Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 03:08, курсовая работа
Поэтому, цель курсовой работы состоит в разработке мер по совершенствованию функции планирования и контроля в деятельности ООО «Пегас-тур», соответственно, на основе изучения теоретических и практических аспектов планирования и контроля как функций управления.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- теоретический аспект исследования, содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
- изучение системы планирования деятельности организации;
Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В частности, речь идет:
• о постановке целей и задач, выработке стратегий (в том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период;
• о распределении и перераспределении ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;
• об определении последовательности действий по переводу организации в новое желаемое состояние;
• о создании координационных механизмов.
В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле; в узком смысле планированием является составление специальных документов - планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации. [21]
Существует три основных типа планов.
Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.
Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание.
В-третьих, планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения специфических проблем. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов и проч. Обычно они предусматривают «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.[9, c. 135]
По срокам выполнения планы принято делить на три категории:
• долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов- целей;
• среднесрочные (от 1 года до 5 лет), в основном выполняемые в виде программ;
• краткосрочные (до 1 года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и др.
Разновидностью таких планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца. [22]
В разных сферах деятельности плановый горизонт неодинаков.
Планы разрабатываются на всех уровнях управления организацией:
1. Фирма создает стратегические планы.
2. Предприятие исходя из них
и поступающих заказов
3. Цех на основе заказов
4. Участку вещаются сменно-
Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, т. е. правил, каковыми сегодня считаются:
• участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления (люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задания, а те, что поставили сами себе);
• непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным
актом, а системой регулярно повторяющихся действий;
• преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;
• гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;
• согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаимосвязанностью ее отдельных частей и необходимостью учета их интересов). Оно происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений;
• экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;
• создание необходимых условий для выполнения плана.
Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы. [4, c.94]
Процесс планирования начинается с анализа настоящего и прогнозирования будущего положения предприятия и среды (ситуации). На основе его итогов ставятся цели, разрабатываются стратегии и определяются инструменты, позволяющие их наиболее эффективно реализовать.
Планирование в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет, членами которого обычно являются представители высшей администрации и руководители подразделений, а также плановая служба и ее структуры на местах. Их деятельность координируется первым лицом либо его заместителем. Плановый комитет занимается постановкой целей, разработкой политики, распределением основных ресурсов и т. д. Исходя из этого плановая служба составляет проекты планов, которые направляются для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись, возвращают их назад с дополнениями, исправлениями и замечаниями В то же время им самим они служат основой разработки планов. [21]
Плановый комитет, выступающий в качестве консультанта и информационной посредника, согласует их с выработанными высшим руководством стратегиями, например слияний и поглощений, и организует процесс утверждения (обычно сверху вниз). [16, c. 66]
Таким образом, современный процесс планирования в западных фирмах имеет интерактивный характер, который проявляется в следующем.
Особенности процесса планирования во многом зависят от степени централизации системы управления. [22]
Если она высока, плановые органы единолично принимают больщинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям. При среднем уровне централизации ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях. В децентрализованных структурах сверху задают цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, которые уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
Две трети американских компаний осуществляют планирование снизу вверх. Встречное планирование применяется в Германии. [7, c. 160]
1.3 Методы планирования. Бюджетный и балансовый методы разработки планов
Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.
Это не всегда удается, но стремиться к этому необходимо. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т. е. последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее.
В настоящее время сложилось несколько способов составления планов (методов планирования): бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др. Рассмотрим их подробнее.
Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточняться и корректироваться).
В организации могут составляться несколько видов бюджетов.
Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.
Составляются также оперативные бюджеты:
• производства;
• продаж;
• рабочей силы;
• материальных запасов;
• готовой продукции;
• накладных, коммерческих, административных и иных расходов;
• распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги);
• поступления наличности и проч.
В соответствии с различными сценариями развития, а также при неустойчивой конъюнктуре можно разрабатывать «альтернативные» бюджеты.
Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:
1) повышение эффективности
2) оптимизацию распределения и расходования ресурсов, предупреждение бесхозяйственности;
3) надежный контроль и оценку их движения и издержек и т. п.
Но этот метод сложен, требует перестройки системы управления, индивидуализации ответственности, больших затрат.
Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.
Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов).
Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые бывают:
• по содержанию: материально-вещественными, стоимостными и трудовыми;
• по временному горизонту: отчетными, плановыми, прогнозными;
• по целям: аналитическими и рабочими.
Баланс представляет собой двустороннюю (в отличие от предыдущего случая) бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой - их распределение. В целом она выглядит так, как показано в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Плановый баланс материальных ресурсов
Источники ресурсов |
Распределение ресурсов |
Остаток на начало периода Внешнее поступление Внутренняя экономия Резервы |
Текущее потребление Реализация на сторону Резервы Остаток на конец периода |
Итого |
Итого |
Баланс |
Баланс |
В основе баланса лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна равняться сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода.
Наряду с натурально-вещественными балансами в планировании широкое применение находят стоимостные, что объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, большинство организаций являются субъектами рыночных отношений, закупающими за деньги все необходимое для своей деятельности и реализующими за них основную часть продукции и услуг Таким образом, потоки ресурсов и готовой продукции сразу же получают универсальное стоимостное выражение, наиболее удобное для составления планов.
Во-вторых, некоторые ресурсы, например финансовые, вообще могут выражаться лишь в денежных единицах.
В-третьих, обобщенные показатели, характеризующие потоки ресурсов и продукции, бывают только стоимостными, ибо до сих пор еще никто не научился складывать литры с килограммами.
Примером стоимостного баланса является бухгалтерский, баланс ожидаемых прибылей и убытков, платежный и прочее.
Весьма разнообразными по содержанию могут быть и трудовые балансы. К ним относится, например, баланс рабочего времени, отражающий, с одной стороны, его ресурсы за период (обычно в нормо-часах), а с другой — распределение этого времени по различным видам работ.
По понятным причинам такие балансы не могут предусматривать переходящие на следующий период запасы времени: последнее либо должно быть использовано, либо безвозвратно теряется.
Нормативный метод планирования. Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отнощению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.
Нормой называется периодически пересматривающаяся с учетом достижений НТР предельно допустимая затрата различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу продукции или работы. Например, план по материально-техническому снабжению будет рассчитываться путем перемножения норм расхода сырья, материалов, энергии и т. п. на величину производственного заказа.
Нормирование бывает прямым (основанным на функциональных зависимостях) и косвенным (основанным на статистических характеристиках).
Нормирование ресурсов, прежде всего материальных, осуществляется следующими методами:
• отчетно-статистическим (объем выпущенной продукции сопоставляется с затратами ресурсов, на основе чего определяется их удельный расход). Недостаток метода состоит в усредненности полученных норм, фактической узаконенности потерь, нерационального использования ресурсов и искажении тем самым реальных возможностей производства;