Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 03:08, курсовая работа
Поэтому, цель курсовой работы состоит в разработке мер по совершенствованию функции планирования и контроля в деятельности ООО «Пегас-тур», соответственно, на основе изучения теоретических и практических аспектов планирования и контроля как функций управления.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- теоретический аспект исследования, содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
- изучение системы планирования деятельности организации;
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет им. Минина»
Социально – экономический институт
Кафедра «Менеджмент, финансы и страхование»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Основы менеджмента»
На тему: «Совершенствование функций планирования и контроля в процессе управления организацией» (На примере ООО « »)
Выполнил:
студентка
группы МБ-10-1
Романова Я.В.
Проверил:
к.э.н., доцент Лазутина А.Л.
Нижний Новгород
2011год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
Глава 1. |
7 | |
1.1. |
||
1.2. |
||
1.3. |
||
1.4. |
||
Глава 2. |
36 | |
2.1. |
36 | |
2.2. |
39 | |
2.3. |
44 | |
2.4. |
48 | |
Глава 3. |
53 | |
3.1. |
53 | |
3.2. |
68 | |
3.3. |
72 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
91 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
94 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
96 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование и контроль приобретает на российских предприятиях новые функции. В этом заключается актуальность темы данной курсовой работы. Планирование призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.
Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности в производстве, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания эффективной системы производственного контроля.
Любая организационная система, построенная для достижения заданных целей. Другая система - это система контроля, пронизывающая организационную систему. Она состоит из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.
Современная внешняя среда характеризуется высокой скоростью изменений. Подвижность среды объясняется в первую очередь высокой насыщенностью потребительского спроса. Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги и других факторов внешней среды: технологий, средств связи, социальных отношений и т.д.
Производство - комплексная задача. Некоторые предприятия изготавливают ограниченное количество видов продукции, другие предлагают широкий ассортимент услуг. Но каждое предприятие использует различные процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы. Для получения прибыли компания должна организовать все эти факторы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества и оказывать необходимые услуги в нужное время с минимальными затратами. Это комплексная проблема, и для ее решения потребуется эффективная система планирования и контроля.
Сущность планирования производственной деятельности в рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.
Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.
Однако, в системе управления отечественных предприятий, не смотря на многолетний опыт работы в условиях плановой экономики, именно функции планирования и контроля остается зачастую наименее адаптированным к современным условиям хозяйствования, к задачам выживания и развития предприятия в конкурентной рыночной среде.
Поэтому, цель курсовой работы состоит в разработке мер по совершенствованию функции планирования и контроля в деятельности ООО «Пегас-тур», соответственно, на основе изучения теоретических и практических аспектов планирования и контроля как функций управления.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- теоретический аспект исследования, содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
- изучение системы планирования деятельности организации;
- рассмотрение видов и этапов ко
- анализ существующей
системы планирования
- исследование механизма
контроля производства на
- совершенствование
- составление мероприятий по повышению эффективности системы планирования и контроля деятельности предприятия.
Объектом исследования является ООО «Пегас-тур».
Предметом исследования в курсовой работе выступает система планирования и контроля ООО «Пегас-тур».
Структурно работа содержит: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
В качестве теоретической и методологической базы была использована учебная и учебно-методическая литература, научно-публицистические издания и интернет-ресурсы по тематике исследования.
В процессе работы использовались методы сравнительного, статистического, логического, факторного и экономического анализов, моделирования.
ГЛАВА 1. Теоретические основы ФУНКЦИЙ планирования и контроля В деятельности организации
1.1 Понятие
контроля как функции
Слово «контроль» как и слово «власть» рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе - это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.[13, с.390]
Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).[5, с.107]
Контроль - процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности.
Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования [11, с. 196].
Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:
Итак, в широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета [2, с.15].
Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент. [21]
Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - контроль лицами, независящими от процесса.[18, c. 119]
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. (Подробнее о процессе контроля будет сказано ниже.)[6, с. 86].
Контроль можно также классифицировать:
Виды контроля.
Предварительный контроль. Контроль,
осуществляемый до фактического начала
работы, называется предварительным. [
Контроль напоминает айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Некоторые наиболее важные виды контроля данной организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. [21]
Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.[15, c. 320]
Текущий контроль. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, называется текущим контролем. [11, с. 197].Текущий контроль производится от начала деятельности до момента получения результата. Его цель - вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов. [12, с. 97]
Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.