Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью дипломного проекта является изучение теоритических основ и разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации в ООО “Золотые узоры”.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
изучить содержание понятия “система мотивации” труда в современной организации и основные теории мотивации;
проанализировать деятельность ООО “Золотые узоры”, провести исследование системы мотивации работников и выявить её недостатки;
разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО “Золотые узоры” и рассчитать их социально-экономическую эффективность.
Введение
1 Теоретические основы системы мотивации персонала организации
1.1 Содержание понятия “система мотивации
1.2 Методы мотивирования персонала
1.3 Основные теории мотивации
2 Анализ деятельности и системы мотивации персонала в ООО “Золотые узоры”
2.1 Общая характеристика ООО “Золотые узоры
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО “Золотые узоры
2.3 Анализ ситемы управления и мотивации персонала ООО “Золотые узоры
2.4 Выводы по результатам анализа.Задание на организационный проект
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивациии персонала в ООО “Золотые узоры
3.1Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала
3.2 Расчет социально-экономической эффективности проектных мероприятий
3.3 План-график внедрения мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Изменения цен более чем на 10 процентов на основное сырье (материалы) в течение соответствующего отчетного периода по сравнению с соответствующим отчетным периодом предыдущего финансового года: увеличение цены на сырье (золото). ОАО «МЮЗ» импортирует полуфабрикаты ювелирных изделий из драгоценных изделий и драгоценных камней из Израиля, Индии, Турции, Италии. Деятельность предприятия не носит сезонный характер.
2.3 Анализ системы управления и мотивации персоналом OOO “Золотые узоры”
Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятия. Методологически эта сфера управления имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные методы и технологии – отбор персонала, адаптация, деловая оценка и аттестация персонала; обучение персонала и другие.
Все аспекты, связанные с подбором персонала в ООО “Золотые узоры” регламентированы Положением о порядке подбора, назначения и отстранения от должности сотрудников ООО “Золотые узоры”. Целью данного положения является создание единой (общей) системы подбора, назначения и отстранения от должностей персонала ООО “Золотые узоры”.
Участниками процедуры подбора кандидатов на имеющуюся вакантную должность являются [23]:
Заказ на подбор кандидатов на вакантную должность формируется заказчиком. Заказчиком может являться:
Ответственными за поиск и подбор кандидатов на вакантные должности являются сотрудники отдела персонала.
По согласованию с директором, руководители структурных подразделений ООО “Золотые узоры”; могут поручать работу по вакансиям отделу персонала. Принципом разделения вакансий между помощниками по персоналу и отделом по персоналу является равномерность загрузки сотрудников.
Ответственный за заполнение вакансии менеджер перед началом подбора персонала обязан проверяет наличие данной вакансии в организационной структуре и штатном расписании компании. Если данной вакансии в штатном расписании компании нет, или работник, занимающий данную должность, не сообщил о своем намерении ее освободить, то работы по подбору персонала можно начинать только по письменному согласованию с генеральным директором компании .
Ответственный за заполнение вакансии менеджер самостоятельно осуществляет весь комплекс работ по поиску и первичному отбору кандидатов. На этапе начала работ по подбору персонала ответственный за заполнение вакансии менеджер проводит анализ рынка труда данных специалистов и информирует заказчика о соответствии предложенного вознаграждения ситуации на рынке труда.
Заказчик рассматривает все резюме кандидатов, представленные менеджером, ответственным за заполнение вакансии, принимает решение о целесообразности личной встречи с каждым конкретным кандидатом и сообщает о своем решении менеджеру, ответственному за заполнение вакансии, в течение 3-х дней. Если ни один из представленных кандидатов не подходит на вакансию, заказчик мотивирует свои отказы либо пересматривает и уточняет требования.
Ответственным за организацию встречи с каждым конкретным кандидатом является менеджер, ответственный за заполнение вакансии.
Результатом работы ответственного за заполнение вакансии менеджера является закрытие вакансии.
Сроки, в которые вакансия должна быть закрыта, определяются исходя из уровня вакансии [24]:
Если заявленная заработная плата является неконкурентоспособной, то сроки подбора увеличиваются. Предложение кандидату о выходе на работу должно исходить от заказчика либо от ответственного за закрытие вакансии менеджера по поручению руководителя. При поиске кандидатов используется как метод внутреннего найма (ротация кадров), так и внешний найм (привлечение кандидатов со стороны с помощью СМИ, кадровых агентств, Internet, внутренней базы данных).
Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Деловая оценка персонала начинается с четко проработанной организационной подготовки, а затем она проводится в несколько этапов:
Оценка результатов труда – одна из функций по управлению персоналом в ООО “Золотые узоры ”, направленная на определение уровня эффективности выполнения работ. Она является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям и запланированным показателям.
Оценка персонала в ООО “Золотые узоры” осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется с помощью аттестации кадров.
Аттестация кадров – своеобразная комплексная оценка, учитывающая потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат. Аттестация, как процедура оценки персонала, существует в ООО “Золотые узоры” со дня его основания и направлена на оценку работников по ряду критериев. Основные критерии: выполнение функциональных обязанностей, достигнутые результаты деятельности, личные качества (дисциплинированность, самостоятельность, умение, коммуникативность, ответственность и др.).
Результаты аттестации позволяют руководству ООО “Золотые узоры ” оценить в целом кадровый потенциал сотрудников для формирования и реализации целенаправленной кадровой политики.
Таким образом, аттестация кадров является комплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника, и проводится силами аттестационной комиссии [25].
Все применяемые в ООО “Золотые узоры” методы обучения можно разделить на два вида : внутреннее и внешнее обучение.
Рассмотрим, какие виды внутреннего обучения применяются для обучения персонала.
Начальное обучение. В рамках процесса обучения персонала происходит “ориентация” персонала, когда происходит практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны ООО “Золотые узоры”.
Введение в должность нового сотрудника происходит под наблюдением опытного наставника.
На этом этапе новый сотрудник проходит начальное обучение, которое заключается в системе инструктажей наставника и указаний руководителя. Ежедневно руководитель дает задания новичку и ему же новый сотрудник отчитывается о проделанной работе. Начальное обучение сотрудник проходит на основе выполнения конкретных заданий руководителя. Наставник в процессе выполнения задания корректирует работу новичка и тем самым обучает его верно и качественно выполнять непосредственные обязанности. Таким образом, начальное обучение нового сотрудника затягивается до тех пор, пока сотрудник не сможет самостоятельно выполнять весь круг своих непосредственных обязанностей без подсказок и подробных разъяснений руководителя.
Этот метод позволяет
Шаг 1. Введение в курс дела и ознакомление (рабочая обстановка, сотрудники).
Шаг 2. Показ (подробности, связанные с рабочим местом, материалы, средства производства, станки, техника, компьютеры и т. д.).
Шаг 3. Демонстрация (рабочий процесс с объяснением).
Шаг 4.Указание, подсказка (наблюдение за обучаемым при первом выполнении работы, помощь только в случае необходимости).
Шаг 5. Разъяснение (наглядно, основательно и точно).
Шаг 6. Тренировка (предоставление возможности потренироваться со все уменьшающимся контролем).
Шаг 7. Дополнительное обучение (расширение полученных знаний).
Преимуществами такого метода являются наглядность и близость к реальности.
Начальное обучение в период адаптации как правило совпадает с периодом испытательного срока. По окончании этого периода, наставник делает оценку нового сотрудника и дает рекомендацию для заключения трудового договора, либо в отказе о заключении договора. Оценочный лист приведен в Приложении А.
Советы и регулярные указания начальника. Смысл метода заключается в том, что в процессе работы сотрудник получает от своего непосредственного начальника “ценные указания”. Плюс такого метода несомненен, так как обучающийся сотрудник в подавляющем большинстве случаев выполняет нужную для предприятия работу. Трудности могут возникать, из-за недостаточной квалификации некоторых руководителей.
Поручение выполнения особых специальных задач. Этот метод направлен на совершенствование особых навыков работников через поручение выполнить специальные одноразовые задания, которые необходимо тщательно отработать. Смысл метода заключается в подготовке к выполнению сотрудником более широких и сложных задач.
Менторство. Иногда знания и навыки передаются не только от непосредственного начальника к подчиненному. Существует понятие “ментор” или “воспитатель”.В этой роли обычно выступает опытнейший работник.
Из-за относительно высокой стоимости внешнего обучения данная форма используется для повышения квалификации ведущих специалистов, руководителей среднего и высшего звена и сотрудников, зачисленных в кадровый резерв Общества. Такое распределение издержек в зависимости от категории персонала и его уровня в организационной структуре вполне естественно и обусловлено значимостью решений, принимаемых на каждом уровне и сложностью выполнения производственных задач.
Один из самых популярных методов обучения вне рабочего места — это учеба в вузах, колледжах, других учебных заведениях. Формы такого обучения различны. Это и дневная форма обучения с отрывом от производства, и вечерняя без отрыва от производства, и, наконец, заочная, когда слушатель два-три раза в год прибывает в учебное заведение для участия в установочных лекциях и защиты курсовых работ, сдачи зачетов и экзаменов. В настоящее время 11 сотрудников предприятия, обучаются в различных высших учебных заведениях по очно - заочной форме за счет собственных средств.
Рассмотрим данные количестве обученных за счет средств предприятия за 2009 год по категориям управления.
Как видно из представленных выше данных, ежегодно обучение по направлению предприятия проходит не более 8% сотрудников. Из анализа обученных, можно сделать вывод о том, что в 2009 году проучено всего 28 сотрудников, из которых почти половина (13 человек) являются работниками управления.
Таблица 4 –Издержки на обучение различных категорий персонала за 2009 год
Категории персонала |
Общая численность |
Обучено, чел. |
Затрачено, тыс. руб. |
Издержки на одного обученного, тыс. руб. |
Руководители высшего и среднего звена |
10 |
7 |
238 |
34,1 |
Специалисты центрального офиса |
8 |
6 |
97,6 |
16,3 |
Работники офисов продаж |
11 |
3 |
112.2 |
7,48 |
Итого: |
35 |
16 |
447,8 |
15,99 |
При расширении предприятия, открытии новых офисов продаж возрастают требования к квалификации как руководящего состава, так и к менеджерам по продажам. Как следствие, возрастает количества обучаемых руководителей и специалистов. Рассмотрим динамику обучения работников “Золотые узоры” за 2006-2009 год (Таблица 5).
Таблица 5 - Количество обученных сотрудников “Золотые узоры” в период с 2006 по 2009 год
Категории обученных сотрудников |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Руководители |
3 |
4 |
7 |
7 |
Специалисты офиса |
4 |
5 |
6 |
6 |
Сотрудники офисов продаж |
9 |
6 |
10 |
15 |
Всего обучено за год |
16 |
15 |
23 |
28 |
Сумма, направленная на обучение, тыс руб |
166,2 |
184,9 |
310,5 |
447,8 |
Информация о работе Совершенствование системы мотивациии персонала в ООО “Золотые узоры"