Совершенствование организации управления на СПК «Никольск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа эффективности организации управления и ее совершенствование.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
1.рассмотрение теоретических основ организации и управления на предприятии;
2.определение современного состояния СПК «Никольск»;
3.анализ организационной структуры и структуры управления на предприятии;
4.разработка положений о подразделении и должностных инструкций;
4.оценка эффективности действующей системы управления;

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические основы организации и управления на предприятии 5
1.1.Профессиональная система руководящей деятельности 5
1.2.Типы систем управления 10
1.3.Содержание организации управления и эффективность системы управления 13
2.Анализ сложившейся системы управления в СПК «Никольск» 17
2.1.Краткая организационная характеристика предприятия 17
2.2.Анализ действующей организационной структуры и структуры управления 23
2.3.Оценка положений о подразделениях и должностных инструкций и уровня организации управленческого труда 24
2.4.Оценка эффективности системы управления 28
3.Совершенствование системы управления 31
3.1.Перспективы развития предприятия 31
3.2.Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления 33
3.3.Оценка эффективности разработок 35
Выводы и предложения 39
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

курсач Юли П. по менеджменту.docx

— 105.48 Кб (Скачать файл)
  • организация производства – обеспечивающая функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей.
  • планирование (прогнозирование, моделирование, программирование) является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.
  • координация – функция, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления.
  • мотивация – комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.
  • контроль и учет выполнения поставленных задач. Контроль – процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Учет должен выполняться по всем подразделениям предприятия и отражать динамику учетных показателей, что позволит применить инструмент анализа тенденций развития производства.

Таким образом, с помощью этих функций, менеджер может способствовать развитию процесса управления.

Кроме этого существуют и другие функции управления, но их значение зависит от рода деятельности субъекта [7].

Заключительным моментом системы руководящей деятельности являются методы управления. Выделяют 3 группы методов управления:

1)экономические  методы осуществляются путем  создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые  коллективы действовать в нужном  направлении и добиваться решения  поставленных перед ними задач  в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами. Это предполагает использование  таких инструментов, как планирование, оплата труда и премирование, прибыль, цены, кредитование, финансирование, налоги, запасы товарно-материальных  ценностей, основной капитал, экономический  анализ и т.п.

На деятельность предприятия оказывают многие внешние экономические факторы: возраст населения, конкуренция, технологический уровень отраслей АПК, доступность ресурсов, положение на финансовых рынков, поведение покупателей, рынок труда и т.д.

2)административные  методы предполагают обязательное  выполнение указаний руководителя, в противном случае неизбежна  как дисциплинарная, так и материальная  ответственность. Административные методы управления включают: систему законодательных актов страны и региона; систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов предприятия; систему оперативного управления (систему власти). Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретного предприятия.

Важное значение имеет и система оперативного управления. Существуют четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от ее прямого использования до практически полного отказа от этого. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

3)социально-психологические  методы служат для управления  настроением подчиненных, удовлетворения  их потребностей в самореализации. в связи с этим эта группа  методов предполагает два направления  воздействия на поведение работников  и повышение их трудовой активности:

    1. формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки.
    2. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их осуществлении, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.

В системе средств социально-психологического воздействия особую роль играют такие категории, как коллектив и личность, авторитет и лидерство, стиль управления, ораторское искусство, служебная этика [2].

 

1.2.Типы  систем управления

При характеристике любой системы возникает необходимость рассматривать ее элементы. Важнейшим элементом социальных систем является структура управления, с помощью которой согласовываются различные стороны (техническая, экономическая, производственная, социальная) деятельности предприятия, регламентируются внутрипроизводственные связи, достигается относительно устойчивый порядок служебных взаимоотношений между структурными подразделениями и работниками аппарата управления.

Структура – это расположение элементов и подсистем внутри системы. Применительно к предприятиям АПК следует различать такие понятия, как производственная и организационная структура предприятия, структура управления, звенья и ступени управления [13].

Производственная структура зависит от специализации хозяйства, определяется сочетанием отраслей в нем.

Организационная структура представляет собой совокупность подразделением хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначений, осуществляющих свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри предприятия.

Структура управления – это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи [8].

В организационной структуре и структуре управления различают звено и ступень. Звено управления – это самостоятельное подразделение в структуре управления, которое выполняет одну или несколько функций. В качестве звеньев в сельском хозяйстве выступают бригады, участки, отделения, различные службы. Ступень управления – это совокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня. К низшей ступени относится бригада, а к высшей – хозяйство в целом и аппарат управления во главе с его руководителем.

Производственные особенности, различная степень интеграции и дифференциации деятельности позволили выделить следующие типы структур управления:

Линейная структура: при ней разделение управленческого труда осуществляется по объектам, а не по функциям. Она предусматривает непосредственное подчинение каждого подразделения или работника одному лицу. Простота структуры влечет за собой как достоинства, так и недостатки.

Достоинства:

  • оперативность принятия и реализации управленческих решений;
  • относительная простота реализации функций управления;
  • четко выраженная ответственность.

Недостатки:

  • разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
  • множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
  • при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • увеличение количества уровней управления при росте организации;
  • жесткость структуры.

Область применения:

  • предприятия с численностью до 300-500 человек с высоким уровнем технологической и предметной специализации (металлообработка, оказание однородных услуг, сборка и т. п.);
  • предприятия местной промышленности (изготовление продукции из местного сырья, производство товаров широкого потребления);
  • стабильность внешней среды [14].

Функциональная структура управления: предполагает организационное деление по функциям управления, а не по его объектам. В этом случае каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в рамках своей компетенции. При функциональной системе обеспечивается квалифицированное руководство отраслями сельскохозяйственного производства и обслуживающими подразделениями, но возникают неизбежные трудности в согласовании действий нескольких руководителей. Преимущества функциональной структуры управления таковы:

- высокая компетентность  специалистов, отвечающих за выполнение  конкретных функций;

- расширение возможностей  линейных руководителей в оперативном  управлении производством в результате  их высвобождения от подготовки  сведений по вопросам функциональной  деятельности.

К недостаткам функциональных структур управления можно отнести следующие:

- трудности поддержания  постоянных взаимосвязей между  различными функциональными службами;

- длительность процедуры  принятия решений;

- иерархию в структуре  взаимоотношений;

- отсутствие единства  действий между работниками функциональных  служб разной специализации;

- снижение ответственности  исполнителей за работу в результате  обезлички, поскольку каждый исполнитель  получает указания от нескольких  руководителей;

- каждый функциональный  руководитель и специализированные  подразделения ставят «свои»  вопросы на первое место; в  результате в одних случаях  возникает дублирование, в других  — несогласованность указаний  и распоряжений, получаемых работниками  сверху;

- нарушение принципов  единоначалия и единства распорядительства.

Линейно-функциональная структура управления основана на сочетании линейной и функциональной форм. Данная структура сохраняет принцип единоначалия. Это объясняется тем, что линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную задачу на данном этапе, а также время и конкретных исполнителей. Деятельность функциональных руководителей при этом сводится к поискам рациональных вариантов решения задач, к умелому доведению своих рекомендаций до линейного руководителя, который на этой основе сможет обеспечить эффективное управление.

Достоинства:

  • высокая компетентность функциональных руководителей;
  • уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;
  • улучшение координации в функциональных областях;
  • высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков;
  • максимальная адаптация к диверсификации производства;
  • формализация и стандартизация процессов;
  • высокий уровень использования мощностей.

Недостатки:

  • чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности "своих" подразделений. Ответственность за общие результаты только на высшем уровне;
  • проблемы межфункциональной координации;
  • чрезмерная централизация;
  • увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;
  • реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена;
  • ограничены масштабы предпринимательства и инноваций.

Область применения:

  • средние и крупные промышленные предприятия, проектно-конструкторские и исследовательские организации, производственные и научные подразделения с численностью 500-3000 человек;
  • эффективны там, где аппарат управления выполняет часто повторяющиеся, стандартные процедуры, производство носит характер массового или крупносерийного производства[3].

Программно-целевая структура базируется на комплексом управлении всей производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на отдельную цель.

Преимущества программно-целевой структуры управления:

- высокая целевая ориентация;

- специализация;

- концентрация необходимых ресурсов.

Недостатки программно-целевой структуры управления:

- связанность ресурсов до завершения работ;

- трудность нахождения применения высвобожденным ресурсам;

Особенности программно-целевой структуры управления:

- централизованный тип применяется редко;

- координационный тип возникает в рамках линейно-функциональных структур.

Основу матричной структуры образует линейно-функциональная структура, которая дополняется структурами программного управления. Помимо руководителя организации назначается руководитель программы, ранг которого выше ранга руководителя организации.

Достоинства:

  • эффективное использование производственного потенциала, и прежде всего - кадрового;
  • оптимизация коллективов исполнителей путем подбора их по профессионально-квалификационным и психологическим качествам;
  • возможности динамичной перестройки структуры коллектива при постановке и решении новых задач (гибкость и адаптивность).

Недостатки:

  • необходимость периодического разрушения структуры первичных групп, возможный рост конфликтности;
  • сложность планирования: необходимость совмещения начала и завершения работ по отдельным проектам;
  • необходимость периодической и весьма радикальной переквалификации работников в связи с изменением программ;
  • чрезвычайно высокая дороговизна структуры.

Область применения:

  • необходимость освоения ряда новых технически сложных, наукоемких изделий в сжатые сроки, внедрение технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка;
  • предприятия, отражающие экономические, политические и оборонные интересы государства.

Существует еще комбинированная структура, которая сочетает сразу несколько типов структур управления.

Перечисленные типы структур управления, характерные в настоящее время для большинства сельскохозяйственных предприятий, обеспечивают устойчивость, регулятивность и предсказуемость менеджмента и носят формальный характер[2].

 

1.3.Содержание организации управления  и эффективность

Информация о работе Совершенствование организации управления на СПК «Никольск»