Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – выделение аспектов процесса принятия групповых решений.
Данная цель достигается в ходе решения следующих задач:
рассмотреть понятие группового решения, организацию выполнения, контроль и качество выполнения, преимущества групповых решений относительно индивидуальных;
выявить методы принятия группового решения;
Введение………………………………………………………………………3
1 Принятие групповых решений в менеджменте………………………….5
1.1 Специфика группового принятия решений……………………………5
1.2 Структура группового принятия решения…………………………….9
1.3 Методы коллективного принятия решений…………………………...13
2 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Кировского хладокомбината……………………………………………………………...18
2.1 Организационно- правовая характеристика предприятия…………..18
2.2Экономический анализ деятельности предприятия…………………..22
3 Процесс принятия управленческих решений в ОАО «КХК»………….33
3.1 Особенности принятия групповых решений на предприятии……….33
3.2 Оценка экономической эффективности управленческих решений…..43
Заключение……………………………………………………………………46
Список литературы
Приложения
Задачей интервьюера (проводящего
групповое интервью) является, с
одной стороны, контроль за групповой
динамикой, с другой – направление
группы на достижение поставленной цели.
Для этого он должен способствовать
активному участию каждого
1) Хорошим способом «разговорить»
2) Для прояснения высказываний
отдельных участников группы, полезно
задавать дополнительные
3) Если в ходе интервью один из участников задает вопрос ведущему, то он может «переадресовать» этот вопрос всей группе или самому этому участнику (в первом случае это будет вопрос-эстафета, во втором – вопрос-эхо);
4) По мере завершения
обсуждения отдельных пунктов
ведущий должен подводить
Второй этап носит оценочный, диагностический характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время только регистрирует высказываемые мнения. Приступать к поиску решений проблемы на этом этапе еще преждевременно. Поиск решения происходит на третьем этапе.
Третий этап: брейнсторминг (мозговой штурм) – поиск решения проблемы. На этом этапе ни ведущий, ни участники не должны критиковать мнение других участников. Группа должна высказывать максимальное количество идей по поводу одной конкретной проблемы.
Процесс протекания брейнсторминга включает три фазы:
Вступительная фаза, длительностью примерно 15 минут. За это время ведущий сообщает информацию о методе, правилах и четко излагает вопрос, требующий решения.
Основная, узловая фаза брейнсторминга, длится около часа. Наиболее творческая стадия, когда активность участников максимальна и идеи высказываются свободно.
Заключительная фаза. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения их реального применения. Если у участников возникнут еще какие-либо идеи позже, они смогут изложить их в письменном виде в течении суток6.
Наибольший успех
Четвертый этап – это
стадия принятия решения. Предложенные
решения группа сопоставляет с установленным
на втором этапе «диагнозом», происходит
своеобразный перебор вариантов
решения, их сопоставление и выбор
наиболее оптимального из них. Обычно
при обсуждении на этом этапе присутствует
также около десяти человек. Ведущий
обозначает на доске план обсуждения,
фиксирует все поступающие
В значительной степени успех
группового принятия решения зависит
от деятельности ведущего, направляющего
работу всей группы. Он должен создавать
атмосферу доверия и
Современные исследования по эффективности брейнсторминга обнаружили, что этот метод является более успешным, если идеи вырабатывались независимо, а потом комбинировались, нежели при групповом обсуждении. Возможно, что превосходство группы проявляется из-за того, что больше людей занято решением проблемы, а не из-за самого взаимодействия. «Мозговой штурм» мало эффективен в чрезмерно больших группах, так как отдельные ценные мнения там часто игнорируются, а голосование не гарантирует принятия оптимальных решений. В то же время авторы отмечают, что группы обычно добиваются лучшего результата, чем индивидуумы, особенно, если лидер добивается, чтобы свое мнение высказывали все члены группы. Однако лучший член группы в одиночку может добиться лучшего результата, чем вся группа в целом.
Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфи, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами — предсказателями будущего. Метод Дельфи — многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
Морфологический метод и
метод анализа круга проблем.
Метод аналогий. Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии, называется бионикой.
Для использования метода аналогий необходимо:
Случайный импульс. Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.
Основные приемы для ускорения этого процесса:
Метод «635». Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов12.
Метод модераций. Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно). Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры). Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение. Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.
Есть еще японская (кольцевая) система принятия решений — «кингисё»,суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
Зная предпочтения коалиций,
можно принять оптимальное
Интересные результаты были получены Д. Снайзек, которая сопоставляла пять типов методик принятия решений, применяемых группами:
1) «консенсус», когда в лобовом, открытом обсуждении выбирается оценка, принимаемая всеми членами группы;
2) «диалектическая» методика,
в которой члены группы
3) «диктатура», когда обсуждение
заканчивается выбором
4) метод Дельфи, когда
члены группы не встречаются
лицом к лицу, а представляют
ответы анонимно в серии
5) «коллективная» методика,
предотвращает все интриги
Автор обнаружил, что каждая из четырех первых методик достигала более точных результатов, чем простое усреднение (пятая методика), но лучшие результаты принесла «диктатура», при которой процент ошибок был в три раза меньше. Характерно, что в каждом случае применения метода «диктатуры», «диктатор» группы изменял свое конечное мнение в направлении коллективного среднего, тем самым увеличивая величину ошибки. Результаты данного исследования еще раз обращают внимание на то, что при решении дилеммы: «Лучше одна голова или несколько голов?», следует учитывать, как эти головы соединены и взаимодействуют.
Информация о работе Согласование групповых решений в менеджменте