Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 03:08, курсовая работа
Поэтому, цель курсовой работы состоит в разработке мер по совершенствованию функции планирования и контроля в деятельности ООО «Пегас-тур», соответственно, на основе изучения теоретических и практических аспектов планирования и контроля как функций управления.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- теоретический аспект исследования, содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
- изучение системы планирования деятельности организации;
Снижение величины активов за 2011 г. организации связан, главным образом, со снижением следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех отрицательно изменившихся статей):
1.Иммобилизованные средства – 7170 тыс. руб. (13%)
2.Запасы: готовая продукция и товары для перепродажи – 4905 тыс. руб. (22,09%)
3.Запасы: затраты в незавершенном производстве – 3836 тыс. руб. (10,33%)
4.НДС по приобретенным
Одновременно, в пассиве баланса наибольшее снижение наблюдается по строкам:
1.Заемный капитал: долгосрочные кредиты и займы – 29850 тыс. руб. (62,46%).
Среди положительно изменившихся статей баланса за 2011 г. можно выделить «Запасы: сырье и материалы» в активе и «Краткосрочные кредиты и займы» в пассиве (+13929 тыс. руб. и +24682 тыс. руб. соответственно).
Структура активов организации на конец 2011 г. характеризуется следующим соотношением: 26% иммобилизованных средств и 74% текущих активов(от 184608 тыс. руб.).
Таким образом, можно сделать вывод о снижении имущества ООО «Пегас-тур» за 2011 г.
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
В Приложении 4 представлена оценка ликвидности ООО «Пегас-тур» за 2010 – 2011 гг.
На декабрь 2011 г. при норме 2,0 и более коэффициент текущей (общей) ликвидности имеет значение 1,3. За 2011 г. этот коэффициент снизился на 0,5 процентных пункта. Коэффициент быстрой ликвидности также имеет значение, не укладывающееся в норму (0,31). Это свидетельствует о недостаточности у ООО «Пегас-тур» ликвидных активов (т.е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности.
Коэффициент абсолютной ликвидности на конец 2011 г. имеет значение, соответствующее норме (0,29). При этом за рассматриваемый период коэффициент снизился на 0,1 процентных пункта.
В Приложении 5 рассмотрены показатели финансовой устойчивости предприятия на 2010-2011 года.
Проанализируем коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Пегас-тур» за 2010 – 2011 гг.
Коэффициент автономии организации на декабрь 2010 г. составил 0,33. Полученное значение говорит о неоправданно низкой доле собственного капитала ООО «Пегас-тур» (33%) в общем капитале организации – организации слишком много использует заемных денежных средств.
Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Значение коэффициента маневренности собственного капитала на конец 2010 года составило 2,15. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5 – 0,6. И хотя на практике норматив для этого показателя не определен, полученное здесь значение говорит о достаточности собственного капитала для обеспечения стабильного финансового положения ООО «Пегас-тур». Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (1,32) на декабрь 2010 г. соответствует нормальному значению, т.е. материально-производственные запасы в достаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами организации.
По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности ООО «Пегас-тур»» значительно превосходит величину долгосрочной задолженности.
Коэффициент автономии организации на декабрь 2011 г. составил 0,33. Данный коэффициент характеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение говорит о слишком высокой зависимости от заемного капитала (собственный капитал составляет 33% в общем капитале организации).
Значение коэффициента маневренности собственного капитала на декабрь 2011 г. составило 2,54. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5 – 0,6. И хотя на практике норматив для этого показателя не определен, полученное здесь значение говорит о достаточности собственного капитала для обеспечения стабильного финансового положения ООО «Пегас-тур». Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (0,95) соответствует норме, т.е. материально-производственные запасы в достаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами ООО «Пегас-тур».
По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности ООО «Пегас-тур» значительно превосходит величину долгосрочной задолженности.
В Приложении 6 представлена оценка стоимости чистых активов предприятия по отношению к его уставному капиталу.
Чистые активы организации на декабрь 2011 года намного (в 739,86 раз) превышают уставный капитал. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение ООО «Пегас-тур», полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Однако необходимо отметить снижение чистых активов на 1,7% в течение рассматриваемого периода.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этим показателям относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.
Значение показателей деловой
активности отображено в Прилож
Анализ показателей деловой активности показывает, что на начало анализируемого периода значение общего коэффициента оборачиваемости было близко к нормативному значению, к концу 2011 года значение данного показателя стало соответствовать норме.
Значение коэффициента оборачиваемости запасов значительно ниже нормативного как на начало, так и на конец анализируемого периода, что говорит о слишком высокой доле запасов в структуре активов организации. В некоторой степени это обусловлено особенностями отрасли, тем не менее, необходимо предпринимать меры для повышения данного показателя, оптимизируя количество запасов, совершенствуя систему управления запасами.
Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии большой степени задолженности у компании. В этом случае давление кредиторов может ощущаться прежде, чем можно что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре. Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости запасов может отражать негативные явления в деятельности предприятия, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.
Значение коэффициента оборачиваемости собственного капитала соответствует нормативному значению и на начало и на конец анализируемого периода, что положительно характеризует деятельность фирмы.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что за рассматриваемый период времени улучшились значения показателей деловой активности, что положительно сказывается на общей картине финансового состояния предприятия. Однако значение оборачиваемости запасов даже при существующем улучшении не соответствует нормативному значению, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования системы управления запасами.
Для оценки использования имеющихся ресурсов на предприятии рассчитывают показатели рентабельности.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Данные показатели позволяют судить об эффективности ценовой и финансовой политики в компании.
Рассчитанные значения показателей рентабельности отобразим в Приложении 8.
Анализ показателей рентабельности ООО «Пегас-тур» за анализируемый период показывает низкие значения всех показателей рентабельности. При этом необходимо отметить их снижение, что говорит о снижении эффективности ценовой и финансовой политики предприятия.
Значения всех показателей рентабельности свидетельствуют о кризисном положении предприятия и необходимости совершенствования финансовой политики, ужесточения ценовой политики предприятия.
2.3 Анализ системы
Под формированием тура понимается составление упорядоченных и взаимоувязанных по срокам, целеполаганию, согласованной по стоимости и качеству, последовательности услуг и работ, заключение договоров на их предоставление, надлежащее бронирование и резервирование. Под продвижением понимается комплекс работ по генерации мотивации у потенциального потребителя к их приобретению или более упрощенно: по рекламе туров и услуг (хотя это не одно и то же). Иными словами, туроператор ООО «Пегас-тур» разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.
Термин «реализация» имеет двоякое толкование: а) продажа, б) исполнение. По классической схеме деятельности — туроператор ООО «Пегас-тур» осуществляет только оптовую продажу туристского продукта туристским агентам-оптовикам, которые далее распределяют продукт по районам и регионам и продают через местные туристские агентства.
Туроператор ООО «Пегас-тур» при себе формирует особое структурное подразделение — центральное туристское агентство по розничной продаже туров, занимающееся не только обслуживанием туристов, но и координацией всей агентской работы.
Туроператор ООО «Пегас-тур» несет ответственность за исполнение туристского продукта перед потребителем (туристом) и на практике осуществляет контроль и оперативное сопровождение туристского продукта (по крайней мере, для туристских групп — всегда).
Туроператор ООО «Пегас-тур» несет ответственность перед потребителем туристского продукта. Потребитель именно у него приобретает пакет услуг, в который входят услуги многих различных предприятий. Эта ответственность предусматривает определенные гарантии туроператора (гарантию банка под депозит определенной суммы средств или иное обеспечение, страхование профессиональной ответственности, если таковое возможно по законам лицензирования). В различных странах устанавливается разный уровень обеспечения ответственности, например от 10 до 250 тыс. USD.
Администрация (директор и его заместители) организует и координирует работу всех функциональных подразделений туристского предприятия.
Основное производственное подразделение ООО «Пегас-тур»» выполняет функцию организации и осуществления туристской деятельности. Например, основное подразделение туроператора обеспечивает формирование туристского продукта и включает несколько отделов или групп (в зависимости от направления деятельности предприятия): по внутреннему туризму, по въездному туризму и т. д.
Помимо основной деятельности каждое предприятие ООО «Пегас-тур» выполняет функции обязательные (в соответствии с законодательством) и целесообразные (в соответствии с внутренней политикой) для обеспечения эффективного функционирования. Данную работу выполняют функциональные подразделения предприятия, которые традиционно состоят из планово-экономического отдела, бухгалтерии, отдела кадров, службы маркетинга.
Вспомогательные подразделения ООО «Пегас-тур» обеспечивают нормальную, бесперебойную работу служб основного производственного подразделения. Так, туроператор ООО «Пегас-тур» имеет в своем составе транспортные подразделения.
Дополнительные подразделения ООО «Пегас-тур» предоставляют потребителям дополнительные платные услуги, что повышает уровень сервиса и доходы предприятия. Например, туроператор может иметь отделы бронирования, визового оформления и др.
Конкуренция среди предприятий туристского рынка растет, следовательно, повышается культура и качество обслуживания. Эти факторы оказывают сильное воздействие на систему управления предприятиями туристского бизнеса, в т.ч. и ООО «Пегас-тур». Продолжают развиваться такие формы, как доставка документов по туру на дом, организация корпоративных туров, проведение различных акций и мероприятий.
Для решения проблем дальнейшего развития ООО «Пегас-тур», а также укрепления своих позиций на рынке товаров и услуг в перспективе необходимо прежде всего совершенствование механизма управления. К основным элементам механизма управления предприятием туристического бизнеса ООО «Пегас-тур» можно отнести: хозяйственный (коммерческий) расчет, внутрифирменное планирование, ценообразование и финансы, кредит, маркетинг и стимулирование эффективной хозяйственной деятельности.