность социального планирования во многом зависит от использования  нормативного метода. Его требования служат основой для составления  показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы  позволяют осуществить расчеты  и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет  в себе анализ и обобщение. Его  сущность сводится к тому, что в  ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части  и на этой основе определяются направления  реализации намеченной программы.

Все большее значение приобретает  метод вариантов, суть которого заключается  в определении нескольких возможных  путей решения социальных задач  при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его  разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся  исходных данных определяется возможный  путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором  приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку программы с  учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение  темпов и пропорций развития социального  процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей  плана.

В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой  метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного  развития вне зависимости от ведомственной  их принадлежности.

Широкое признание получил  социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных  законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной  форме условно. В действительности речь идет о количественном анализе  при использовании уже перечисленных  выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его  совершенствование.

В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр  и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится  роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии  планирования важно уметь применять  количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации  результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.

Как нам известно, сущность государства проявляется в его  функциях, которые являются основными  направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую  систему на всех уровнях.

Социальное планирование имеет свои объекты и субъекты.

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, — как отдельные  личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и  т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Главным субъектом социального  управления является государство. Таким  образом, социальное планирование –  это одна из управленческих функций  государства.

Объектом социального  проектирования (т.е. где или на ком  осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации  социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для  этого воздействия. Это могут  быть объекты самой различной  природы:

1) человек как общественный  индивид и субъект исторического  процесса и социальных отношений  с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками,  социальным статусом, престижем,  ролями в системе отношений;

2) различные элементы  и подсистемы социальной структуры  общества (трудовые коллективы, регионы,  социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные  отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные  и т. п.).

В широком смысле объектами  и субъектами социального планирования выступает вся совокупность людей  социума, которая не является однородной массой. Это совокупность социальных общностей, больших социальных групп  и классов, представляющих всю палитру  социально-стратификационной структуры.

Еще одним важным доказательством  того, что социальное планирования является значимой функцией органов  власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует  объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.) Скоординировать действия всех субъектов социального планирования может государство в лице законодательных и исполнительных органов власти.

 

 

 

Тема 6. Принципы и  методы социального менеджмента

Основными составляющими  любой организации являются задачи, люди и управление. Для успешного  существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между  этими тремя процессами. И ключевая роль в поддержании этого баланса  принадлежит менеджменту.

Система менеджмента опирается  на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы менеджмента и можно ли в современном  производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную  деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными  принципами, может быть, упрощенными.

В относительно недалеком  прошлом не было сложной системы  хозяйственных связей, обусловленной  развитием специализации и кооперации труда и научно-техническим прогрессом. В современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные  практикой принципы менеджмента, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия  и экономики в целом.

Основные принципы определяют философию и стратегию руководства  предприятием и его звеньями. В  определенной мере они призваны служить  рекламой предприятию. На основании  выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и  политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих  методик, инструкций, положений и  нормативов.

Общественно-производственные отношения определяют роль и место  каждого работника в процессе производства, обмена, распределения  и потребления. От качества и оперативности  работы каждого из них зависит  конечный результат – итог деятельности огромного коллектива.

Принципы менеджмента  относятся к числу важнейших  категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

Таким образом, принципы менеджмента  отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, иначе  говоря, они объективны. Вместе с  тем, каждый из принципов — это  идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат  субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к  закону, тем точнее знание, тем эффективнее  деятельность руководителя в сфере  управления.

Классификация принципов  менеджмента

В литературе нет единого подхода к классификации принципов менеджмента, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов менеджмента. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы менеджмента  весьма разнообразны. Классификация  принципов должна основываться на отражении  каждым из выделенных принципов различных  сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичной, так и общей цели повышения  эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы менеджмента служат не только построению умозрительных  схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру  органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

Всю совокупность принципов  менеджмента можно разделить  на 3 основные группы:

Общие и структурно-функциональные принципы:

 

1. Принцип научности управления. Этот принцип требует построения  системы управления и ее деятельности  на строго научных основаниях.

2. Принцип единства теории  и практики управления.

3. Принцип государственной  законности системы менеджмента  организации. Управление организацией  должно осуществляться в соответствии  с законами в данной стране.

4. Принцип унификации  элементов системы менеджмента.  Необходимо обеспечить оптимальный  уровень унификации объектов  производства, элементов производственного  потенциала, технологии, структур управления, информации, документов и т.д.

5. Принцип специализации  и универсализации процессов  производства.

6. Принцип органичной  целостности объекта и субъекта. Управление должно составлять  единую комплексную систему, имеющую  вход, обратную связь, связь с  внешней средой и выход.

7. Принцип развития системы  менеджмента.

8. Принцип устойчивости  по отношению к внешней среде.  При изменении внешней среды  система управления организацией  не должна кардинальным образом  меняться.

9. Принцип мобильности  процессов управления.

10. Принцип автоматизации  управления.

11. Принцип многовариантности управленческого решения.

12. Принцип плановости.

13. Принцип экономичности  и эффективности.

Информация о работе Социальные технологии в социальном менеджменте