Совершенствование системы мотивации труда (на примере Пермской автобазы ОАО "РЖД")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработать предложения по совершенствованию системы мотивации труда на Пермской автобазе ОАО «РЖД».
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
1. Исследованы современные теории мотивации труда.
2. Проведен анализ системы мотивации труда на Пермской автобазе ОАО «РЖД».
3. Проранжированы материальные и моральные факторы мотивации трудовой деятельности.
4. Выработаны рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда на Пермской автобазе ОАО «РЖД».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...……………3
Глава 1. Современные теории мотивации труда и их роль в системе
управления предприятием………………………………………………………….6
1.1. Сущность мотивации труда и ее основные принципы………………..6
1.2. Классические и современные теории мотивации труда:
их роль в управлении……………………………………………………………...11
1.3. Способы мотивации труда.…………………………………………….21
Глава 2. Анализ системы мотивации труда и ее влияние на
эффективность управления Пермской автобазы ОАО «РЖД»………………..35
2.1. Характеристика предприятия ……………………………………..…..35
2.2. Влияние материальных и моральных факторов на
результаты трудовой деятельности ……………………………………………...39
2.3. Анализ системы мотивации труда в Пермской автобазе
ОАО «РЖД»….……………………………………………………………………..47
Глава 3. Пути совершенствования системы мотивации труда в
Пермской автобазе ОАО «РЖД»…………………………………………………55
Заключение…………………………………………………………..……………...63
Список использованной литературы……………………………….……………..67
Приложения ………………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

DIPLOM_Motivatsia_na_RZhD_Akhmetshinoy_Ch_R.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

 

В 2006 г. доходы возросли по сравнению с 2005 г. на 6,2%, что составило 2897 тыс. руб.

Стоимость основных средств  в 2006 г. снизилась на 5354 тыс. руб., или  на 28,7%. Это повлияло на такой показатель, как фондоотдача. Фондоотдача увеличилась  на 1,223 – почти наполовину.

Численность работающих по сравнению с 2005 г. стала больше на 13 человек (4,3%). Это было связано с увеличением объемов выполнения автоуслуг. Производительность труда увеличилась только на 1,8%.

Валовая прибыль сократилась  на 4299 тыс. руб., или на 89,1%. Прежде всего  уменьшение прибыли связано с изменением плановой рентабельности.

Сравним основные показатели производственно-хозяйственной деятельности за 2006 г. с плановыми показателями (табл. 3).

Таблица 3

Анализ производственно-хозяйственной  деятельности

 

Показатели

План

Факт

Отклонения

абсолютные

относительные

Доходы всего, тыс. руб.

50844

49612

-1232

-2,4

Расходы, тыс. руб.

50560

49088

-1472

-2,9

Прибыль, тыс. руб.

284

524

+240

+84,5

Производительность труда, тыс. руб.

155,0

156,0

+1,0

+0,6

Численность работающих, чел.

328

318

-10

-3,0

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

20474

20467

-7

-0,03

Средняя зарплата, руб.

6935

7151

+216

+3,1

Объем работы, м/часы

224124

226976

+2852

+1,3

Количество автомобилей, ед.

220

220

-

-

Общий пробег, км

4358

4455

+97

+2,2

КИП

0,500

0,464

-0,036

-7,2

КТГ

0,900

0,930

+0,030

+3,3


 

План по доходам не выполнен на 1232 тыс. руб., или на 2,4%. Расходы  меньше плановых на 1472 тыс. руб., или  на 2,9%.

Прибыли получено больше плановой на 240 тыс. руб.

Производительность труда  выполнена на 100,6%, численность работающих меньше лимита на 10 человек, т.е. на 3%.

Экономия по фонду  оплаты труда 7 тыс. руб., или 0,03%. Средняя  заработная плата выросла по предприятию  на 216 руб. (3,1%).

План по объему работы выполнен на 101,3%, а по общему пробегу на 102,2%.

Коэффициент использования  парка (КИП) ниже планового на 7,2%, что  говорит о неэффективном использовании  автопарка, хотя коэффициент технической  готовности (КТГ) составляет 0,930, а запланированный  КТГ – 0,900.

 

2.2. Влияние материальных и моральных факторов  на результаты трудовой деятельности

 

Активизация трудовой мотивации  имеет место и на железнодорожном  транспорте. Железнодорожный транспорт  – это «кровеносная система» всей страны и относится к структуре  естественной монополии. Точное выполнение  профессиональных функций кадров имеет здесь первостепенное значение. Особое влияние материальных и моральных стимулов мотивации труда работников на показатели работы всех структурных подразделений в структуре Министерства путей сообщения оказывает внедряемая система ОАО «Российские железные дороги».

Основной  целью работы предприятия является  своевременное и качественное обеспечение потребностей в грузовых  и пассажирских автотранспортных перевозках, услугах, связанных с осуществлением транспортного процесса, предоставлением автотранспортных средств, иных машин филиала ОАО «РЖД» и других потребителей – юридических и физических лиц.

В современных  бизнес-процессах активизация трудовой мотивации представляет собой комплекс действий по совершенствованию моральной и материальной форм стимулирования труда, процесса его организации и социального партнерства. Решающим в реализации этого процесса остается человеческий фактор, это означает возрастание внимания к личности работника, поиски новых стимулов мотивации к труду, определяемых состоянием рынка труда, уровнем и характером занятости трудоспособного населения, остротой социальной напряженности в формировании общественного сознания и психологии граждан в переходной экономике.

При переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работника является желание иметь гарантированную заработную плату.

На железнодорожном  транспорте предусматривался рост реальной заработной платы и материальной заинтересованности работников в повышении  производительности труда.  Новая система оплаты труда внедряема с 2003 года, представляет собой совокупность разнообразных форм и методов материального вознаграждения, направленных на повышение материальной заинтересованности работников в результатах труда в соответствии с индивидуальной спецификой каждого трудового процесса и каждой профессии. В основе новой системы оплаты труда заложено восстановление основных функций заработной платы (воспроизводственной, стимулирующей, социальной) и создание материальных и моральных стимулов для обеспечения высокопроизводительного труда [30, с. 26].

На Пермской автобазе используются основные формы  оплаты труда, поощрений и надбавок за основные показатели работы в зависимости  от специфики профессии.

Структура оплаты труда предприятия имеет денежную форму и состоит из тарифной части, носящей постоянный характер, и надтарифной части, носящей переменный характер. Наибольший интерес представляют элементы надтарифной части. К ним относятся:

1. Компенсационные выплаты – выплаты, носящие законодательный, или обязательный характер (определяются трудовым кодексом РФ),

 

подразделяющиеся на  условно-постоянные (служат на долговременной основе) и изменяющиеся (могут изменяться предприятием в сторону увеличения от установленного трудовым кодексом РФ минимума) выплаты. Они состоят из:

- условно-постоянных  выплат:

  • Районный коэффициент в размере 1,15 за работу в тяжелых природно-климатических условиях;
  • 20% надбавка МПС за сложность работы на дорогах Урала;
  • 25% надбавка за секретность информации;

- изменяющихся выплат:

  • ночные (устанавливаются в коллективном договоре предприятия, не ниже, чем предусмотренные федеральным законодательством). Ночным, подлежащим оплате, считаются часы с 22 ч до 6 ч местного времени. Доплата за работу в ночное время производится в размере 40% от часовой тарифной ставки или оклада за каждый час работы в ночное время;
  • сверхурочные. Оплату сверхурочных часов работы производят за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере;
  • за разъездной характер работы;
  • праздничные и выходные дни;
  • за вредность. Предприятия самостоятельно оценивает условия труда и вводит для рабочих дифференцированные доплаты за условия труда; в размере  до 12% тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24% ставки (оклада) на работах с особо вредными условиями труда.

Для обоснованного  определения размеров этих доплат оценивают  фактическое состояние условий  труда на рабочих местах. Данные аттестации рабочих мест оцениваются  в баллах и отражаются в карте условий труда рабочего места. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

2. Стимулирующие выплаты:

  • системные премии (например, за рационализаторское предложение экономии энергоресурсов, материалов и т.п.);
  • единовременные премии (выслуга лет);
  • вознаграждение по итогам работы за год;
  • профессиональное мастерство;
  • за совмещение профессий;
  • расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;
  • «дорожная» фиксированная доплата к минимальному размеру оплаты труда, установленному в отрасли, для всех работников дороги при наличии права по росту среднемесячной заработной платы в зависимости от роста производительности труда и выполнении заданных плановых показателей по фонду заработной платы.
  1. Социальные выплаты – выплаты, которые включают в себя поощрения.

Они выплачиваются  из прибыли предприятия и могут  составлять от 1-го до 6-ти размеров ежемесячной  заработной платы, например при уходе на пенсию. Это и  материальная помощь и выплаты по условиям коллективного договора.

       К основным недостаткам системы оплаты труда, сдерживающим проведение структурных преобразований на железнодорожном транспорте, следует отнести:  

 



 

  1. Отставание средней заработной платы работников железнодорожного транспорта как од<span class="dash041e_0441_043

Информация о работе Совершенствование системы мотивации труда (на примере Пермской автобазы ОАО "РЖД")