Совершенствование системы управления качеством в условиях реформирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества является одной из важнейших государственных проблем, сочетающей в себе политический, социальный, экономический, научно-технический и организационно-технический аспекты.
Борьба за высокое качество продукции — одно из основных направлений повышения эффективности производства, поскольку именно высокое качество позволяет удовлетворить общественные потребности с меньшими затратами труда и материальных ресурсов.

Содержание работы

Введение
2
1 Обеспечение качества и конкурентоспособности предприятия
5
1.1 Сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества

5
1.2 Качество как фактор конкурентоспособности
9
1.3 Управление качеством
11
1.4 Современный подход к обеспечению качества
13
1.5 Всеобщее управление качеством
17
2 Анализ системы управления качеством на ОДО «Мила-Плюс»
21
2.1 Общая характеристика производства и системы управления качеством на ОДО «Мила-Плюс».

21
2.2 Анализ обеспечения качества и конкурентоспособности. Результаты анализа

25
3 Предложения по совершенствованию системы качества на предприятии
30
Заключение
34
Список использованных источников
36
Приложение А Организационная структура управления предприятием.

Файлы: 1 файл

Управление качеством продукции 623 МГЭИ.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

2) классификационная группа, где  классификационным признаком является способ выражения, служит для технико-экономического анализа качества продукции, при котором необходимо знать полезный эффект каждого свойства, выраженный как в натуральных, так и в стоимостных величинах;

3) классификационная группа, где  классификационным признаком является количество характеризуемых свойств, служит для применения показателей качества в различных методах оценки уровня качества продукции.

По количеству характеризуемых свойств и характеристик все показатели  качества делятся на единичные, комплексные, определяющие и интегральные.

Комплексные  показатели  качества  характеризуют  совокупность нескольких  свойств  продукции (например,  надежность,  воспроизведение телевизором типовой испытательной таблицы и др.).

Определяющие показатели качества – оценочные показатели, по которым  принимаются решения о качестве.

Интегральные  показатели  качества –  это  показатели,  которые выражаются  через  соответствующую  сумму  экономических  или  технических показателей (например,  суммарный  полезный  эффект  от  эксплуатации  продукции, суммарные затраты на создание и эксплуатацию изделия).

4) классификационная группа, где  классификационным признаком является применяемость для оценок, служит для выбора базовых образцов продукции при определении уровня качества продукции и технического уровня продукции. Под уровнем качества продукции понимается оценка, полученная при сравнении показателей качества данной продукции с аналогичными показателями базовой продукции, принятой в качестве эталона для сравнения.

Под техническим уровнем продукции понимается относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями. Техническое совершенство продукции отражают такие показатели, как безопасность, материалоемкость, энергоемкость, эргономичность и др.;

5) классификационная группа, где  классификационным признаком служат стадии жизненного цикла продукции, на которых определяются значения показателей качества. Жизненный цикл продукции включает в себя следующие стадии: прогнозирование, разработка или проектирование, изготовление, обращение, эксплуатация или потребление, утилизация (при необходимости).

Числовые значения показателей качества измеряются как в размерных, так и в безразмерных величинах. В зависимости от свойств продукции показатели качества могут быть отнесены к одному из двух классов:

1) могут быть измерены объективными средствами — мощность, скорость, вес, напряжение и т.д.;

2) нельзя определить объективными средствами вкус продуктов, внешний вид, запах и т.д.

Уровень  качества –  это  относительная  характеристика  качества, основанная  на  сравнении  значений  показателей  качества  оцениваемой  продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве  базы для сравнения [11, с. 7].

Определяется уровень качества по формуле:

      (1.1)

где  Qi.o, Qi.б –  соответственно  значение i-  го  показателя  качества оцениваемого  и  базового  изделия,  баллы; i= 1,2,3…n –  число  показателей  качества изделия

Наряду  с  уровнем  качества  определяется  технический  уровень продукции. Техническим  уровнем  продукции  называют  относительную характеристику,  полученную  сопоставлением  некоторой  совокупности показателей  качества  изделий  рассматриваемого  типа  с  соответствующей  совокупностью  базовых  показателей. Оценка  технического уровня  продукции  обычно  производится  при  разработке  новых  или  аттестации  серийно выпускаемых  изделий  по  номенклатуре  показателей. В  состав  номенклатуры  включаются  только  технические  показатели  как производственной, так и потребительской групп.

 

 

1.2 Качество как фактор конкурентоспособности

 

 

Жестокая конкуренция заставляет предприятия уделять особое внимание качеству производимого товара. Успешное продвижение товара невозможно без обеспечения стабильного качества производимой продукции.

Проблема выпуска конкурентной продукции на внутреннем рынке и продажа её за рубеж невозможна без обеспечения соответствующего качества и минимальных затрат на производство.

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В это время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности.

Улучшение взаимоотношений и взаимопонимания между поставщиками и потребителями, а также между подразделениями внутри предприятия на основании сформулированных и закрепленных в практике деятельности единых принципов, подходов и процедур решения вопросов качества.

Конкурентоспособность — это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях. Таким образом, повышение эффективности функционирования предприятия во многом зависит от уровня конкурентоспособности товара, фирмы и страны в целом.

Конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров-конкурентов

Конкурентоспособные компании должны производить и предлагать рынку товары, которые удовлетворяют нужды их целевых потребителей. В противном случае компании не могут получать доходы, а значит, быть конкурентоспособными. Для того чтобы удовлетворять нужды потребителей лучше, чем конкуренты, компании должны сокращать производственный цикл и издержки, улучшать качество продуктов и услуг. Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.

Качество сегодня — главный критерий оценки продукции, работ, услуг. Оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно является индикатором высокого стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель рекламируя свою продукцию говорит о её качестве.

Проблема качества, непростая во все времена, и особенно остро она стоит сейчас. Предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе.

Качество — многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, а особенно экономистов. Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей.

Убедиться в доброкачественности товара можно двумя способами:

1) проверка, контроль самого товара;

2) проверка способности предприятия-изготовителя выпускать продукцию со стабильными характеристиками, удовлетворяющими потребителя.

Качество продукции — важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.

Повышение качества продукции надо рассматривать в различных аспектах, в том числе на макро и микроуровнях.

Повышение качества продукции позволяет:

1) увеличить повышение качества товаров и услуг;

2) улучшить структуру экспорта;

3) осуществить на практике НТП и др.

Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта. Решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции.

 

 

1.3 Управление качеством

 

 

В современных условиях одной из ключевых проблем экономического развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и четкой ориентацией на заказчика. Стало очевидным, что изготовители продукции не могут привлечь и удержать потребителей (заказчиков), если они не рассматривают качество как стратегическую цель.

Сегодня каждое предприятие независимо от его масштабов и отраслевой специфики рискует довольно быстро оказаться вне сферы решения проблемы качества, если оно откажется от внедрения системы управления качеством. Конечно, каждое предприятие индивидуально и абсолютно одинакового подхода к решению проблемы качества быть не может. Существуют также отличия при создании систем управления качеством на крупных и малых предприятиях.

Управление качеством продукции — это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее использование.

Под фактором понимается конкретная сила, способная изменить свойства исходных материалов. К факторам относятся предметы труда, средства труда, живой труд. Их соединение изменяет свойства материалов таким образом, что эти свойства становятся способными удовлетворять определенные потребности. Под условиями повышения качества продукции понимаются обстоятельства, среда, в которых действуют факторы улучшения качества. По масштабам воздействия условия могут быть частными и общими. К частным условиям относятся формы организации производства и труда, психологический климат в коллективе и др. К общим условиям относятся условия рынка, действующий механизм поощрения за высокое качество продукции и др.

Условия оказывают существенное влияние на проявление возможностей факторов. В зависимости от условий факторы либо полностью проявляют свои возможности, либо это проявление сдерживается, и тогда для улучшения качества необходимо затратить больше времени и средств. Одна из наиболее сложных задач управления качеством состоит в том, чтобы при выработке мероприятий по улучшению качества продукции обеспечить наиболее гармоничное сочетание факторов и условий этой деятельности.

Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции. Жизненный цикл также называется петлей качества. Обычно его разбивают на более мелкие этапы: маркетинг, поиск и изучение рынка, проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка производственных процессов, производство, контроль, проведение испытаний и обследований, упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация после использования.

По характеру воздействий на этапы петли качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.

Обеспечение качества продукции на предприятиях определяется целым рядом внутренних факторов: технических, организационных, экономических, социально-психологических. Важное место среди этих факторов занимают организационные факторы, связанные с совершенствованием организации производства и труда и др. Именно с этими факторами связано использование эффективного подхода к решению проблем качества на предприятии — системного управления качеством [6, с. 156].

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Для технических изделий обеспечение качества означает, что обеспечивается проектирование и изготовление изделия таким образом, что все его детали и изделие в целом изначально могут выполнять заданные функции.

Управление качеством продукции представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий и вызвавших их причин. Примером управления качеством может служить статистическое регулирование технологического процесса с помощью контрольных карт. Этот метод позволяет предупреждать появление дефектов и отклонений, поэтому его предпочитают другим методам, связанным с управлением качеством по уже случившимся отклонениям.

Информация о работе Совершенствование системы управления качеством в условиях реформирования экономики