Совершенствование кадрового менеджмента на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в настоящей работе - кадровый менеджмент.
Предмет исследования - совершенствование кадрового менеджмента на предприятии «Дресс-код» ИП Дубинина М.М.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что здесь собран обширнейший материал, посвященный проблеме кадрового менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы кадрового менеджмента 6
1.1 Кадры как основа работы организации. Кадровая политика 6
1.2 Основные подходы к управлению персоналом 18
1.3 Основные критерии оценки эффективности работы служб кадрового менеджмента 24
1.4 Современные подходы к совершенствованию кадрового менеджмента 29
2. Анализ и оценка эффективности кадрового менеджмента на предприятии «Дресс-код» ИП Дубинина М.М. 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия «Дресс-код» ИП Дубинина М.М. 38
2.2 Анализ управления персоналом на предприятия 43
2.3 Анализ корпоративной культуры на предприятия «Дресс-код» ИП Дубинина М.М. 53
Список литературы 60

Файлы: 1 файл

Кадровый менеджмент. Главы 1,2.docx

— 204.37 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.1 - Условия реализации экономического подхода к управлению персоналом12

Условия эффективности

Особые затруднения

Четкая задача для исполнения

Сложность адаптации к меняющимся условиям

Среда достаточно стабильна

Неповоротливая бюрократическая надстройка (строгая заданность и иерархичность управленческой структуры, затрудняющая принятие креативных и самостоятельных решений исполнителями при изменении ситуации)

Производство одного и того же продукта

Если интересы работников возьмут верх над целями организации, возможны нежелательные последствия (поскольку мотивация персонала сводится исключительно к внешнему стимулированию, то даже незначительных изменений в схеме стимулирования достаточно для непредсказуемых последствий)

Человек согласен быть деталью машины и ведет себя как запланировано

Дегуманизирующее воздействие на работников (использование ограниченных возможностей персонала может быть эффективным при низкоквалифицированном труде)


 

 

В рамках органической парадигмы последовательно сложились концепции командного менеджмента и контрактации индивидуальной ответственности. Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации фигур, оценку работников управленческого аппарата, повышение их квалификации.

Органический подход к управлению - рассмотрение организации аналогично живой системе, существующей в окружающей среде.

Соответствие деятельности по управлению персоналом доминирующим потребностям личности.

1. Самоактулизация: побуждение служащих к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления. Превращение работы в главное средство самовыражения служащих.

2. Самоуважение: работа должна  находиться в зоне устремлений  работника, обеспечивая его автономию, ответственность и развивая самоидентичность.

3. Социальные потребности: работа должна позволять общаться  с коллегами и ощущать нужность  людям.

4. Потребность в безопасности: работа должна позволять сотрудникам  ощущать свою защищенность, для  чего необходимо осуществлять  программы пенсионного и социального  страхования, поддержки при болезни, гарантии занятости, перспективы  карьеры внутри организации, создавать  безопасные условия труда.

5. Физиологические потребности: работа должна обеспечивать возможность  восстановления затраченной работником  энергии — заработной платы  и других видов материального  вознаграждения должно хватать  на восстановление работоспособности.

Что касается рассмотрения организационной реальности по аналогии с деятельностью мозга высокоорганизованных живых существ, то такой возможности способствовали исследования в области кибернетики, физиологии мозга и нейропсихологии. Именно в этих исследованиях были пересмотрены такие понятия, как «функция», «локализация» и «симптом», «связь» и «обратная связь», являющиеся существенными для области управления персоналом.

Условия реализации органического подхода приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Условия реализации органического подхода к управлению персоналом

Условия эффективности

Особые затруднения

Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой

Не учет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований

Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей

Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор

Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений

Предположение о “функциональном единстве”, когда все органы работают на благо организма в целом

Выделение различных подсистем организации

Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию

Учет естественных возможностей в процессе инновации

Опасность впасть в социальный дарвинизм

Повышенное внимание к “экологии” внутри - и межорганизационных взаимодействий

Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса


 

 

Преодоление противоречий, характерных для органического подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.

1. Признавая ошибки, допускаемые  при действии в сложной среде, неизбежными, необходимо поощрять  у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность.

2. Существенно поощрять  такие способы анализа, которые  признают возможность реализации  разных подходов к решению  проблем. При этом необходимо  инициировать конструктивные конфликты  и дискуссии между представителями  разных точек зрения. Это часто  приводит к переосмыслению целей  организации и переформулированию способов их достижения.

3. Важно избегать того, чтобы структура деятельности  непосредственно определяла организационную  структуру. Цели и задачи должны  не задаваться сверху, а появляться  в процессе работы. В планах  указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем-то, что конкретно нужно сделать.

4. Необходимо подбирать  людей, создавать организационные  структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих  принципов13.

Общемировой тенденцией развития менеджмента является применение процессного подхода к управлению. В основе этого подхода лежит взгляд на предприятие как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений. Основное внимание здесь уделяется процессам, которые объединяют отдельные функции и направлены на достижение конечного результата бизнеса в целом, а не конкретной структурной единицы. Следовательно, процессы, связанные с управлением персоналом, не локализованы в рамках HR-службы, а являются сквозными: проходят через всю организацию, в них активно участвуют как специалисты по персоналу, так и владельцы самих бизнес-процессов – руководители подразделений.

В рамках процессного подхода необходимо спроектировать бизнес-процесс управления HR и организовать его эффективное управление.

На практике это выглядит следующим образом:

  • регламентация бизнес-процесса;
  • определение показателей его результативности и эффективности;
  • управление процессом;
  • контроль и улучшение процесса.

Применение процессного подхода позволяет организовать эффективную систему управления HR, обеспечивающую достижения устойчивых конкурентных преимуществ всего предприятия в целом.

Идеология процессного подхода к управлению HR следующая: спроектируйте Ваши бизнес процессы управления HR и после их регламентации организуйте их эффективное управление. На практике это означает, что:

  • Для того чтобы внедрить процессный подход необходимо научиться управлять процессами.
  • Для того чтобы научиться управлять процессами, необходимо научиться их контролировать и улучшать.
  • Для того чтобы их контролировать и улучшать, необходимо научиться определять Ключевые показатели эффективности (KPI) Бизнес процессов.
  • Для того чтобы научиться определять ключевые показатели Бизнес процессов, необходимо научиться их планировать, проектировать и описывать14.

 

1.3 Основные критерии  оценки эффективности работы служб кадрового менеджмента

 

Для выявления и анализа возможных инструментов измерения оценки эффективности службы персонала в первую очередь рассмотрим ее функции:

  • организация обучения персонала;
  • оценка и тестирование работников, разработка рекомендаций по кадровой политике компании;
  • оценка кандидатов в процессе приема на работу и психологическое сопровождение в ходе увольнения работников;
  • консультирование и коучинг управленческих работников и сотрудников компании.

Основные критерии оценки эффективности работы служб управления персоналом делятся на две группы (рис. 1.2).

Все показатели работы кадровых служб могут быть сгруппированы следующим образом:

  1. Показатели экономической эффективности: показатели эффективности управленческого потенциала (табл. 1.3); стоимость кадровой программы на одного работника;
  2. Уровень удовлетворенности работников: обучением; оплатой (мотивацией) труда; продвижением по службе (карьерой); условиями труда;
  3. Косвенные показатели эффективности работы: текучесть персонала; невыходы на работу; качество труда; количество жалоб; безопасность труда;
  4. Результаты опроса сотрудников: устный опрос (интервью); письменный опрос (анкетирование).

Рис. 1.2 - Критерии оценки эффективности работы служб управления персоналом

 

Чаще всего используются методы оценки, основанные на анализе статистических данных.

 

 

Таблица 1.3 - Показатели оценки эффективности кадрового менеджмента

Показатель

Формула

Расшифровка условных обозначений в формуле

Экономическая результативность управленческой деятельности

Кер = ТО / ВО

Кер - коэфициент экономической результативности управленческой деятельности; 
ТО - выручка от реализации (без НДС); 
ВО - издержки обращения

Доля расходов на управление

КИУ = ВВУ / ВО

КИУ - доля расходов на управление; 
ВВУ - административные расходы

Соотношение количества управленцев к количеству работников

Кз = Чау / Чсер

Кз - удельный вес управленческого персонала в общей численности персонала; 
Чау - количество управленцев; 
Чсер - среднесписочная численность работников предприятия

Производительность труда

Ппр = ТО / Чсер или Ппр = ТО / ФРЧ

Ппр - производительность труда; 
ФРЧ - фонд рабочего времени промышленно-производственного персонала

Трудоемкость товарооборота

Т = Чсер / ТО

Т - трудоемкость товарооборота

Результативность управления

РВС = ТО / Чау

РВС - результативность управления

Рентабельность товарооборота

Ро = П / ТО

Ро - рентабельность товарооборота; 
П - чистая прибыль предприятия

Рентабельность затрат

Рв = В / ВО

Рв - рентабельность затрат

Рентабельность использования персонала

Рпер = В / Чсер

Рпер - рентабельность персонала


 

 

Современные критерии оценки эффективности работы службы персонала могут состоять в следующем:

  • формирование корпоративной культуры компании (в идеале сотрудники должны не только располагать сведениями о миссии и ценностях компании, ее истории, правилах делового поведения и бизнес-этикета, а также традициях и ритуалах, но и разделять их);
  • улучшение психологического климата в подразделениях компании;
  • увеличение числа работников, удовлетворенных работой в компании и не планирующих поиск нового места работы в других организациях;
  • повышение компетентности руководителей высшего и среднего звена управления, организация регулярного (не реже одного раза в полгода) посещения ими консалтинговых семинаров и тренингов;
  • своевременность и качество замещения вакантных должностей в компании.

К дополнительным критериям оценки эффективности деятельности службы персонала можно отнести:

  • положительные отзывы о деятельности службы персонала со стороны руководителей и сотрудников;
  • стабилизация персонала (снижение числа увольнений сотрудников «по собственному желанию») и изменение структуры причин увольнений сотрудников. Известно, что при фиксации причины «по собственному желанию» скрываются различные факторы, о которых сотрудник предпочитает не писать в своем заявлении. Это может быть недовольство отсутствием карьерных перспектив, авторитарным стилем управления непосредственного руководителя, несправедливым распределением премии. При беседе с работником, подавшим заявление об уходе (ее проводит сотрудник службы персонала), конкретные причины могут быть выявлены, что нередко позволяет сохранить сотрудника для компании.

Сегодня в практику многих компаний прочно входят методы обратной связи с персоналом - ящики для предложений, «горячие» линии, беседы по итогам года каждого сотрудника с высшим руководством компании, корпоративные тренинги, на которых присутствуют руководители верхнего и среднего звеньев управления и рядовые сотрудники. Все это позволяет увеличить количество контактов руководства с подчиненными. В числе таких компаний можно назвать «Миэль — Недвижимость», Ассоциация «Гильдия производителей деревянных окон», Мытищинская Городская Проектная мастерская и др.

Обратная связь для сотрудников может принимать различные формы: устная информация от руководства о том, какие конкретные мероприятия приняты или планируются в будущем с целью разрешения проблем, возникающих в работе персонала. Статьи в корпоративной газете, в которой описывается оценка руководства по полученным материалам и описание планируемых мероприятий по разрешению проблем, выявленных в работе с персоналом, также служит прекрасным инструментом внутрикорпоративных коммуникаций.

Информация о работе Совершенствование кадрового менеджмента на современном предприятии