Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель данной работы - исследование эффективности существующей организационной структуры предприятия ООО «Лифтэк – Калининград» и разработка на этой основе рекомендаций по корректировке организационной структуры выбранного предприятия. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. изучить основные теоретические аспекты организационных структур;
2. рассмотреть и проанализировать виды организационных структур;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика организации ООО « Лифтэк – Калининград»……………..5
1.2. Анализ организационной структуры ООО «Лифтэк – Калининград»...…7
2.1. Сущность и общая характеристика организационных структур………..10 2.2. Принципы построения организационных структур в современном менеджменте…………………………………………………………………..…16
2.3.Виды организационных структур…………………………………………..20
3. Выбор и совершенствование организационных структур менеджмента.
3.1. Методы выбора структуры…………………………………………………33
3.2. Совершенствование организационных структур менеджмента…………40
4. Планирование и организационное проектирование………………………..45
4.1. Пути совершенствования и проектирование организационной структуры организации ООО «Лифтэк – Калининград»…………………………………..47
Заключение………………………………………………………………….........53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Однако ООО «Лифтэк - Калининград» не относится к механической организационной структуре по причине низкой степени дифференциации как по горизонтали (небольшое количество отделов), так и по вертикали (три уровня управления); низкой степени формализации; наличия сотрудничества (по вертикали и горизонтали) и неформальных коммуникаций.
Процесс интеграции достигается в ООО «Лифтэк – Калининград» путем личностных взаимосвязей, межфункциональных рабочих групп и межотдельных совещаний, что объясняется подвижной и изменчивой внешней средой, характеризующейся быстрыми изменениями рынка, используемых технологий и фирм-конкурентов.
Таким образом, проведя
анализ организационной структуры,
можно отметить, что она нуждается
в совершенствовании и
Слово «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих систему как нечто целое.
Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы. Таким образом, организационная структура менеджмента исходит из ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внутренней и внешней среды.
В структуре управления
выделяются следующие элементы: звенья
(отделы), уровни (ступени управления)
и связи — горизонтальные и
вертикальные. Все элементы организационной
структуры менеджмента
Звено, или отдел управления
— это организационно обособленный,
самостоятельный орган
Уровень менеджмента можно определить как группу отделов, занимающую определенную ступень в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии - связи по вертикали - носят явно выраженный характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним.
Структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, упорядочивает связи между ними. Все структуры, независимо от их размера, имеют еще одно общее свойство: они формируются для достижения целей фирмы. Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей.
Создание структуры является самым важным элементом в организационной деятельности фирмы. Выбор эффективной методики департаментации и формирование всего комплекса организационных структур — также жизненно важный элемент в деятельности менеджерского корпуса даже процветающих фирм и корпораций. Как правило, в таких корпорациях при малейших признаках сбоев в функционировании высший менеджмент решает вопрос о необходимости реорганизации в управленческой структуре.
В теории западного менеджмента,
основанной на концепциях организационного
поведения, структура фирмы
Таким образом, давая общую характеристику организационной структуры, можно выделить несколько положений, определяющих ее значимость:
Организационные структуры имеют большое число видов и форм. Мы остановимся на двух более общих классификациях организационных структур.
Первое разделение: формальные
и неформальные организационные
структуры. Формальная структура фирмы
— это структура, выбранная и
установленная менеджерами
Остановимся подробнее на втором виде разделении организационных структур (формальных). Это понятия механистических и органических структур управления. С разной степенью точности все конкретные управленческие структуры могут быть отнесены к одному из названных типов. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, позволяющее выявить сущность ее построения. В этом аспекте организационная структура определяется как сочетание следующих трех компонентов: сложности, формализации, централизации.
Первый компонент — сложность — означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности, в том числе ее функций (дифференциация по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является организационная структура фирмы, корпорации. Второй показатель сложности структуры организации — характеризует степень взаимосвязанности между отдельными структурными единицами в организации.
Второй компонент — формализация — определяется степенью однотипности (утилизации) управленческих правил и процедур. Структура будет тем более формализованной, чем больше установленных свыше правил и процедур в ней действует.
Третьим показателем свойства организационной структуры фирмы (предприятия, корпорации) является степень централизации (децентрализации) управления в ней. Она зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимаются решения.
На практике встречаются различные комбинации указанных компонентов, дающие большое разнообразие конкретных управленческих структур. В зависимости от степени выраженности содержащихся в них трех компонентов — сложности, формализации и централизации структуры делятся на две указанные выше группы: механистических и органических структур (рис.1.1).
Рис.1.1. Механическая структура (слева) и органическая структура (справа).
Механистическая организационная
структура характеризуется
Органическая структура (в некоторых книгах она называется «органистической»), более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована. Управление в органических структурах децентрализовано.
Представленные схемы и перечень характеристик (рис.1.1) наглядно демонстрируют противоположную сущность рассматриваемых типов структур.
Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида, управления. В отличие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях. Формы и стиль общения в органической структуре управления - партнерские, совещательные (в механистической — это приказы и инструкции), для менеджеров характерна высокая общеобразовательная подготовка.
В литературе существует еще один термин для механистических структур — бюрократические. Немецкий социолог Вебер, который занимался разработкой этой модели менеджмента (начало XX в.), считал ее идеальной. Она была разработана для: удовлетворения запросов потребителя; создания равных условий для потребителя; увеличения рациональности и эффективности управленческих решений. Вебер и его последователи видели возможность достижения поставленных целей за счет сведения до минимума личностного влияния того или иного руководителя на принятие решения, а также согласования всех конкретных решений с задачами организации.
Идеальная, или бюрократическая, структура, предложенная Вебером и распространившаяся затем не только на производственные, но и на общественные организации, включала следующие характеристики: специализацию труда, иерархию подчиненности, четко определенные обязанности и ответственность, систему установленных правил и процедур, обезличивание отношений, продвижение по службе, основанное на квалификации служащего, централизацию власти, письменные отчеты. Все черты бюрократической структуры организации совпадают с данной выше характеристикой механистической структуры управления.
Более половины столетия эта модель являлась господствующей в менеджменте. В большей или меньшей степени она объединяет в себе наиболее распространенные до недавнего времени виды организационных структур фирмы, корпорации: функциональные, линейные, линейно-штабные, дивизиональные. Эти структуры олицетворяют собой эпоху индустриального развития общества.
Однако в последние
два десятилетия, когда общественное
производство развитых стран вступило
в новую, информационную эру, западный
менеджмент в значительной степени
перестраивает свои структуры. Причем
такая перестройка носит
Подытоживая анализ двух
типов организационных
Однако независимо от типа организационных структур, существуют единые принципы построения организационных структур в современном менеджменте.
Основным принципом, определяющим специфику современного менеджмента, является принцип адаптивности фирм производителей к динамичным условиям рыночной среды во всем многообразии их проявлений. Реализация данного принципа предусматривает, в первую очередь, адаптивность организационной структуры к соответствующим целям и задачам, системы управления.
Фундаментальными принципами построения организационных структур являются рациональная децентрализация задач и полномочий и эффективность горизонтальных связей, устанавливаемых между организационными подразделениями.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры ООО "Лифтэк - Калининград"