Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 02:10, отчет по практике
Гипотеза – совершенствование технологии найма сотрудников ведет к росту показателей прибыльности компании, непосредственно влияет на уровень продаж.
Основные задачи работы:
1) провести анализ проблемы набора кадров на предприятии (на примере менеджеров по продажам)
2) определить оптимальные пути решения таких проблем;
3) создать систему отбора персонала с учетом специфики предприятия.
Введение………………………………………………………………….…..…3
Глава 1. Система отбора персонала на предприятии
Основные концепции отбора персонала ………………………….........…6
Этапы отбора………………………………………………………..……...23
Методики поиска и отбора персонала ……………………………....…...48
Глава 2. Анализ системы управления в компании «Универсальное оборудование»
2.1. Общая характеристика организации ………………………………….52
Оценка экономических показателей ………………………………….…60
Заключение ……………………………………………………………….…..68
Список использованной литературы ………………………………….….70
Серьезную поддержку в поиске персонала могут оказать сотрудники, которые вхожи в профессиональные сообщества и имеют определенный авторитет. Однако независимо от способа привлечения кандидата, наличия рекомендаций и статуса протеже, в компаниях обычно действует строгое правило: все кандидаты проходят одинаковые процедуры отбора.
Сегодня
на рынке труда есть достаточно большое
количество претендентов, которые обладают
либо только базовыми компетенциями, либо
компетенциями в технологиях, которые
в компании не применяются. В условиях
дефицита компании вынуждены ориентироваться
именно на эту категорию кандидатов,
целенаправленно организуя
Каждый приём работника на работу влечёт за собой большие затраты для организации, ошибки при приёме увеличиваются многократно. По оценкам экспертов США, в 1999 году отбор менеджера высшего звена стоил компании в среднем 32 тыс. $, инженера 8 тыс., бухгалтера 10 тыс., секретаря 2 тыс. $ [12, с. 3].На отбор персонала влияет множество факторов. Некоторые из них представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Факторы, влияющие на отбор персонала.
№ |
Фактор |
Характеристика |
1 |
Требования профсоюза |
Членство в профсоюзе - один из главных факторов, влияющих на решение при отборе. Иногда контакт с профсоюзом является единственным (или одним из главных) критериев отбора. Профсоюз может многими путями, открыто или неявно, влиять на процесс отбора. |
2 |
Сущность рынка рабочей силы |
Если желающих много, то выбирать метод отбора сложнее; если желающих не много, выбор сравнительно прост. Для предприятия важно состояние рынка рабочей силы, особенно там, где оно расположено. На процесс отбора влияют условия работы, предлагаемые предприятием, сама работа и имидж фирмы. Менеджеры по персоналу, анализируя эффективность методов отбора, обычно используют такой показатель, как коэффициент отбора. Он определяется как отношение количества отобранных работников, к количеству желающих, из которых осуществляется отбор. Для разных профессий величина коэффициента отбора разная. Если коэффициент отбора близок к 1:1, то процесс отбора короток и прост. При коэффициенте отбора 1:2 процесс может стать непростым. При коэффициенте 1:2 вероятность того, что организация наймёт на работу более соответствующих её критериям работников, больше, чем когда коэффициент равен 1:1. |
3 |
Специфика предприятия |
На отбор влияют многие факторы, отличающиеся в государственном и частном секторе. Так, в государственных организациях на отбор значительное влияние оказывает политическое покровительство. В частом секторе дружба с менеджерами и работниками фирмы может иметь важное значение, но не до такой степени, как в государственных организациях, здесь всё же целью отбора персонала является отбор по достоинствам. Важными характеристиками являются его размер, сложность и технологическая изменчивость. |
4 |
Местоположение предприятия |
Обеспечивает отбор
персонала в одном или |
Администрация
предприятия устанавливает
Отбор направлен на выявление возможностей и взглядов заявителя для определения его соответствия условиям и особенностям работы. Принципы и стратегия отбора персонала определяются кадровой политикой организации. Так, американские и российские фирмы исходят из принципа «Человек - для рабочего места», т. е. подбор специалистов осуществляется под тот набор должностей, видов работ, которые закреплены в организации. В Японии, напротив, рабочее место приспосабливают к человеку[12, с.87]. В некоторых случаях формулируются и требования к личности работника, так называемые профессиограммы. Здесь важно ориентироваться на объективные критерии, так как у каждого руководителя свое представление об эффективном работнике. К сожалению, профессиограммы у нас не получили широкого распространения. Поэтому должностные инструкции в основе своей носят общий характер [8, с. 12] Затрудняет эффективный наем работников и слабое взаимодействие структурных подразделений предприятия. На западных же фирмах потенциальными поставщиками информации о требованиях к работникам являются как раз те, кто организует труд и платит деньги. У нас же наймом занимается одно подразделение (отдел кадров), а организует труд, его оплату - другое, не входящее в единую кадровую службу предприятия. Итак, исходное в процедуре найма: описание работ, их конкретизация применительно к каждому вакантному месту. Поиск кандидатов ведется как внутри фирмы, таки за ее пределами с учетом требований к ним и объема предстоящих затрат. Какой источник предпочтительнее? Все зависит от особенностей ситуации. Впрочем, у того и другого источника свои достоинства и недостатки (см. табл. 4) [17, с. 4–6]
Таблица 4 - Анализ альтернативных источников поиска персонала
Источники |
Преимущества |
Недостатки |
Внутренние |
Работа ведется с сотрудниками, которые уже известны; сокращаются финансовые затраты на подбор персонала |
Риск осложнения взаимоотношений между сотрудниками |
Внешние |
Возможность выбора из большого числа кандидатов Новые люди – новые идеи и новые приемы работы |
Проблемы адаптации нового сотрудника; возможно ухудшение морально-психологического климата в коллективе |
Процедуры найма работников могут отличаться: в зависимости от того, из какой среды - внешней или внутренней - подбирается кандидат. Средства эти идут на сбор информации о кандидатах со всех мест предыдущей их работы, на проведение тестов, собеседований. Запрашиваются характеристики из высшего учебного заведения и средней школы (число их доходит до 20 - 25). Практика показывает, что при такой системе ошибки при подборе кадров не превышают 5%.Практика США показывает, что набирать персонал можно различными способами (см. табл. 5)
Таблица 5 - Практика США в поиске новых сотрудников
Наименование источника найма |
Доля, в % |
Рекомендации друзей и родственников Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала Объявления, реклама Различные источники внутри фирмы Инициативные письма-обращения о приеме Инициативные звонки по телефону в компании Прочие |
24 23
21 13 7 7 5 |
Всего |
100 |
Чтобы программа отбора
была действенной, следует ясно сформулировать
качества работника, необходимые для
соответствующего вида деятельности.
Критерии следует формировать так,
чтобы они всесторонне
Идея введения нижней возрастной границы вполне очевидна. Большинство компаний хотят видеть у себя на работе готовых профессионалов, способных самостоятельно выполнять работы на всем участке «от и до». Тем не менее, если за возрастным цензом стоит только требование опыта, лучше в требованиях указать именно опыт работы по должности: в последнее время появляется все больше людей, начинающих работать прямо после школы и не исключено, что поставив возрастную планку, можно ненароком отсечь 22-х летнего вундеркинда с пятилетним стажем работы. Часто выставление нижнего возрастного ценза вредит и самой компании:
Физические качества обычно сводятся к выносливости и силе, которые легко поддаются тестированию. С этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти данные как критерии для кандидатов.
При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и тип образования, его соответствие рассматриваемой работе.
Критерии отбора персонала
Большинство работодателей предпочитают наём работников с опытом, так как часто опыт отождествляется с возможностями человека и его желанием работать.
При этом опыт измеряется различными способами: общим временем работы на данной фирме, временем работы на фирме на определённой должности или в составе определённого отдела и т. д.
Персональные характеристики и типы личности
Одни работодатели предпочитают принимать женатых работников, считая, что это приводит к меньшей текучести и лучшему качеству работы. Другие фирмы с большей охотой приглашают холостых или разведённых работников, которые по их мнению, мобильнее, охотнее соглашаются на смену места и вида работ, работу в выходные дни и сверхурочно.
Образование
Опыт
Физические характеристики
Рис. 4
выставляя жесткие
возрастные рамки, они сталкиваются
с тем, что требующихся специалистов
не хватает или с тем, что «готовые»
профессионалы требуют
Верхняя граница возрастного ценза не менее неоднозначна. Десять-пятнадцать лет назад установление верхней границы возрастного ценза при подборе в районе 45-50 лет чаще всего означала, что работодатель ищет рыночно-ориентированных сотрудников, способных воспринять иной подход к построению взаимоотношений между руководителем-собственником и наемным сотрудником, способных работать с полной отдачей не «с девяти до шести» и желающих не «получать», а «зарабатывать» деньги (см. таблицу 5).
Портрет работника | |
в советскую эпоху |
в постсоветскую эпоху |
- Низкая степень мобильности - Выраженная
привязанность к одному - Готовность
"жертвовать" своим свободным
временем ради "своего предприятия
и выполнения плана ( - Заинтересованность в делах предприятия - «Патриотическое" отношение к предприятию - Гордость
за свою профессию или - Трудовая
мотивация в основном - Выбор
образования и повышение |
- Высокая степень мобильности - Выраженная привязанность к заработку, а не к месту работы и своей профессии - Готовность "жертвовать" своим свободным временем ради заработка - Отсутствие
заинтересованности в делах - Отсутствие "патриотизма по отношению к предприятию - Трудовая мотивация в основном имеет меркантильный характер - Готовность
у молодых работников - Выбор
образования и повышения |
Поэтому сегодня заниженная верхняя граница говорит скорее всего о том, что руководитель, в штат которого подбирается сотрудник, сам весьма молод и боится столкнуться с более
Все далеко не так однозначно. Изучением развития взрослого человека, в частности, выявлением пиков профессионализма занимается акмеология – направление в психологии. Так вот акмеологи экспериментально доказали, что для разных видов деятельности пики профессионального развития приходятся на разные возраста. Так, для фигурного катания, спортивной гимнастики пик приходится на 18-20 лет, для балета и художественной гимнастики – на 20-25 лет, продавцы достигают расцвета профессионализма к 23-28 годам, руководители – к 35-45, философы – к 60-70 [1, с. 10–11] Такие сотрудники менее склонны менять место работы и не выдвигают завышенных требований по заработной плате. Следует учитывать и демографический аспект: снижение рождаемости, общее старение нации, увеличение продолжительности жизни уже сейчас приводит к увеличению дефициту молодой рабочей силы с одной стороны и увеличению трудоспособного возраста с другой. В дальнейшем же эта тенденция будет проявляться только ярче, и для работодателей будет только выгодно отказаться от стереотипов возраста. По большому счету, для пожилых сотрудников есть только два объективных ограничения: работа, требующая высокой физической подготовки, и работа, требующая владения новейшими информационными технологиями [6, с. 64]. Таким образом, в привлечении на работу как молодежи, так и «пенсионеров» есть свои объективные плюсы и минусы, поэтому грубое выставление возрастных рамок скорее ограничивает возможности работодателя. В любом случае, формулируя описание вакансии, разумнее формулировать свои требования не в терминах возраста, а в терминах профессиональной компетентности. Профессионалы, давно работающие в области отбора персонала, делают это легко и именуют свое мастерство интуицией. Но практически не могут передать свой опыт другим, так как его трудно формализовать. Начинающие же работу в этой области нарабатывают свой собственный опыт ценой проб и ошибок, часто приводящих к потерям собственного рабочего времени и лишним материальным затратам компании. Итак, нужны система, структура построения процедуры отбора, четко разработанные критерии, простая и универсальная технология, которая обобщит и структурирует опыт [14, с. 32].