Совершенствование системы управления качеством в условиях реформирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества является одной из важнейших государственных проблем, сочетающей в себе политический, социальный, экономический, научно-технический и организационно-технический аспекты.
Борьба за высокое качество продукции — одно из основных направлений повышения эффективности производства, поскольку именно высокое качество позволяет удовлетворить общественные потребности с меньшими затратами труда и материальных ресурсов.

Содержание работы

Введение
2
1 Обеспечение качества и конкурентоспособности предприятия
5
1.1 Сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества

5
1.2 Качество как фактор конкурентоспособности
9
1.3 Управление качеством
11
1.4 Современный подход к обеспечению качества
13
1.5 Всеобщее управление качеством
17
2 Анализ системы управления качеством на ОДО «Мила-Плюс»
21
2.1 Общая характеристика производства и системы управления качеством на ОДО «Мила-Плюс».

21
2.2 Анализ обеспечения качества и конкурентоспособности. Результаты анализа

25
3 Предложения по совершенствованию системы качества на предприятии
30
Заключение
34
Список использованных источников
36
Приложение А Организационная структура управления предприятием.

Файлы: 1 файл

Управление качеством продукции 623 МГЭИ.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Различного  рода  конкурсы  с  присуждением  их  победителям  почетных  наград широко используются в мировой практике.

Для  стимулирования предприятий,  добившихся  значительных  успехов  в  области  качества  продукции,  работ  и  услуг,  а  также внедривших  высокоэффективные методы  управления  качеством,  с  1999  года  в  республике  ежегодно  проводится конкурс на соискание премии  правительства  за  достижения  в  области  качества.  С  ее учреждением Беларусь присоединилась  к  числу  стран,  имеющих национальные  премии  по  качеству, которые являются современной,  признанной  в  мире  формой оценки  деятельности  предприятий  в  данной  области.  Модель оценки  деятельности  участников  конкурса гармонизирована с  Европейской  премией  по  качеству. Это  дает  возможность  белорусским организациям выстроить свою систему управления на принципах,  применяемых  их  зарубежными партнерами.

Конкурс  на  соискание  премии правительства – очень представительный, на звание его лауреатов могут  претендовать  организации различных  форм  собственности. Отбор  претендентов  и  принятие решения  о  присуждении  премии проводится  комиссией,  в  состав которой  входят  представители республиканских  органов  государственного управления.

Важнейшая  предварительная стадия  конкурса  –  самооценка организации.  Она  используется многими как эффективный метод управления. Даже  не  участвуя  в конкурсе,  предприятие,  сопоставив  результаты  своей  деятельности  с  его  критериями,  может дать  ей  всестороннюю  оценку  и на  этой  основе  определить  приоритетные  направления  совершенствования.

Особую  значимость  конкурсу придает  тот факт, что церемония  награждения лауреатов проводится  в  ходе  ежегодных  республиканских  мероприятий,  посвященных  Дню  качества. Награды  лауреатам вручает Премьер-министр Республики Беларусь.

Начиная  с  1999  года  более  470 организаций  приняли  участие  в данном  конкурсе.  За  это  время звание  лауреата  завоевала  161 организация,  а  лучшие  из  них подтвердили  его  неоднократно. В  их  числе  ЗАО  «Атлант»,  РУП «БМЗ»,  ОАО  «Керамин»,  ЗАО «Добрушский фарфоровый завод», ОАО «Свiтанак», СП «Фребор» и другие [10, с. 16].

Таким образом, участие в конкурсе  стимулирует  отечественных  производителей  выпускать высококачественную  и  конкурентоспособную продукцию, позволяет  оценить  динамику  своего  развития,  изучить  опыт  лучших  и успешно его использовать.

Качество  является  важным  инструментом  в  борьбе  за  рынки сбыта.  Именно  качество  обеспечивает  конкурентоспособность  товара.  Оно  складывается  из  технического  уровня  продукции  и  полезности  товара  для  потребителя  через  функциональные,  социальные,  эстетические,  эргономические,  экологические  свойства.  При  этом  конкурентоспособность  определяется  совокупностью  качественных  и  стоимостных  особенностей  товара,  которые  могут  удовлетворять  потребности  потребителя,  а  также  расходами  на приобретение  и потребление  соответствующего товара. Следует учитывать,  что  среди  продукции  аналогичного  назначения  большей  конкурентоспособностью  обладает  та,  которая  обеспечивает  наивысший полезный  эффект  по  отношению  к  суммарным  затратам  потребителя.

Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами. Однако они окупятся  благодаря  полученной  прибыли.  Занятие  лидирующего  положения  на  рынке  невозможно  без  разработки  и  освоения  новых  товаров  (модифицированных, улучшенных).

Значение  повышения  качества  достаточно  многообразно.  Решение  этой проблемы  на  микроуровне  важно  и  для  экономики  в  целом,  т.  к.  позволит установить  новые  и прогрессивные  пропорции  между  ее  отраслями  и  внутри отраслей. 

Обеспечение этих пропорций может быть обеспечено путем  совершенствования  технологии производства продукции и  повышения  ее  экономичности.  Если  не  уделять  серьезного  внимания  качеству,  потребуются  значительные  средства  на  исправление  дефектов.  Гораздо  больший  эффект  будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению  дефектов.

До  недавнего  времени  считалось,  что  качеством  должны  заниматься  специальные  подразделения.  Переход  к  рыночной  экономике  обусловливает  необходимость  изучения опыта  ведущих фирм мира по  достижению высокого  качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что  на  достижение  качества  должны   быть   нацелены  все  службы.   Ключевую  роль  в  повышении  качества  играют  требования  потребителей,  информация  о  неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

Анализируемая фирма руководствуется в своей деятельности общей моделью качества. В процесс контроля качества вовлечены в основном главный инженер и производственная служба. Однако для успешного функционирования системы качества необходимо, чтобы в процесс обеспечения качества были вовлечены и другие структуры предприятия:

1) кадровая служба: планирование  и обучение методам обеспечения  качества, ориентация и повышение квалификации персонала;

2) финансовая служба (бухгалтерия): планирование сметы на мероприятия, связанные с обеспечение качества продукции;

3) коммерческая служба (заместитель директора по маркетингу и сбыту, отдел снабжения и сбыта): четко сформулировать требования, предъявляемые к качеству поставляемого материала, довести до сведения поставщика классификацию показателей качества и определить их значимость;

4) маркетинговая служба (заместитель директора по маркетингу и сбыту): получение обратной информации, позволяющую воспользоваться положительными результатами, достигнутыми в смежных областях.

Действующая модель качества на анализируемом предприятии призвана выявлять и устранять отклонения. А для более успешной работы предприятия в области качества необходимо не только выявлять и устранять отклонения, но и разрабатывать мероприятия для предупреждения отклонений.

Особое внимание следует уделить человеческому фактору. Весь персонал фирмы должен быть вовлечен в работу по качеству. Для этого необходимо  разрабатывать меры по повышению мотивации работников, включающие гибкую систему поощрений и взысканий, повышение квалификации.

Также на предприятии планируется внедрить на ОДО «Мила-плюс» систему менеджмента качества, которая организуется таким образом, чтобы обеспечить соответствующее и непрерывное управление всеми видами деятельности, включающими качество.

Документы СМК расположены в следующем порядке и включают в себя:

1) политику и цели предприятия  в области качества;

2) руководство по качеству;

3) обязательные документированные  процедуры;

4) процессы СМК;

5) другие документы СМК (рабочие  инструкции, нормативные документы, технологическая документация, конструкторская документация и т.д.);

6) записи о качестве.

Цели предприятия в области качества направлены на:

1) повышение качества выпускаемой продукции;

2) увеличение объемов реализации;

3) расширение рынков сбыта в  Республике Беларусь и за рубежом.

Для реализации целей в области качества планируется разработка программы «Качество», в которой планируются мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции, техническому переоснащению предприятия, повышению квалификации сотрудников.

Рассмотрение результатов выполнения мероприятий программы «Качество» и достижения целей в области качества планируется проводить ежеквартально на созданном Совете по качеству с оценкой результативности функционирования системы менеджмента качества.

На предприятии определены 8 процессов, необходимых для функционирования системы менеджмента качества, охватывающие:

1) маркетинговую деятельность;

2) закупки;

3) управление персоналом;

4) разработку оригинал-макета;

5) производство строительно-монтажных работ;

6) производство печатной продукции;

7) производство  наружной и световой рекламы;.

Поддержанию системы менеджмента качества на должном уровне должны способствовать внутренние проверки функционирования СМК.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Следовательно. качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции находится в постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией.

Управление качеством на предприятии — это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей. Оценить уровень качества этой продукции можно по качественным и количественным признакам. 

Зарубежный опыт работы предприятий показывает, что системы управления качеством на основе требований стандартов ИСО серии 9000 охватывают лишь 30% проблем, которые постоянно приходится решать предприятиям. В связи с этим конкурентоспособность предприятий в будущем может быть обеспечена только путем комплексного управления всеми подсистемами предприятия и их постоянного совершенствования на основе «Всеобщего руководства качеством» (TQM).

В Республике Беларусь внимание к управлению качеством постоянно возрастает, однако заметно отставание Республики Беларусь от зарубежных предприятий. Продвижение идей TQM в отечественную экономику является самостоятельной задачей. Побудительным моментом может и должно стать массовое внедрение международных стандартов, а также через премию правительства РБ в области качества.

Основой политики руководства ОДО «Мила-плюс» в области качества является удовлетворение требований и ожиданий заказчиков на выполнение строительно-монтажных работ.

Организации работы и осуществления контроля качества в ОДО «Мила-плюс» возложено на главного инженера, осуществляющего свою деятельность совместно со специалистами других подразделений, на которых возложена часть функций по обеспечению качества продукции и работ.

На ОДО «Мила-Плюс» для обеспечения качества продукции проводятся следующие виды контроля:

1) входной контроль качества продукции;

2) операционный контроль качества выполнения работ;

3) приемочный контроль качества работ.

Данные анализа обеспечения качества продукции участка оперативной полиграфии показал, что снижение качества в основном наблюдается по плохому цветовоспроизведению, перетискиванию и неприводке, что говорит о том, что основные недостатки выявлены в печатном процессе, что обусловлено большим физическим износом печатного оборудования.

Также можно выявить следующие недостатки в области обеспечения качества:

— в организации отсутствует задокументированная система менеджмента качества, отвечающая требованиям (ТБ ИСО 9001-2001);

—  не сформулирована Политика в области качества, не определены цели в области качества;

— не идентифицированы бизнес-процессы, не назначены их владельцы, не определены измеримые входные и выходные параметры процессов;

— не определены ответственность и полномочия за разработку процессов и процедур СМК;

— система менеджмента организации не подкреплена ресурсами и финансированием.

Таким образом, в имеющейся модели качества имеются некоторые недостатки. Для их устранения необходимо:

1) вовлечение в процесс обеспечения  качества как можно большее  количество структурных подразделений;

2) направленность не только на  выявление и устранения отклонений, но и на их предупреждение;

3) вовлечение в работу по качеству всего персонала фирмы посредством мотивации, повышения квалификации кадров.

Также для повышения качества продукции предприятия планируется внедрение системы менеджмента качества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Артюхова, И. В. Концептуальный подход к многокритериальной классификации факторов качества продукции / И. В. Артюхова, М. Ю. Танцюра // Экономика Крыма. – 2009. – № 17. – С. 92-94.
  2. Аристов, О. В. Управление качеством: учебник / О. В. Аристов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 238 с.
  3. Батова, Т. Н. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие /           Т. Н. Батова, О. В. Васюхин, Е. А. Павлова, Л. П. Сажнева. – СПб.: ИТМО, 2008. – 249 с.
  4. Волков, О. И. Экономика предприятия. Курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 280 с.
  5. Воскобойников, В. Новые подходы к управлению качеством продукции / В. Воскобойников // Экономика и жизнь. – 2007. – дек. (№50). –  С. 15.
  6. Галеев, В. И. Управление качеством: проблемы, перспективы /’ В. И. Галеев, М. К. Варгина // Сертификация. – 2007. –  №4. – С. 38.
  7. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 424 с.
  8. Кривенков, А. В. Управление качеством: учебно-методический комплекс для студентов специальности  26 02 03 «Маркетинг» дневной формы обучения БГУИР  / А. В. Кривенков. – Минск: БГУИР, 2011. – 238 с.
  9. Крум, Э. В. Экономика предприятия: учеб. пособие / Э. В. Крум. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 192 с.
  10. Мишин, В. М. Управление качеством: учебник / В. М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
  11. Момот, А.И. Экономический механизм управления качеством / А. И. Момот. – Донецк: «Норд-пресс», 2010. – 383 с.
  12. Мюррей Д. Перспективы качества / Д. Мюррей // Европейское качество. Деловое совершенство. Дайджест. – 2009. – № 2. – с. 78–89.
  13. Никитин, В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 : Политика. Оценка. Формирование: произв.-практ. изд. / В. А. Никитин. - СПб.: Питер, 2010. - 126 с.
  14. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие / В. Ю. Огвоздин. – М. : Дело и сервис, 2007. – 288 с.
  15. Ребрин, Ю. И. Управление качеством: учеб. пособие / Ю. И. Ребрин. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. – 174 с.
  16. Розова, Н. К. Менеджмент качества: учеб. пособие / Н. К. Розова. –СПб. : Вектор, 2009. – 188 с.
  17. Салимова, Т. А. Управление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Т. А. Салимова. – М. : Издательство «Омега_Л», 2011. – 414 с.
  18. Семашко, Высокое качество и   конкурентоспособность продукции – залог успеха экономики / В. Семашко // Экономика Беларуси. – 2011. – № 1. – С. 6-16.
  19. Туркин,  В. Г.  Управление  качеством  машиностроительной продукции / В. Г. Туркин, Б. И. Герасимов, В. Д. Жариков. – Ростов-на-Дону: «Ригонд», 2011. – 258 с.
  20. Управление  качеством. Учебник  / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю.  Ягудин  и  др.;  Под  ред.  Доктора  экономических  наук,  профессора  Ильенковой С. Д. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 196 с.
  21. Шаповал, М. И. . Менеджмент качества: учебник / М. И. Шаповал. – К.: «Знание», 2009. – 475 с.
  22. Швец, В. Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента / В. Е. Швец // Стандарты и качество. – 2009. – № 6. – С. 52-58.

Информация о работе Совершенствование системы управления качеством в условиях реформирования экономики