Совершенствование организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Совершенствование организационной структуры системы управления фирмой» обусловлена тем, что повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа организационной структуры системы управления фирмой 5
1.1. Понятие, типы и разработка организационных структур предприятия 5
1.2. Оценка эффективности организационных структур 11
2. Анализ организационной структуры системы управления филиалом ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ структурно–функционального устройства системы управления организации 19
2.3. Достоинства и недостатки организационной структуры системы управления фирмой 30
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры системы управления филиалом ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложения

Файлы: 1 файл

Совершенствование организационной структуры системы управления фирмой.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы «Совершенствование организационной структуры системы управления фирмой» обусловлена тем, что повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Процесс лавинообразного появления новых предприятий в Российской Федерации в настоящее время подходит к своему завершению. Данное явление начинает приобретать более спокойный характер, обусловлено это тем, что большинство существующих рыночных ниш уже занято, и, следовательно, вновь появляющиеся коммерческие предприятия вынуждены либо искать новые рыночные возможности, либо занимать места разорившихся или ушедших с данного рынка фирм, либо пытаться проникнуть на уже занятые другими позиции рынка.

Проблемы исследования, разработки и внедрения организационных  структур управления нашли широкое  отражение в зарубежной экономической  литературе в трудах М. Альберта, И. Ансоффа, X. Виссема, П. Друкера, М. Мескона, Г. Минцберга, Дж. Обер-Крие, А. Хоскинга, Ф. Хедоури и др.

Объект исследования -  филиал ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны.

Предмет исследования –  организационная структура филиала ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны.

Цель курсовой работы – разработка практических рекомендаций по совершенствованию организационной структуры филиала ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить теоретические аспекты организационной структуры предприятия.
    2. Провести анализ организационной структуры филиала ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны.
    3. Разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры филиала ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны.

При написании курсовой работы  автор использовал такие методы исследования как системный, сравнительно-типологический, логический, структурно-функциональный анализ, анализ документов.

Информационной базой послужили  труды следующих авторов: Вейл П. Кабушкин Н. И.. Маркова В.Д., периодические  издания: журналы «Менеджмент в  России и за рубежом», «Вестник Спб ГУ», «Машиностроитель», «РЭЖ», «Управление персоналом». Также использованы данные статистики и материалы текущего архива организации.

Эмпирической базой исследования выступила организация филиал ОАО  «МРСК» в г. Набережные Челны.

Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет  и объект, формулируется цель и  задачи исследования.

В первой главе рассматривается сущность и виды организационных структур управления, а также их возникновение и развитие, раскрывается разработка организационных структур.

Во второй главе дается общая характеристика предприятия, рассматриваются организационная структура управления предприятия и выявляются достоинства и недостатки организационной структуры предприятия.

В третьей главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия.

В заключении изложены основные результаты выполненного анализа в  виде выводов и предложений по решению проблем формирования организационной структуры управления предприятием.

 

1. Теоретические аспекты  анализа организационной структуры системы управления фирмой

1.1. Понятие, типы  и разработка  организационных структур предприятия

«Структура управления организацией», или «организационная структура  управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий  менеджмента, тесно связанное с  целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категории и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций [11, C. 104].

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как  отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг и т.п.;

б) исходя из характера  общих функций, выполняемых в  процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней [17, C. 150].

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми  линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

Между всеми составляющими  ОСУ существуют сложные отношения  взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел, кому он будет непосредственно подчинен, какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию, на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба, какими полномочиями наделяются работники нового отдела, какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами [13, C. 124].

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

В состав организации может входить одна фирма или несколько компаний, объединенных так называемой системой участия (для контроля за деятельностью организации достаточно, к примеру, владеть определенной долей ее акций) [16, C. 170].

Таким образом, организационные  структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.

Решение о проектировании организационной  структуры управления принимается  тогда, когда действующая структура  неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:

    1. анализ оргструктур; 2) проектирование; 3) оценка эффективности.

Анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество.

Хозяйственная деятельность - изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.

В процессе проектирования оргструктур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи: определение типа структуры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управленческого персонала; характер соподчиненности между звеньями организации; расчет затрат на содержание аппарата управления.

В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.

Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых  к оргструктурам, и принципах  их построения.

Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры  структуры управления - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее.

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

На формирование структуры  управления оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых  функционируют предприятия. Так, при  вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, (концерна, ассоциации и т.п.) происходит перераспределение управленческих функций (часть функций централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть [8, C. 114].

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень  развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к  децентрализации «электронного  интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровне. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.

Большинство организаций  непрерывно совершенствуют свои организационные  структуры. В настоящее время  характерно сокращение числа управленческих уровней: переход от 8-12 управленческих уровней к 4-5, т.е. сокращение числа  промежуточных звеньев между главным управляющим и сотрудниками.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры