Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:09, дипломная работа
Ввиду этого целью дипломной работы является изучение системы мотивации персонала и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и основы мотивации труда
- изучить опыт применения форм и систем мотивации труда на конкретном предприятии;
-рассмотреть поведенческие концепции;
Введение 3
1. Теоретические основы мотивации труда персонала в организации 7
1.1. Сущность и основы мотивации персонала в организации 7
1.2. Стимулирование – основной элемент системы мотивации персонала 17
1.3. Закономерности функционирования системы
мотивации персонала 32
Выводы 38
2. Анализ мотивации персонала в администрации г. Буденновска 39
2.1. Общая характеристика муниципального образования г. Буденновска 39
2.2. Экономический анализ труда и заработной платы
муниципальных служащих 49
2.3. Анализ мотивации труда персонала в Муниципальном образовании
г. Буденновска 55
Выводы 69
3. Совершенствование системы мотивации труда персонала администрации г. Буденновска 71
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации
персонала 71
3.2. Организационно-экономическая эффективность
предлагаемых мероприятий 78
Выводы 85
Заключение 87
Список использованных источников и литературы
Вторым немаловажным должно являться духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование должно являться самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.
Рисунок 9 - Классификация видов стимулирования
Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.
Применение материально-
Основной частью дохода наемного работника должна являться заработная плата, которая по своей структуре неоднородна. Она состоит из двух частей: постоянной и переменной.
Иногда этим частям присваивают статус мощного стимула. Однако по оценкам психологов, эффект увеличения заработка позитивно действует в течение трех месяцев5. Затем человек начинает работать в том же, привычном для него расслабленном режиме.
На зарплату должны влиять: совершенствование нормирования труда, внедрение научной организации, модернизация рабочих мест, перегруппировка рабочей силы, сокращение излишнего персонала, усиление заинтересованности в более сложном и квалифицированном труде.
Тарифный разряд должен реально отражать квалификацию работника, что будет способствовать росту не только по вертикали, но и по горизонтали. Превращение тарифа в инструмент стимулирования не только потенциальных, но и реальных результатов труда, есть компромисс между потребностью в более гибкой и энергичной дифференциации оплаты труда через основную заработную плату.
Доплатам должны быть
свойственны черты
Доплаты должны получать лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта. Доплаты в отличие от тарифа не являются обязательным и постоянным элементом заработной платы. Увеличение размера доплат должно зависеть, главным образом, от роста индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные результаты. При снижении показателей работы доплаты могут быть не только уменьшены в размере, но и полностью отменены. Доплаты должны рассматриваться, как самостоятельный элемент заработной платы и занимать промежуточное положение между тарифной ставкой и премиальными выплатами.
Необходимо отметить, что одна группа доплат по своей экономической сущности более близка к тарифной части, другая - к премиальной.
Доплаты первой группы устанавливаются в законодательном порядке, они распространяются на всех работников и их размер не зависит от результатов работы, они являются мерой оплаты основных факторов трудового вклада.
Второй группе доплат в большей степени свойственны черты поощрительных форм материальным денежным стимулированием, так как эти доплаты, как и премия, должны являться формой вознаграждения за дополнительные результаты труда. К таким доплатам относятся: надбавки к тарифным ставкам за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство и высокие достижения в труде. Среди этих прогрессивных форм стимулирования наиболее распространенная – надбавка работнику за совмещение профессий и должностей.
Надбавка к заработной
плате – это денежные выплаты
сверх зарплаты, которые должны стимулировать
работника к повышению
В целом же, следует отметить, что система доплат к тарифным ставкам позволяет учесть и поощрить ряд дополнительных количественных и качественных характеристик труда, не охваченных тарифной системой. Эта система должна создавать стимулы относительно длительного действия. Но для ее эффективного функционирования необходимо на предприятии иметь четкую систему аттестации работников всех категорий с выделением определенных признаков или даже критериев для установления того или иного вида доплат и с широким участием в этой работе трудового коллектива.
Важнейшим направлением
материально денежного
Применение премии призвано обеспечить оперативную реакцию на изменение условий и конкретных задач производства.
Премирование, как самостоятельный рычаг решения задач, имеет собственный механизм воздействия на заинтересованность работников. Этот механизм слагается из двух частей: из механизма отдельной системы и взаимодействия всех систем премирования.
Механизм премирования должен представлять совокупность взаимосвязанных элементов.
Обязательными его составляющими должны являться: показатели премирования, условия его применения, источник и размер премии, круг премируемых.
Показатель премирования – центральный, стержневой элемент системы, определяющий те трудовые достижения, которые подлежат специальному поощрению и должны быть отражены в особой части заработной платы – премии. В качестве показателей премирования должны быть такие показатели производства, которые способствуют достижению высоких конечных результатов.
Необходимо определиться, кто конкретно включен в круг премирования. Дело в том, что премированием охватываются только те работники, труд которых необходимо дополнительно поощрить. Эта необходимость обуславливается задачами и конкретными условиями труда и производства.
Центральное место в поощрительной системе занимает размер премии. Он определяет связь результатов труда с увеличением размера поощрения. Эффективность применяемой системы премирования работник видит в величине денежной суммы, полученной в виде премии.
Устанавливаться размер премии может в процентах к окладу, к экономическому эффекту или же в твердой ставке. То есть в относительном и абсолютном выражении.
Источником выплаты премии должен служить фонд материального поощрения, который образовывается за счет прибыли предприятия в размере четырех процентов от фонда заработной платы.
При определении круга премируемых необходимо исходить из адресного и целевого направления. Это премии за сверхплановые, сверхнормативные достижения в труде, выполнение важных заданий, проявленную инициативу, давшую конкретный результат. В силу своей целенаправленности такие поощрения должны обладать большей стимулирующей силой и поэтому эффективней могут воздействовать на повышение трудовой активности.
Вторым немаловажным видом стимулирования, является социальное, представляется как материальное - неденежное. Главной направленностью должны выступать отношения между людьми, выраженные в признательности руководства заслуг работника.
Данный вид стимулирования обладает целым рядом особенностей:
Их невозможно традиционно связать с определенными видами деятельности, так как каждый из них имеет неодинаковую ценность для разных людей и эта вариация слишком велика, тем более что ценность многих благ не поддается точному измерению и однозначной оценке.
Материально - неденежные блага могут быть использованы в качестве стимулов потому, что получение любого из них можно связать с результатами трудовой деятельности и социальной активности работников.
Другим непременным требованием развития стимулирования труда должно являться проявление инициативы и предприимчивости руководителей, каждого работника в выявлении потребностей последнего и построение на их основе индивидуальной логики его стимулирования. Эффективное использование огромного побудительного потенциала материально - неденежных благ буквально немыслимо без индивидуального подхода.
Использование ряда материально - неденежных благ в качестве стимулов трудовой деятельности требует серьезного нравственного обоснования и в дальнейшем – большой работы по перестройке сознания. В интересах менеджмента создать такую обстановку, при которой человеку во всех смыслах выгодно работать хорошо и невыгодно работать плохо. Такой порядок удовлетворения потребностей вполне соответствующий принципу распределения по труду, представляется более справедливым.
Моральное стимулирование должно являться самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основываться на специфических духовных ценностях человека.
Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которых основывается на потребности человека в общественном признании.
Сущностью морального стимулирования должна являться передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде 7.
Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом. Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.
В управленческом аспекте моральные стимулы должны выполнять в отношении объектов управления роль сигналов со стороны субъектов о том, в какой степени их деятельность соответствует интересам предприятия.
Моральные стимулы должны представлять собой такие средства привлечения людей к труду, которые основаны на отношении к труду как высшей ценности, на признание трудовых заслуг, как главных.
Они не сводятся только к поощрениям и наградам, применение их предусматривает создание такой атмосферы, такого общественного мнения, морально-психологического климата, при которых в трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает, и каждому воздается по заслугам.
При этом подобный подход
требует обеспечения уверенност
Разработанное на предприятии моральное стимулирование работников должно отвечать следующим требованиям:
Для эффективного применения моральных стимулов необходимо:
Одним из основных условий
высокой эффективности
Информация о работе Совершенствование системы мотивации труда персонала администрации г. Буденновска