Совершенствование системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Москва)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Система жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Жилищная политика: сущность, понятие, задачи…………………………..6
1.2 Понятие и элементы Жилищно-коммунального хозяйства………………18
1.3 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве…….22
Глава 2. Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне
2.1 Понятие и перспективы развития Товариществ собственников жилья в г. Москве……………………………33
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы ЖКХ. Создание муниципальной управляющей компании …….57
Заключение…………………………………………………………………….…61
Библиографический список литературы……………………………………….64

Файлы: 1 файл

Файзуллова Р. Стратегическое управление развитием территории.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

По специализации: «Управление социально-экономическими процессами»

 

на тему: «Совершенствование системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Москва)»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 6 курса, группы ГМУз-618,

заочной формы обучения,

специальности  080504.65

Файзулловой Р.И.

Руководитель:

               Гунбина С.Г., д. к.псх. н.

__________________


 

 

Ульяновск  2013

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..2

Глава 1. Система жилищно-коммунального хозяйства

1.1 Жилищная политика: сущность, понятие, задачи…………………………..6

1.2 Понятие  и элементы Жилищно-коммунального хозяйства………………18

1.3 Реформирование жилищно-коммунального  комплекса в г. Москве…….22

Глава 2. Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне

2.1 Понятие и перспективы развития  Товариществ собственников жилья в г. Москве………………………………………………………………………….33

2.2 Рекомендации по совершенствованию системы ЖКХ. Создание муниципальной управляющей компании …………………………………………………………………………………….57

Заключение…………………………………………………………………….…61

Библиографический список литературы……………………………………….64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищно-коммунальная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Жилищно-коммунальная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищно-коммунальной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

Отсутствие необходимого экономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы.

Первостепенное значение имеет проведение жилищно-коммунальной реформы в городах, так как в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается ЖКХ, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищно-коммунальной системы.

Обострение жилищно-коммунальной проблемы и неудовлетворительное положение дел определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

Проблемой реализации жилищной политики посвящены многие работы. Среди них отмечены труды, посвященные теоретическим аспектам проблем. Это работа А. Пилясова, сформировавшего ключевые задачи по основным направлениям жилищной политики; Ю.Ф. Симоновой, раскрывшей основные направления регулирования государством жилищной политики. Функции государства и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики наглядно систематизированы Н.А. Волгиным. А.И. Лукашев исследовал проблемы развития ипотеки на региональном уровне. В.Н. Пономарев и О.В. Мацнев, И. Гареев, П. Р. Султанова проанализировали нормативные и экономические основы ипотечного кредитования. Социологические исследования в области экономического обоснования по решению жилищных проблем рассматривали Н.Е. Тихонова A.M. Акатнова, Н.Н. Седова. Отмечены работы А. Шамузафарова, Г. Титова, посвященные состоянию и перспективам развития социального жилья в России.

Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищно-коммунальной сферы также объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищно-коммунальной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не обсуждался.

Цель данной работы состоит а анализе системы ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.

Задачи работы:

- определить сущность, понятие  и задачи жилищной политики;

- рассмотреть систему управления  ЖКХ г. Москвы, изучить механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне

- разработать рекомендации по  совершенствованию системы ЖКХ.

Объект – государственная социальная политика.

Предмет – система управления ЖКХ г.Москвы.

Методологическая база. В работе использовался системный подход, позволивший изучить основные элементы жилищной политики, методологию программного подхода, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные принципы и задачи, направления реализации программ по государственной поддержке в получении жилья; определить полномочия государства и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система жилищно-коммунального хозяйства

1.1 Жилищная политика: сущность, понятие, задачи

 

Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема относиться к одной из основных социальных проблем. Отсутствие жилья и плохие жилищные условия – одно из главных причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, детской беспризорности.

Потребность человека в жилье зависит от многих факторов и в принципе безгранична. Поэтому суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, рассчитанной исходя из определенных нормативов, стандартов жилищной обеспеченности. Всего выделяют четыре ступени дефицита жилья.

Первая ступень – абсолютный дефицит, когда количество жилых ячеек меньше числа домохозяйств.

Вторая ступень – структурный дефицит, означающий несоответствие структуры жилищного фонда структуре семей. Целесообразно в данный момент ввести определение понятия «жилищный фонд». Жилищное законодательство употребляет это понятие в течение многих десятилетий, однако его легальное определение до последнего времени отсутствовало. Дело обычно ограничивалось подразделением жилищного фонда на виды, причем наиболее развернутая попытка в этом направлении была предпринята в кодификационных актах жилищного законодательства восьмидесятых годов. Впервые легальное определение указанного понятия пытались сформулировать в законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики». Вот это определение: жилищный фонд – совокупность всех, жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, жилые служебные помещения и другие строения, пригодные для проживания.

Объектом жилищной политики является деятельность по решению жилищной проблемы и обеспечение потребностей населения в жилье.

Суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего установленным требованиям (техническим, структурным, функционально-потребительским), для значительной части населения. В данном определении содержится несколько важных сторон проблемы. Во-первых, отмечается, что речь идет не только о нехватке жилья вообще, сколько о существенном недостатке жилых помещений, соответствующих установленным требованиям, о которых речь идет ниже. Во-вторых, всеобщий характер данная проблема получает, если она затрагивает интересы и волнует значительную часть населения данной территории, города, региона, страны в целом. В противном случае проблема жилья остается проблемой отдельных семей и граждан и не выходит на социальный уровень[10, с. 124].

Отмечено, что попытки решения этой насущной проблемы неоднократно принимались и ранее. Так, начиная с конца 50-х годов в СССР развернулось массовое жилищное строительство. В результате за несколько десятилетий удалось в два раза повысить уровень жилищной обеспеченности, построить десятки новых городов, сформировать новую урбанистическую культуру. Большинство населения страны превратилось в городских жителей, но острота жилищной проблемы не уменьшилась, так как все указанные выше аспекты оставались в наличии. В 1988 году, в перестроечный период, была принята государственная программа «Жилье – 2000», в которой декларировалась возможность обеспечения каждой семьи отдельной квартирой к концу века. В ней содержался ряд позитивных предложений, но отсутствовали механизмы реализации. При переходе к рынку роль государства в решении жилищной проблемы существенно снижается и соответственно повышается значительность жилищной политики в регионах и особенно на местах.

Начало радикальных перемен и рыночных реформ в 90-х годах ознаменовалось глубоким кризисом государственной системы жилищной обеспеченности. Резко сузились объемы жилищного строительства в городах России. Возникла необходимость в разработке и реализации новой жилищной политики, учитывающей реалии переходного периода. На федеральном уровне контуры такой политики уже сформированы. Так, в 1993 году вступил в действие закон РФ « Об основах федеральной жилищной политики », в котором приведены основные понятия в данной сфере, включая недвижимость, фонд, социальную норму площади жилья, договоры найма и аренды, компенсации и другое, определены права граждан на жилищные обязанности органов власти по обеспечению этих прав и ответственность пользователей жилищного фонда, рассмотрены виды собственности в жилищной сфере, включая виды жилищного фонда, а также процедуры обеспечения жильем, пользовавшие им гражданами и ряд других положений. Суть жилищной политики состоит в обеспечении социальных гарантий в области жилищных прав граждан, в создании условий для привлечения различных источников финансирования, в развитии частной собственности на жилье, в обеспечении прав собственников и предпринимателей в жилищной сфере[11, с. 55].

Для количественной определенности, сформулированных ниже целей, необходимо наличие системы условных нормативов, стандартов и показателей.

Основными стратегическими целями жилищной политики являются:

– создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище[12, с. 6];

– гарантия полных прав собственности в жилищной сфере;

– содействие созданию рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их платежеспособным спросом;

– создание условий для повышения мобильности трудовых ресурсов;

обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;

– обеспечение соблюдения стандартов безопасности проживания граждан в жилищах и качества продукции и услуг в жилищной сфере;

– создание условий формирования эффективных рынков жилья, земельных участков под застройку жилищного строительства, стройматериалов, жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих производство продукции и услуги в соответствии со спросом потребителей.

По Пилясову А., для достижения целей необходимо решение следующих ключевых задач по основным направлениям жилищной политики:

– окончательное законодательное определение жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая права собственности, найма, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение бесплатно или за доступную плату жильем по договору социального найма, прав на получение бюджетных субсидий на приобретение жилья, оплату жилья и коммунальных услуг;

– обеспечение эффективной системы управления жилищным фондом, основанной в основном на бездотационном хозяйствовании рыночных субъектов, действующих на конкурентной основе;

– повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры в жилищном секторе;

– создание условий для приведения структуры жилищного строительства и производства стройматериалов в соответствие с платежеспособным спросом;

– формирование условий для развития рынка земельных участков под жилую застройку, создание правовых принципов регулирования землепользования и застройки;

– развитие рыночных финансовых механизмов в жилищной сфере: долгосрочного ипотечного жилищного кредитования граждан, кредитования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры;

– содействие развитию инфраструктуры рынка жилья (риэлторской, оценочной и девелоперской деятельности, управления недвижимостью, страхования, нотариата, государственных систем регистрации и учета недвижимости, судебной системы).

Информация о работе Совершенствование системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Москва)