Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:09, дипломная работа
Ввиду этого целью дипломной работы является изучение системы мотивации персонала и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и основы мотивации труда
- изучить опыт применения форм и систем мотивации труда на конкретном предприятии;
-рассмотреть поведенческие концепции;
Введение 3
1. Теоретические основы мотивации труда персонала в организации 7
1.1. Сущность и основы мотивации персонала в организации 7
1.2. Стимулирование – основной элемент системы мотивации персонала 17
1.3. Закономерности функционирования системы
мотивации персонала 32
Выводы 38
2. Анализ мотивации персонала в администрации г. Буденновска 39
2.1. Общая характеристика муниципального образования г. Буденновска 39
2.2. Экономический анализ труда и заработной платы
муниципальных служащих 49
2.3. Анализ мотивации труда персонала в Муниципальном образовании
г. Буденновска 55
Выводы 69
3. Совершенствование системы мотивации труда персонала администрации г. Буденновска 71
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации
персонала 71
3.2. Организационно-экономическая эффективность
предлагаемых мероприятий 78
Выводы 85
Заключение 87
Список использованных источников и литературы
Содержательные
теории мотивации пытаются
Рисунок 1 -Схема мотивации через потребности
К содержательным теориям мотивации относятся: теория иерархии потребностей А. Маслоу; теория двух факторов Ф. Герцберга; теория мотивации Д. Мак-Клелланда; теория существования, установления связей и роста К. Альдерфера.
Согласно концепции А. Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.
Находясь в строгой иерархии, названные потребности проявляются в человеке в порядке очередности. Например, потребность в принадлежности к социальной группе (третий уровень) проявится только тогда, когда будут удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности. Другой особенностью человеческих потребностей, по теории А. Маслоу, является тот факт, что человек, который достиг некоторого уровня, не регрессирует к нижестоящим уровням. Для него, например, физиологические потребности – это не цель, а лишь условия существования. Всецело такой человек обеспокоен обеспечением уважения к нему со стороны. Для человека, достигшего последнего седьмого уровня, весь смысл жизни состоит в реализации своих сил и возможностей.
Теория А. Маслоу позволяет сделать важное заключение о мотивирующей силе денег. Исследования дают возможность сделать два вывода об использовании денег в качестве стимулирующего фактора. Первый состоит в том, что деньги могут служить таковыми лишь только для 10-30% работников. Поэтому деньги не являются решающим мотивом производительного и качественного труда.
Второй вывод таков: если руководитель хочет использовать деньги в качестве побудителя к труду, то он должен подбирать на работу соответствующих людей, платить им достаточно крупные премии, развивать материальные стимулы в рабочем коллективе.
Теория А. Маслоу вносит важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремлений людей к работе. Руководитель должен понимать, что мотивация людей определяется спектром их потребностей, что разные люди любят разные вещи, и что эти потребности меняются со временем. Поэтому руководитель должен чувствовать и изучать индивидуальные потребности подчиненных.
Рисунок 2 -Структура потребностей по А. Маслоу
Ф. Герцберг выдвинул теорию двух факторов. К первым он относит гигиенические факторы, связанные с окружающей средой, ко вторым- мотивации, связанные с самим характером и сущностью работы подчиненных.
Ф. Герцберг
полагал, что
Рисунок 3 - Схема реализации теории двух факторов Ф. Герцберга
Теория мотивации Ф. Герцберга имеет много общего с теорией А. Маслоу. Выделенные Ф. Герцбергом мотивации сравнимы с потребностями высших уровней по А. Маслоу. Гигиенические факторы ближе к потребностям низших уровней. Различия между этими теориями в том, что А. Маслоу считает потребности низших уровней факторами положительной мотивации, тогда как Ф. Герцберг с этим не согласен. Для него потребности низших уровней по самой своей природе способны ослаблять положительные мотивы людей, но не создавать их.
Теория
потребностей Д.Мак-Клелланда
Рисунок 4 -Схема реализации теории потребностей Д. Мак-Клелланда
Первый вывод, состоит в том, что на недовольство работников степенью удовлетворения потребностей низшего уровня следует обращать серьезное внимание. Когда оно устранено, то можно ориентироваться на потребности высших уровней, формировать мотивы поведения, используя действие факторов удовлетворенности трудом. Второй вывод состоит в том, что можно развивать положительные мотивы трудового поведения людей, воздействуя на такие факторы удовлетворенности трудом, как трудовые успехи, признание заслуг, стимулирование труда, степень ответственности, возможность продвижения по службе.
Теория существования, установления связей и роста К.Альдерфера предполагает, что человеку свойственны потребности существования, установления отношений и роста. Рассмотрим ее в виде рисунка.
Рисунок 5 -Теория установления связей и роста Альдерфера
Процессуальные
теории мотивации
Теория
ожидания В. Врума
Рисунок 6 -Схема функционирования теории ожидания В. Врума
Теория справедливости Д.Адамса предполагает, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если переоцененным – увеличит его.
Рисунок 7 -Схема реализации теории справедливости Д.Адамса
Используя в практической деятельности теорию Адамса, руководитель должен учитывать:
Согласно
модели Портера-Лоулера (рис.8)
Рисунок 8 -Схема расширенной модели ожидания Портера - Лоулера
Модель Портера-Лоулера показала, в частности, как важна мотивация в цепи причинно-следственных связей, и насколько важно рассматривать такие понятия, как усилие, способности, результаты вознаграждения, удовлетворения и восприятия в рамках единой взаимоувязанной системы мотивации персонала.
Управление
мотивацией персонала
Основной целью мотивации персонала является обеспечение организации образованными, обеспеченными, высокопрофессиональными сотрудниками, преданными интересам организации, отождествляющими себя с ней. Руководители должны создавать атмосферу, чтобы персонал был уверенным в возможности удовлетворения своих конкретных потребностей 3.
1.2. Стимулирование – основной элемент в мотивации труда на предприятии
Основной целью
Материальное стимулирование должно включать оплату труда – систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами.
Управление материальным
стимулированием труда должно охватывать
ряд последовательно
Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Выплата заработной платы производится в денежной форме. В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы 4.
Система заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат должны устанавливаться:
Помимо основной заработной
платы работодатель может устанавливать
различные системы премирования
Премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности должно быть направленно на стимулирование роста товарооборота и прибыли, повышения уровня обслуживания покупателей, экономию материальных ресурсов, рост производительности труда. Показатели премирования должны быть конкретными, легко учитываемыми.
За их выполнением
премироваться должны лишь те работники,
которые к ним имеют
Доплаты и надбавки должны предусматривать временное увеличение тарифной части заработной платы.
С помощью их должны компенсироваться
дополнительные затраты или сложные
условия труда отдельных
Единовременные поощрения должны применяться в случае возврата необходимости оперативно отметить, какое либо трудовое достижение работников.
Премиальные выплаты по итогам работы за год должны производиться в полном объёме, если работник полностью проработал полный календарный год.
В практической деятельности руководителям необходимо использовать следующие методы мотивации:
Важнейшим видом стимулирования должно являться материальное, которое призвано играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования.
Информация о работе Совершенствование системы мотивации труда персонала администрации г. Буденновска