Совершенствование процесса управления трудовыми ресурсами на современном строительном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является: совершенствование процесса управления трудовыми ресурсами на современном строительном предприятии на примере строительного предприятия РУП РСТ УД П РБ с целью повышения эффективности его деятельности.
Отсюда вытекают задачи:
- изучить понятие системы управления персоналом и ее основные элементы;
- раскрыть основные принципы построения эффективной системы управления персоналом;
- дать организационную характеристику;
- провести анализ организационной структуры и трудовых ресурсов;
- проанализировать эффективность системы управления кадрами на предприятии;

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 101.78 Кб (Скачать файл)

Как видно из табл. 2.5 за 2012 год Объём СМР в текущих ценах составил 16003 млн. руб., что превысило план на 23%

Прибыль составила 914 млн. руб., что составляет от плана 96,6%.

Рентабельность за 2012 год составила 6,2%, что составляет от плана 78%.

           Среднемесячная зарплата составила 5636 тыс.руб.

2.3. Организация финансовой работы в РУП РСТ УД П РБ 

Основными принципами, положенными в основу организации финансов РУП РСТ Уд ПРБ являются: самоокупаемость и самофинансирование; самоуправление; заинтересованность в результатах финансово-хозяйственной деятельности; материальная ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности; осуществление контроля над финансово-хозяйственной деятельностью.

Принцип самоокупаемости означает, что затраты на производство и реализацию продукции должны полностью покрываться из выручки от реализации продукции.

Принцип самофинансирования необходим для ведения предпринимательской деятельности в любой сфере бизнеса. Осуществляя текущие, инвестиционные, социальные и другие расходы, предприятие должно рассчитывать прежде всего на собственные источники финансирования и лишь при необходимости привлекать в оборот банковские и коммерческие кредиты. Возможности самофинансирования определяют возможности развития предприятия, его деловую активность.

Финансовый аспект принципа самоуправления заключается в самостоятельном определении перспектив развития, планировании своей деятельности, выборе форм предпринимательской деятельности, способов формирования капитала и структуры активов, формировании прибыли, распоряжении имуществом, выпущенной продукцией и прибылью после уплаты налогов. Необходимость соблюдения принципа заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности определяется главной целью предпринимательства - получением прибыли. От размера прибыли в свою очередь зависит инвестиционная привлекательность предприятия, материальное стимулирование работников, производственное и социальное развитие.

Принцип материальной ответственности выражается в том, что за нарушение договорных, налоговых, кредитных, расчетных обязательств, правил осуществления кассовых и валютных операций, продажу товаров, которые причиняют вред здоровью граждан, предприятие несет ответственность. Согласно белорусскому законодательству, оно уплачивает штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций. Этот принцип служит защите интересов государства и предпринимателей, обеспечивает соблюдение законодательства.

Осуществление контроля над финансово-хозяйственной деятельностью имеет своей целью предотвратить операции, которые могут привести к экономическим потерям, убыткам, снизить риск банкротства, изыскать резервы увеличения финансовых ресурсов.

Помимо перечисленных принципов организации финансов предприятий сегодня правомерно рекомендовать такие общие принципы организации предпринимательской деятельности, как плановость, целевая направленность, диверсификация, стратегическая ориентированность. Финансовый аспект этих принципов необходимо учитывать при разработке финансовой политики и в управлении финансами конкретного предприятия.

Принцип плановости является основным. Он выражает философию предприятия, культуру его поведения во внешней среде. Принцип плановости реализуется путем составления различных по горизонтам планирования финансовых планов.

Целевая направленность в финансах предприятий означает следующее. Финансы должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить выполнение традиционных целей коммерческой деятельности. Такими целями являются: рентабельность производства, производительность труда, устойчивое положение на рынке, достаточность материальных и финансовых ресурсов.

Принцип диверсификации в организации финансов предприятия предполагает множество источников финансирования и направлений вложений капитала, что позволяет снизить риск банкротства и повысить конкурентоспособность предприятия. Этот принцип реализуется в двух направлениях: инвестирование денег в различные ценные бумаги и объекты; создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности. Принцип диверсификации предполагает использование многовариантных расчетов [10,c.360].

Реализацию принципов плановости, диверсификации целесообразно осуществлять на основе компьютеризации процессов управления финансами.

Управление потоками денежных средств в РУП РСТ Уд ПРБ включает разработку плана движения денежных средств, учет и анализ денежных потоков. Главная цель этой работы - обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательскую деятельность, своевременно определить меры по восполнению дефицита денежных средств в отдельные периоды года.

Финансовая работа в РУП РСТ Уд ПРБ включает следующие направления:

- финансово-кредитное планирование;

- управление процессами формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

- финансирование затрат предприятия;

- анализ эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового состояния предприятия;

- организацию выполнения денежных расчетов по финансовым обязательствам в установленные сроки и в требуемых объемах;

- контроль за выполнением финансовых планов, смет и бюджетов предприятия, соблюдением норм законодательства в области финансов;

- разработку мероприятий по устранению имеющихся на предприятии недостатков в управлении финансовыми ресурсами и капиталом, направленных на повышение эффективности производства.

Основными задачами бухгалтерии в области финансов являются: обеспечение денежными средствами текущих затрат и инвестиций; выполнение обязательств перед бюджетом, банком, другими субъектами хозяйствования и занятыми работниками. Для своевременного выполнения денежных обязательств в РУП РСТ Уд ПРБ формируются резервы, используют финансовые инструменты привлечения денежной наличности в оборот предприятия. Задачами бухгалтерии РУП РСТ Уд ПРБ также являются: содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, инвестиций, товарно-материальных ценностей; осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечению их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов; контроль за правильностью организации финансовых отношений.

Функции бухгалтерии РУП РСТ Уд ПРБ в области финансов обусловлены самим содержанием финансовой работы, это планирование; финансирование; инвестирование; организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями; организация материального стимулирования, разработка систем премирования; выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения, страхование.

Управление финансами РУП РСТ Уд ПРБ осуществляется с помощью финансового менеджмента, который использует методы, рычаги, правовое и информационное обеспечение финансового механизма. Эффективное управление финансами РУП РСТ Уд ПРБ обеспечивается при умелом использовании налогового и денежно-кредитного методов регулирования экономики и оптимальном сочетании собственных финансовых ресурсов предприятия с кредитными. 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Управление персоналом предприятия в современных условиях: проблемы и пути их решения

Современные предприятия  вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Поэтому факторы, определяющие успех  на рынке, одновременно являются и факторами  выживания организации. Каждый из них  связан с деятельностью сотрудников  предприятия.

Критическими факторами  успеха, т.е. теми, без которых он практически невозможен, являются развитие персонала, инновации; сильные и  надежные партнеры; ориентация на клиента; себестоимость продукции; быстрота поставок; логистика и ее состояние; уровень квалификации персонала  и др.

Рынок постоянно изменяется. Организация вынуждена быть динамичной и способной адаптироваться не только к самим изменениям внешней седы, но и их скорости. В этом случае организация  должна представлять собой не застывшую систему, а мобильным организмам с единственным постоянным фактором – обновления и непрерывного развития. Традиционная организация имеет ярко выраженную иерархию, ориентирована на контроль и организационную структуру управления с жестко фиксированными задачами подразделений.

Организация нового типа ориентирована  на управление процессами и управление персоналом. Последнее имеет решающее значение.

Переходные процессы  в социальной и политико – правовой сферах привели к возникновению  новых направлений управления:

- стратегический менеджмент  персонала;

- индивидуальное планирование  карьеры менеджера;

- техника кадрового регулирования;

- управление персоналом  в экономически сложное время.

Достижение успехов на новых направлениях имеют одну общую  основу. Это ориентация на сотрудника, его новое восприятие своей роли и самосознание.

Дискуссии руководителей  на ведущих предприятиях Республики Беларусь о путях достижения успехов  в новых условиях содержат принципиальные аспекты развития управления персоналом. Вот общие вопросы, которые задают себе руководители предприятий и  кадровых служб:

- кто выполняет функции  управления персоналом?

- какой должна быть  структуризация этой деятельности?

-как обеспечить адекватные требованиям сегодняшнего времени, организационные формы работы кадровых служб? Каковы лучшие из них?

- что и почему следует  оценивать в деятельности персонала  при его аттестации, а также  при подведении итогов работы?

- как обеспечить деловую  активность персонала?

- в каком направлении  ориентировать профессиональную  деятельность по управлению персоналом  отдела кадров, функциональных подразделений  и линейных руководителей?

Ответы на эти принципиальные вопросы являются элементами концепции  управления персоналом конкретной организации, включающей всех участников управления персоналом, прежде всего сотрудников, подразделения по работе с персоналом, управленческие кадры, совет акционеров или совет трудового коллектива и, разумеется, руководителей высшего  звена управления организацией.

В настоящий момент существенное влияние на кадровую политику предприятий  влияет мировой финансовый кризис.

Кризис – это переломный момент в экономике, когда потребитель  и рынок не могут жить по-старому, а руководители и предприниматели  не знают, как работать по-новому. Самое  важное, в условиях кризиса понять, что та система управления персоналом, которая хорошо и устойчиво работала в ситуации стабильного и динамичного  развивающегося рынка, не в состоянии  так же эффективно работать в условиях кризиса. Под «управлением персоналом» в компании, следует понимать не только работу службы персонала, но всю систему работы с сотрудниками, которая обеспечивает эффективное выполнение ими своих служебных обязанностей. В первую очередь это работа линейных менеджеров. Напрашивается вопрос – почему? Именно потому, что действующая система управления персоналом создавалась в условиях стабильности и развития, когда доходы компании были относительно стабильны и постоянны, когда кредиты выдаются, производитель производит, а потребитель покупает.

В кризисе все несколько  меняется. Потребитель начинает экономить, и меньше покупает; банки ужесточают условия кредитования, делая их непосильными для небольших предприятий, растет дебиторская задолженность и  т.п.  Ситуация меняется, и далеко не в лучшую сторону. Все это более  или менее негативно сказывается  на эффективности деятельности большинства  компаний. Существенно снижается  экономические показатели – рентабельность, оборот и т.п. В этих условиях любая  компания стремится, прежде всего, выжить, используя все возможные меры и ресурсы.

В первую очередь, снижает  собственные расходы (издержки). В  подавляющем большинстве компаний затраты на персонал составляют значительную, если не главную статью издержек. Это  допустимо в условиях стабильности и развития компании, но в кризисе  все меняется. Затратная система  не только не оправдывает себя, но и  становится фактором, угрожающем благополучию компании и самих сотрудников. Затраты  системы управления персоналом компании необходимо снижать.

Система должна стать более  экономичной. С другой стороны, что  определяет эффективность работы персонала  и производительность его труда? Совокупность многих факторов, основные из них: желание сотрудников работать, лояльность по отношению к компании, профессиональные навыки. Желание сотрудников  работать в значительной степени  определяется: привлекательностью компании, ее стабильностью; интересам сотрудников  к выполнению обязанностям; возможностям, которые представляет компания; уровень заработной платы; социальным пакетам; отношением руководства к сотруднику; признанием заслуг сотрудника и проч. Несложно понять, что именно они в первую очередь страдают в условиях кризиса – положение сотрудника в компании становится менее стабильным (возможны сокращения), снижаются затраты, на сотрудника возлагаются дополнительные обязанности, которые могут ему не нравиться, уменьшиваются объемы или ликвидируются социальные пакеты и т.д. Все это не может не влиять на его эффективность и производительность труда. Следовательно, система управления персоналом в условиях кризиса, прежде всего должна быть направлена на сохранение или повышение эффективности деятельности персонала, производительности его труда.

Информация о работе Совершенствование процесса управления трудовыми ресурсами на современном строительном предприятии