Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
Рассмотреть основные показатели хозяйственной деятельности
Рассмотреть внутреннюю структуру отдела маркетинга
проанализировать маркетинговую среду предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления маркетингом 5
1.1 Понятие, цели, задачи, функции управления маркетингом 5
1.2. Организационные формы управления маркетингом 7
1.3. Управление распределением и продвижением товара 9
Глава 2. Управление маркетингом на примере ООО «Бичурский маслозавод» 12
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 12
2.2. Организация маркетинговой деятельности на предприятии 18
2.3. Анализ спроса на продукцию, расчет объема продаж и обоснование цен продукции 20
Глава 3. Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Бичурский маслозавод» 28
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 36
На сегодняшний день устойчивость финансового состояния ООО «Бичурский маслозавод» является одной из важнейших проблем стабилизации и дальнейшего развития кооператива. Основные финансовые результаты деятельности предприятия за 2006-2008 года даны в таблице 4.
Таблица 4
Финансовые результаты деятельности ООО «Бичурский маслозавод»
Наименование показателей | 2006г. | 2007г. | 2008г. | Темп роста, % | |
2008/2006 | 2008/2007 | ||||
Выручка от реализации, тыс. руб. | 31 463 | 35 626 | 51 388 | 163,3 | 144,2 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 30 969 | 34 671 | 46 450 | 150,0 | 134,0 |
Валовая прибыль/убыток, тыс. руб. | 494 | 955 | 4938 | в 10 раз | в 5 раз |
Уровень рентабельности, % | 1,6 | 2,8 | 10,6 | - | - |
Как видно из таблицы, финансовые показатели деятельности предприятия значительно улучшились. Прибыль в 2008 году увеличилась на 4444 тыс. руб. по сравнению с 2006 г. и составила 4938 тыс. руб. Значительное увеличение валовой прибыли в 2008 году связано с ростом выручка от реализации в 2008 г. на 63,3% по сравнению с 2006 г., которая составила 51388 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции за 2006-2008 гг. увеличилась на 50%. Основная деятельность предприятия в течение анализируемого периода является рентабельной. Рентабельность производства в 2008 г. составила 10,6%, что выше показателя 2006 года на 9%. Данное явление вызвано увеличением выручки от реализации продукции.
Таким образом, мы видим, что реализация продукции в ООО «Бичурский маслозавод» рентабельна. В 2008 г. производство молока и молочной продукции принесло предприятию прибыль в размере 4165 тыс. рублей.
Несколько лет назад рынок молочной продукции Бурятии пополнялся в основном за счет Иркутских производителей фасованной молочной продукции. Иркутская область поставляла в республику большой ассортимент молочных продуктов в аккуратной экономной упаковке. В последние годы в республике значительно увеличился ассортимент фасованной молочной продукции. На ООО «Бичурский маслозавод» также начат выпуск фасованной продукции – сметаны, масла, йогурта в полипаках и полистироловых стаканчиках. Для этого были приобретены и установлены фасовочные автоматы. Также имеется в наличии оборудование для фасовки масла сливочного, творога, сметаны, йогурта.
ООО «Бичурский маслозавод» сотрудничает с различными поставщиками сырья. Основными для маслозавода являются сельскохозяйственные предприятия района: ООО «Искра», СПК «Колос», СПК «Покровский», СПК «Еланский», СПК «Калинина». Но более 50% молока поступает от населения. Для этого организованы заготовительные пункты в 14 селах района и 1 заготовительный пункт в Читинской области.
Основными покупателями молочной продукции являются жители г. Улан-Удэ. Более 85 % молочной продукции реализуется в торговые точки г. Улан-Удэ, остальная продается в своем районе и Читинской области. Спрос на молочную продукцию уменьшается летом, когда идет «большое» молоко и увеличивается зимой, когда соответственно уменьшаются объемы закупа молока и производства молочной продукции. Для сбыта своей продукции маслозавод арендует торговые места на рынке города, а так же заключает договора с частными предпринимателями, которые реализуют молочную продукцию в различных магазинах города.
На маслозаводе ведется изучение и анализ покупателей, что позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься потребителем, и на какой объем продаж может рассчитывать организация и многое другое.
Несмотря на то, что предприятие единственное в районе, конкурентная среда ООО «Бичурский маслозавод» широка. Основными из них являются предприятия из Онохоя, г. Улан-удэ, а так же предприятия Иркутской области.
Произведенная заводом продукция сбывается по договорам. Договоры с организациями заключаются на следующий год в ноябре-декабре текущего года.
Сбыт продукции осуществляется по предоплате (срок предоплаты — 14 дней, т.е. продукция отправляется по договору в 14-дневный срок) либо по взаимозачетам. Цена продукции при взаимозачете превышает цену продукции при предоплате; это происходит, чтобы стимулировать денежный обмен. Кроме того, при предоплате на сумму, превышающую 300 тыс. руб., предоставляются скидки 3-5%.
При повышении цен основным клиентам по факсу отправляется прайс-лист (за 10 дней до повышения). Каждый месяц организации, заключившие договоры, присылают заявки, в которых указывают требуемый объём и ассортимент продукции. Заявка поступает в приемную, затем рассматривается директором и направляется в отдел сбыта и в производственно-технический отдел (ПТО). Производство планируется зависимости от заказов.
Каналы распространения рекламы: рассылка потенциальным клиентам рекламных буклетов, участие в выставках. Расходы на рекламу в январе 2008 года составили 200756 рублей.
План производства разрабатывается на основе наличия мощностей и исходя из отчета по продажам за прошлый год. Также составляется ориентировочный план по договорным отношениям. В объем реализованной продукции закладывают ожидаемый процент прироста производства и продаж (как правило 5-7%). В результате получают план производства молока и молочной продукции на год. План производства распределяется по цехам, внутри цехов – по месяцам так, чтобы обеспечить непрерывность производства. Планирование осуществляется в натуральных и стоимостных показателях.
Продукция ООО «Бичурский маслозавод» находится на достаточно высоком уровне среди местных производителей.
В Республике Бурятия с каждым годом увеличивается объем потребления молока и молочных продуктов. Молочные продукты популярны в Республике Бурятия и в городе Улан-Удэ у всех категорий населения вне зависимости от возраста, места проживания и материального достатка. Являясь продуктом повседневного спроса молоко и молочные продукты составляют 16% минимальной стоимости потребительской корзины населения РБ. На молоко и кефир приходиться 8% от минимальной стоимости потребительской корзины.
Молоко и молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе граждан нашей республики, в силу, как привычек потребления, так и относительно недорогой стоимости данной категории продуктов питания. Ежедневно они присутствуют на столе подавляющего большинства улануденцев. Привычки потребления молока и молочных продуктов в Республике уходят корнями в глубокую древность. Кроме того, молоко является - символом здоровья, благополучия, изобилия. Сейчас на прилавках магазинов можно обнаружить свыше 150 наименований молока, кефира, йогуртов и других молочных продуктов. Однако нельзя говорить о равномерности их потребления горожанами. Приведенные ниже данные показывают специфическую структуру потребления видов молочных продуктов горожанами.
Какие молочные продукты Вы употребляете в пищу, чаще всего?
Молоко - 31,1%
Сметана - 19,0%
Кефир - 16,7%
Творог - 14,9%
Йогурт - 6,5%
Простокваша - 4,9%
Ряженка - 4,0%
Кисломолочные напитки - 0,5%
Другие - 0,6%
Не употребляют молочных напитков вообще - 1,8%
Таким образом, наибольшей популярностью среди жителей г. Улан-Удэ пользуются: молоко, сметана, кефир и творог, - самые доступные и известные. Можно указать также на некоторые особенности потребления молочных продуктов.
На основе проведенного исследования потребителей были получены следующие данные об их отношении к товарам предприятия:
Отношение покупателей к продукции предприятия определялось на основе оценки респондентами следующих атрибутов: вкус, полезность для здоровья, красота упаковки и цена:
Таблица 5
Отношение покупателей к продукции предприятия
Критерии: | Число респондентов, оценивших критерий на: | ||||||
-3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Вкус | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 | 18 | 31 |
Полезность для здоровья | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 5 | 46 |
Привлекательность (красота) упаковки | 0 | 0 | 7 | 15 | 15 | 14 | 4 |
Цена | 0 | 1 | 0 | 34 | 11 | 7 | 2 |
56,4 % респондентов оценили вкус продукции как «очень вкусная»; 32,7 % - как «вкусная»; 7,3 % - как «достаточно вкусная» и 3,6% затруднились ответить.
83,6 % опрошенных считают продукцию, производимой Бичурским маслозаводом очень полезной для здоровья; 9% - полезной для здоровья; 5,5% - достаточно полезной и 1,8% затруднились ответить.
7,3 % респондентов считают упаковку продукции очень красивой; 25,5 % - красивой; 27,3% - достаточно красивой, 27,3 % затруднились ответить, 12,7% - некрасивой.
3,6 % респондентов полагают, что цена продукции очень высокая; 12,7 % - высокая; 20% - достаточно высокая; 61,8 % - затруднились ответить и 1,8 % считают цену низкой.
Соответственно потребители воспринимают продукцию предприятия как вкусную, полезную для здоровья и относительно не дорогой (цена, по их мнению, находиться в среднем ценовом диапазоне).
К сожалению, большое количество респондентов неудовлетворенны упаковкой продукции, считают ее непривлекательной и некрасивой. Поэтому предприятию необходимо поработать над ее улучшением или изменением вообще. Упаковка должна привлекать внимание, быть яркой, запоминающейся и «заставлять» покупателей делать выбор в пользу товаров предприятия.
Молоко пользуется популярностью практически у всех категорий населения г. Улан-Удэ. Его с одинаковой охотой покупают представители всех возрастных групп вне зависимости от места проживания и уровня дохода. Как показали результаты опроса горожан 73,3% респондентов регулярно употребляют молоко в пищу. Нужно отметить, что порядка 20% граждан страдают лактозной недостаточностью и по физиологическим причинам не могут употреблять молоко в пищу. Сопоставив эти цифры, мы придем к выводу, что молоко употребляют в пищу почти все горожане и жители республики, здоровье которых позволяет это делать.
Несмотря на не самую благоприятную социально-экономическую обстановку в стране, потребление молока и молочных продуктов остается на высоком уровне. Этому способствуют как традиции, так и ценовая доступность этой категории продуктов питания даже для необеспеченных слоев населения.
Производство молока в республике в период с 1998 г. по 2008 г. возросло в 1,54 раза (табл. 1). При этом внутреннее потребление молока увеличилось в 1,50 раза, а производственное потребление возросло в 2 раза, тогда как личное в 1,4 раза. Наблюдается негативная тенденция роста ввоза молочной продукции в республику. Самообеспеченность молоком и молочными продуктами в республике находится на уровне 90-92% и колеблется по годам.
За анализируемый период республика не обеспечивала внутреннее потребление за счет собственного производства. Потребление молока и молочной продукции (в пересчете на молоко) на душу населения республики в 2008 г. составляло 64% от рациональной нормы потребления.
Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Бичурский маслозавод»