Совершенствование организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Совершенствование организационной структуры системы управления фирмой» обусловлена тем, что повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа организационной структуры системы управления фирмой 5
1.1. Понятие, типы и разработка организационных структур предприятия 5
1.2. Оценка эффективности организационных структур 11
2. Анализ организационной структуры системы управления филиалом ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ структурно–функционального устройства системы управления организации 19
2.3. Достоинства и недостатки организационной структуры системы управления фирмой 30
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры системы управления филиалом ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложения

Файлы: 1 файл

Совершенствование организационной структуры системы управления фирмой.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  совершенствования организационных  структур управления являются:

    • децентрализация производственных и сбытовых операций;
    • нововведенческая экономия, поиск новых рынков, диверсификация операций; систематическое повышение творческой и производственной отдачи персонала;
    • переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;
    • превращение пирамидальных ОСУ в плоские с минимальным числом уровней между высшим руководством и непосредственными исполнителями;
    • отказ от использования административных рычагов координации и контроля [7, C. 166].

Таким образом, под структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

1.2. Оценка эффективности организационных  структур

Исходя из теории систем, как основы для выбора критериев  эффективности организационной  структуры, можно рассмотреть широкий  спектр подходов к ее исследованию и измерению и на этой основе представить общую модель эффективности организационной структуры.

В последние годы значительные успехи в области проектирования организационных систем связанны с  развитием информационных технологий прогнозирования. Несмотря на принципиальные различия в деятельности организаций, существуют общие закономерности, вытекающие из законов социального развития. Это позволило разработать ряд принципов организационного проектирования, которые были положены в основу создания программных комплексов, получивших название экспертных систем. Их можно успешно использовать как для оценки инвестиционного потенциала организаций, так и на заключительном этапе проектирования организационных систем, при оценке эффективности принятого решения и прогнозе дальнейшего развития организации.

В экспертных системах  предусмотрена оценка соответствия организационной структуры целям  организации, выбранной стратегии  материальным и человеческим ресурсам. Оценка проводится на основе сравнения  разработанной структуры с оптимальной структурой, предлагаемой экспертной системой для существующих условий работы организации.

В ходе диагностических  исследований должны быть изучены не только возможности системы управления по выходу из проблемных ситуаций, но и её способности использовать сложившиеся обстоятельства для коррекции своей деятельности с целью эффективного решения задач, стоящих перед предприятием.

Первый этап диагностики  предусматривает сбор информации о  работе предприятия за достаточно продолжительный период времени. Эта информация используется для построения эталонной модели работы предприятия.

Затем по выявленным отклонениям  делается вывод об удовлетворительной эффективности работы обследуемой  организации или о необходимости  проведения процедур оперативной коррекции системы управления организацией.

Оценка эффективности  организационных систем проводится с целью выбора наиболее рационального  варианта структуры или способа  ее совершенствования. Эффективность  организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:

  1. по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;
  2. по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.

Критерием эффективности  при сравнении различных вариантов  организационной структуры служит возможность наиболее полного и  устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на ее функционирование. Критерием эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры служит возможность более полного и стабильного достижения установленных целей или сокращения затрат на управление, эффект от реализации которых должен за нормативный срок превысить производственные затраты [10, C. 63].

В литературе разработаны количественные методы изучения зависимости между конечным результатом, достигнутым фирмой, и производительностью аппарата управления, которая может определяться как количество произведенной организацией конечной продукции, приходящейся на одного работника аппарата управления.

Для этого используются следующие  коэффициенты:

1. Коэффициент эффективности организационной  структуры управления:

КЭ = РПУ,                                                                                                 

где РП – конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления; ЗУ – затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещений, приобретение и ремонт средств оргтехники, прием передачу управленческой информации).

  1. Коэффициент звенности:

КЗВ = ПЗВФЗВО,                                                                                          

где ПЗВФ – количество звеньев существующей организационной структуры; ПЗВО – оптимальное количество звеньев организационной структуры.

  1. Коэффициент территориальной концентрации:

КТК = ППРФ/П,                                                                                                

где ППРФ – количество организаций данного типа в регионе деятельности нашей организации; П площадь региона, на которой функционирует все организации данного типа.

  1. Коэффициент дублирования функций:

КД = КОЗН

где КОЗ – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями; КН – нормативное количество работ.

  1. Коэффициент надежности системы управления:

КНАД = 1- КНЕРОБЩ,                                                                                 

где КНЕР – количество нереализованных решений; КОБЩ – общее количество решений, принятых в подразделении.

  1. Степень централизации функций:

КЦ = РФЦФ,                                                                                                  

где РФЦ - количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления; РФ – общее число принятых решений на всех уровнях управления [14, C. 104].

Выводы.

По мнению автора курсовой работы, организационную структуру любой организации, с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют: действительные взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях; действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение; полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

Таким образом, при умелом сочетании указанных факторов в  организации может быть создана  такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности деятельности.

 

2. Анализ организационной  структуры системы управления филиалом ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны

2.1. Краткая характеристика предприятия

ОАО "Межбанковская Региональная Страховая Компания" вот уже 15 лет является одним из лидеров на рынке страхования Удмуртской Республики. На сегодня компания расширяет свою деятельность и на другие регионы России- всего действуют 10 филиалов и 22 представительства МРСК.

Основные виды деятельности:

  1. Добровольное страхование:

    • личное страхование;
    • страхование имущественное;
    • страхование ответственности.
  1. Обязательное страхование

  1. Перестрахование

Компания осуществляет более 60 видов страхования, разрешенных  уполномоченным государственным органом по надзору за страховой деятельностью видов страхования на территории Российской Федерации и за рубежом на основании выданных лицензий на право осуществления страховой деятельности. Государственное регулирование страховой деятельности ОАО «МРСК» осуществляется и регулируется на основании Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Филиал ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны входит в Экспертный Совет по законодательству о страховании комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ,  является одним из учредителей Российского союза автостраховщиков (РСА), а также членом Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ).

Основной целью деятельности филиала ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны является извлечение прибыли, удовлетворение страховых и связанных с ними потребностей предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений.

Место нахождения филиала  ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны: Российская Федерация, республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Дружбы народов, 31 офис 1.

Проведем анализ финансово-хозяйственной  деятельности филиала ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны. В  2009 г. имущество филиала ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны увеличилось на 2978 тыс.руб. или на 38 % в основном за счет роста внеоборотных активов, а к концу 2010 г.  на сумму 6372 тыс.руб. или на 6 % (Таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1.

Структура валовых поступлений филиала ОАО «МРСК» в г. Набережные Челны за 2010 г., тыс. руб. (%)

Статьи валовых поступлений (доходов)

1-й кв. 
2010 г.

2-й кв.  
2010 г.

3-й кв.  
2010 г.

4-й кв.  
2010 г.

1. Валовый доход по  основной деятельности (1.1+1.2)

117 200 
(98%)

122 200 
(97,3%)

140 000 
(98,6%)

145 200 
(99,2%)

1.1.Валовый доход по  договорам страхования жизни  (1.1.1+1.1.2)

36 200

(30,3%)

27 000

(21,5%)

40 600

(28,6%)

33 200

(22,7%)

1.1.1.Страховые премии  по договорам страхования жизни

34 000 
(28,4%)

25 000 (19,9%)

38 000 (26,8%)

32 000 (21,9%)

1.1.2. Валовый инвестиционный доход по договорам страхования жизни

2 200

(1,9%)

2 000

(1,6%)

2 600

(2%)

1 200

(0,8%)

1.2. Валовый доход по  договорам прочего страхования  (1.2.1+1.2.2)

81 000 (67,7%)

95 200 (75,8%)

99 400 (70%)

112 000 
(76,5%)

1.2.1. Страховые премии по договорам прочего страхования

80 000 (66,9%)

94 000 (74,8%)

98 000 (69%)

110 000

(75,1%)

1.2.2. Валовый инвестиционный  доход по договорам прочего  страхования

1 000

(0,8%)

1 200

(1%)

1 400

(1%)

2 000

(1,4%)

2. Валовый доход по  неосновной деятельности (2.1+2.2+2.3)

2 400

(2 %)

3 400

(2,7%)

2 000

(1,4%)

1 200

(0,8%)

2.1. Операционные доходы

2 400

(2%)

2 400

(1,9%)

2 000

(1,4%)

1 200

(0,8%)

2.2. Внереализационные  доходы

0

1 000

(0,8%)

0

0

2.3. Чрезвычайные доходы

0

0

0

0

3. Всего валовые поступления (валовый доход) (1 + 2)

119 600 
(100%)

125 600 
(100%)

142 000 
(100%)

146 400 
(100%)

Справочно:

       

4. Чистая прибыль

16 000

15 000

19 000

20 200

5. Чистая прибыль/валовый  доход

0,134

0,119

0,134

0,138

Информация о работе Совершенствование организационной структуры