Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью дипломного проекта является изучение теоритических основ и разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации в ООО “Золотые узоры”.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
изучить содержание понятия “система мотивации” труда в современной организации и основные теории мотивации;
проанализировать деятельность ООО “Золотые узоры”, провести исследование системы мотивации работников и выявить её недостатки;
разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО “Золотые узоры” и рассчитать их социально-экономическую эффективность.
Введение
1 Теоретические основы системы мотивации персонала организации
1.1 Содержание понятия “система мотивации
1.2 Методы мотивирования персонала
1.3 Основные теории мотивации
2 Анализ деятельности и системы мотивации персонала в ООО “Золотые узоры”
2.1 Общая характеристика ООО “Золотые узоры
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО “Золотые узоры
2.3 Анализ ситемы управления и мотивации персонала ООО “Золотые узоры
2.4 Выводы по результатам анализа.Задание на организационный проект
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивациии персонала в ООО “Золотые узоры
3.1Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала
3.2 Расчет социально-экономической эффективности проектных мероприятий
3.3 План-график внедрения мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно
предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека [7].
Конечно,
ни одна система материального
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как отмечалось,
кроме экономических (материальных)
способов мотивации существуют не экономические,
а именно: организационные и морально-
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
Своеобразным комплексным
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования. Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида [9]:
Мотивы как внутренние побуждения активности индивидов следует отличать от внешних побуждений - стимулов, то есть воздействий объективных условий, которые становятся мотивами в случае, если они становятся субъективно значимыми, отвечают потребностям субъекта.
Стимул (лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - это побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д. [10].
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов.
В настоящее время выделяют два подхода к изучению мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Клейтона Альдерфера.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
Содержательные теории трудовой мотивации пытаются определить, что же все-таки конкретно стимулирует людей к труду. Разработчиков содержательных теорий интересует выявление имеющихся у людей потребностей (мотивов) и их приоритетности. Они озабочены тем, какого рода вознаграждения или целей люди стараются добиться, чтобы чувствовать себя удовлетворенными и работать хорошо. Содержательные теории считаются “статичными”, поскольку они единовременно учитывают всего один или несколько факторов и ориентированы либо на прошлое, либо на настоящее. Поэтому они не всегда могут предсказать мотивацию к труду или поведение; тем не менее эти теории важны для понимания того, что же мотивирует людей к трудовой деятельности.
Тщательное изучение основных содержательных теорий помогает пониманию мотивации.
Иерархия потребностей Маслоу
В своей классической работе Абрахам Маслоу в общих чертах наметил целостную теорию мотивации. Основываясь главным образом на своем клиническом опыте, он считал, что мотивирующие потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. По существу он полагал, что если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей.
В своей иерархии потребностей Маслоу выделил пять уровней. Ниже дается их краткое описание.
Двухфакторная теория мотивации Герцберга
Герцберг продолжил работу Маслоу и создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Он провел широко освещавшееся исследование в области мотивации, для получения данных он использовал метод критической ситуации. Специалистам задавались два вопроса по существу:
Высказанные
положительные ощущения главным
образом ассоциировались с
Таблица 1 - Двухфакторная теория Герцберга
Гигиенические факторы |
Мотиваторы |
Политика компании и ее администрирование |
Достижения |
Технический надзор |
Признание |
Зарплата |
Работа как таковая |
Межличностные отношения с начальником |
Ответственность |
Условия работы |
Продвижение |
Герцберг назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение – гигиеническими факторами. Термин “гигиена” (так же, как в здравоохранении) относится к факторам, которые носят превентивный характер; в теории Герцберга к гигиеническим относятся факторы, предотвращающие неудовлетворенность. Вместе взятые мотиваторы и гигиенические факторы образовали основу двухфакторной теории мотивации Герцберга.
Теория Герцберга тесно связана с иерархией потребностей Маслоу. Гигиенические факторы устраняют неудовлетворенность, но не приводят к удовлетворению. Согласно теории Герцберга, для истинной мотивации у человека должна быть работа, содержание которой связано с определенным напряжением сил. До ее появления менеджеры концентрировали свое внимание главным образом на гигиенических факторах. При столкновении с моральными проблемами типичным решением было повышение оплаты труда, увеличение дополнительных льгот и улучшение условий труда. Однако обнаруживалось, что такие упрощенные решения по-настоящему не работают. Теория Герцберга предлагает объяснение этой проблемы. Сосредоточивая внимание исключительно на гигиенических факторах, руководители не мотивируют свой персонал.
Согласно теории Герцберга, персонал будет мотивировать только работа, требующая определенных усилий и обеспечивающая возможности достижений, признания, ответственности, продвижения и роста.
Теория ERG Альдерфера
Альдерфер выделил три группы основных потребностей: существования, в связях и росте (отсюда название – теория ERG [Existence – существование, Relatedness – связь, Growth – рост.]). Потребности существования касаются выживания (физиологическое благополучие). Потребности в связях подчеркивают значимость межличностных, социальных взаимоотношений.
В отличие от Маслоу и Герцберга он не утверждает, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности. Например, согласно теории ERG, происхождение человека и культурная среда могут обусловить то, что потребности в связях будут предшествовать неудовлетворенным потребностям существования, и чем больше удовлетворяются потребности в росте, тем сильнее они становятся.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
С помощью содержательных моделей делаются попытки определить, что мотивирует людей на рабочем месте (например, самореализация, ответственность или рост). Процессуальные же теории, напротив, исследуют когнитивные предпосылки, которые затем реализуются в мотивации или действиях, и, что более существенно, их взаимосвязь друг с другом. Понятие “ожидание” из теории познания вносит существенный вклад в понимание сложных процессов, связанных с трудовой мотивацией.
Мотивационная теория ожидания Врума
В отличие от большинства критиков содержательных теорий Врум предложил свою теорию ожидания как альтернативу. Он считал, что содержательные модели не дают адекватного объяснения сложным процессам мотивации трудовой деятельности. На Рисунке 1 представлена упрощенная модель Врума. Как видно на рисунке, модель выстроена вокруг таких понятий, как валентность, значимость (инструментальность) и ожидание, поэтому теорию обычно называют VIE-теория [Valence – валентность, Instrumentality – инструментальность, Expectancy – ожидание.].
Рисунок 1 – Теория ожидания (VIE) Врума в трудовой мотивации
Под понятием
валентность Врум понимает устойчивость
предпочтений человека относительно конкретного
результата. Валентность будет
Информация о работе Совершенствование системы мотивациии персонала в ООО “Золотые узоры"