Совершенствование корпоративной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель — изучить этапы разработки стратегии корпоративной культуры в организациях на примере выбранного предприятия — ООО «Техцентр Автомир-Сервис».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи работы:
 изучение теоретических основ формирования корпоративной культуры организации;
 анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Техцентр Автомир-Сервис»;
 анализ показателей использования трудовых ресурсов ООО «Техцентр Автомир-Сервис»;
 разработка элементов корпоративной культуры ООО «Техцентр Автомир-Сервис»;
 выработка рекомендаций по разработке стратегии корпоративной культуры ООО «Техцентр Автомир-Сервис».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и принципы корпоративной культуры 5
2 Процесс формирования корпоративной культуры 7
3 Структурные элементы корпоративной культуры 11
3.1 Философия организации 11
3.2 Система господствующих ценностей 12
3.3 Процедуры и поведенческие ритуалы 13
4 Анализ функционирования и развития торгово-сервисного предприятия ООО «Техцентр Автомир-Сервис» 14
4.1 Общая характеристика предприятия 14
4.2 Анализ элементов корпоративной культуры: 17
5 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙКУЛЬТУРЫ ООО «Техцентр Автомир-Сервис» 23
5.1 Предложения по совершенствованию основных элементов корпоративной культуры ООО «Техцентр Автомир-Сервис» 23
5.2 Экономический эффект от предложений по совершенствованию корпоративной культуры ООО «Техцентр Автомир-Сервис» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

корпоративная культура.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

3

1 Понятие и принципы корпоративной  культуры

 

5

2 Процесс формирования корпоративной  культуры

 

7

3 Структурные элементы корпоративной  культуры

 

11

3.1 Философия организации

 

11

3.2 Система господствующих ценностей

 

12

3.3 Процедуры и поведенческие ритуалы

 

13

4 Анализ функционирования и развития  торгово-сервисногопредприятия ООО  «Техцентр Автомир-Сервис»

 

14

4.1 Общая характеристика предприятия

 

14

4.2 Анализ элементов корпоративной  культуры:

 

17

5 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙКУЛЬТУРЫ ООО «Техцентр Автомир-Сервис»

 

23

5.1 Предложения по совершенствованию  основных элементовкорпоративной  культуры ООО «Техцентр Автомир-Сервис»

 

23

5.2 Экономический эффект от предложений  по совершенствованиюкорпоративной культуры ООО «Техцентр Автомир-Сервис»

 

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

36

Приложение 1

   

Приложение 2

   
     

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время становится все более очевидным то, что корпоративная культура играет существенную роль в сфере услуг.

Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области знаний – корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.

Актуальность темы «Корпоративная культура» состоит в том, что каждая организация, имея свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, внутри организационные традиции и мифы образуют в своей совокупности уникальную корпоративную культуру. Отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой может стать серьезным конкурентным преимуществом компании. Главным вопросом в современном понятии «корпоративной культуры» является то, ради чего данная конкретная организация вообще существует. Необходимо сформулировать представление о будущем организации через год, через пять лет.

Изучению корпоративной культуры, проблемам ее формирования и изменения посвящены работы многих зарубежных авторов, таких как Эдгар Шейн «Организационная культура и лидерство», Коттер Т. и Хескетт Дж. «Корпоративная культура», Ким Камерон и Роберт Куинн «Диагностика и изменение организационной культуры», а также исследования Питерса и Уотермана и других специалистов. Уделил внимание проблеме культуре управления в многонациональных предприятиях Йоахим Хентце «Теория управления кадрами в рыночной экономике».

Объектом нашего исследования является корпоративная культура организации.

Предметом данного исследования является процесс формирования корпоративной культуры.

Основные понятия и определения, о которых идет речь в курсовой работе:

Корпоративная культура – общий стиль компании, атмосфера, в которой существует коллектив.

Имидж компании – система отношений между сотрудниками данной компании и ее клиентами, фирменный стиль одежды, эргономика и дизайн компании.

Курсовая работа состоит из введения, двух теоретических частей, практической части, заключения, списка литературы и приложения.

При написании работы была поставлена цель — изучить этапы разработки стратегии корпоративной культуры в организациях на примере выбранного предприятия — ООО «Техцентр Автомир-Сервис».

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи работы:

  • изучение теоретических основ формирования корпоративной культуры организации;
  • анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Техцентр Автомир-Сервис»;
  • анализ показателей использования трудовых ресурсов ООО «Техцентр Автомир-Сервис»;
  • разработка элементов корпоративной культуры ООО «Техцентр Автомир-Сервис»;
  • выработка рекомендаций по разработке стратегии корпоративной культуры ООО «Техцентр Автомир-Сервис».

В процессе работы применялся комплекс общенаучных и специальных методов: диалектический; аналитический; социологический; статистический, опрос и анкетирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и принципы корпоративной культуры

 

Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [5].

К наиболее значимым характеристикам корпоративной культуры относятся:

  • осознание работником своего места в компании (группе);
  • тип совместной деятельности;
  • нормы поведения;
  • тип управления;
  • культура общения;
  • система коммуникаций;
  • деловой этикет;
  • традиции компании;
  • особенности трактовки полномочий и ответственности;
  • трудовая этика.

Имидж корпорации - это своеобразная медаль, одна сторона которой представляет собой внутренний образ компании, то есть Шествующий в сознании членов корпорации, а вторая - ее внешний образ, предназначенный для партнеров, конкурентов, финансово-кредитных организаций налоговой службы и т.п. [5].

Основная забота руководства компании - это внешний облик организации, так как от этого во многом зависит успех ее деятельности в конкурентной среде. Этот облик формируется в сознании лиц и организаций под воздействием контактов с компанией, как непосредственно с сотрудниками фирмы, так и в ходе знакомства с рекламой, посещений выставок, презентаций.

Таким образом, работа над имиджем тонкая и сложная, охватывающая многие процессы и многих людей, но совершенно необходимая, если корпорация хочет закрепиться на рынке и иметь хорошие перспективы дальнейшего развития.

Принципы, на которые следует опираться, исследуя и оценивая состояние корпоративной культуры, можно определить следующим образом:

1) научность, использование достижений  научных дисциплин, имеющих своим  объектом человека, социальные общности, организации, труд;

2) системность в восприятии объектов  исследования и управления и  факторов, влияющих на поведение  объектов и элементы их культуры;

3) гуманизм, основывающийся на признании  личности наивысшей ценностью, а  духовности - целью и средством  развития личности и общества;

4) представление корпорации как  части общества, как коллективного  члена сообщества;

5) профессионализм, предполагающий у исследователя и управленца наличие адекватного образования, опыта и контекстуальных навыков, позволяющих эффективно управлять корпоративной культурой.

Основные признаки культурной корпорации:

  • культурная корпорация - это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
  • это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
  • это организация, живущая по закону, а не "по понятиям";
  • это опирающаяся на современные достижения наук социально-экономическая и техническая система;
  • это организация, в которой людей воспринимают как главную ценность и, следовательно, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке - его душа (такой взгляд на работников корпорации, или точка зрения, или нравственная позиция руководителя, или подход может быть назван системным социально-психологическим подходом);
  • это развивающаяся организация, строящая свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их системной сущности и уникальности и не жалеющая усилий на получение все новых и новых знаний о деловых партнерах и сотрудниках для их лучшего понимания.

Функции, которые на уровне корпорации выполняет корпоративная культура следующие: [7].

  • воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;
  • отсюда - регламентирующая и регулирующая функция культуры, т.е. применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
  • познавательная функция (например, познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);
  • смыслообразующая функция: корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
  • коммуникационная функция - через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечиваются взаимопонимание работников и их взаимодействие;
  • функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта корпорации;
  • рекреативная функция - восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры и причастности работника к ней и разделения ее ценностей.

 

2 Процесс формирования корпоративной культуры

 

Корпоративная культура, как и всякая система, имеет свой жизненный цикл, то есть проходит все этапы от зарождения до ликвидации (исчезновения, замены). [15]

Зарождение корпоративной культуры обычно происходит с возникновением новой хозяйствующей организации и в определенном смысле отдельные элементы этой культуры могут бросить вызов устоявшимся в обществе представлениям и настроениям. На этой стадии к зарождающейся культуре преобладает либо пассивно-снисходительное, либо отрицательное отношение. Возможны даже всеобщее осуждение и санкции. Однако, именно новая культура является базой для формирования предпосылок дальнейшего развития общества в целом и хозяйственных связей в частности. Естественно, речь идет о таких культурных новациях, которые лежат в русле закономерностей исторического развития.

Стабилизация корпоративной культуры может быть констатирована, когда этой культуры придерживается подавляющее большинство, когда она становится органичной средой существования и развития общества. Причем, речь идет как о бытовом проявлении этой культуры (одежде, досуге и т.п.), так и о духовной составляющей (мировоззрении, предпочтении, мотивах и т.п.).

История корпоративной культуры при переходе на уровень классики. Основные элементы культуры обобщаются, обрастают мифами и легендами. Этот уровень становится плацдармом для дальнейшего развития общества и культуры в широком смысле. То есть культура выходит за рамки собственно корпоративной и становится межкорпоративной культурой, а затем и культурой бизнеса в целом.

В условиях, когда для реализации проектов ресурсов одной компании зачастую не хватает и менеджменту приходится переходить на уровень межкорпоративной культуры, то есть оперативно корректировать систему ценностей, норм, форм коммуникаций и т.п. Все это способствует развитию тенденции перехода от конкуренции к партнерству.

Следующей, более высокой стадией развития корпоративной культуры является, как уже отмечалось, культура бизнеса в целом. Возникновение крупных интегрированных структур (в частности, холдингов) влечет за собой необходимость изыскивать ресурсы за пределами возможностей даже нескольких компаний, а следовательно, и развития проектного менеджмента, осознание необходимости формирования не просто договорных отношений, но и интеграции ценностей, идеологии. Культуру бизнеса можно охарактеризовать как инструмент преобразования управленческих технологий в технологии системной организации деятельности корпорации. Те компании, которые выходят на уровень культуры бизнеса, имеют лучшие условия для своего развития, так как:

Информация о работе Совершенствование корпоративной культуры