Совершенствование системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Москва)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Система жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Жилищная политика: сущность, понятие, задачи…………………………..6
1.2 Понятие и элементы Жилищно-коммунального хозяйства………………18
1.3 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве…….22
Глава 2. Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне
2.1 Понятие и перспективы развития Товариществ собственников жилья в г. Москве……………………………33
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы ЖКХ. Создание муниципальной управляющей компании …….57
Заключение…………………………………………………………………….…61
Библиографический список литературы……………………………………….64

Файлы: 1 файл

Файзуллова Р. Стратегическое управление развитием территории.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Главная роль в реализации поставленных задач в рамках жилищной политики отводится рыночным субъектам деятельности, как производящим товары и услуги в жилищной сфере, так и обеспечивающим инфраструктуру рынка жилья.

Принятие законодательных и нормативно-правовых актов, реализация мер кредитно-финансовой, налоговой, антимонопольной политики должны быть направлены на устранение барьеров на пути конкуренции, вхождения на рынок новых предпринимателей, поддержку развития малого и среднего бизнеса, снижение рисков предпринимательской деятельности в жилищной сфере[13,с. 26].

Следует отметить, что в долгосрочной перспективе важным в жилищной политике должно стать не количество введенных метров жилья, а количество нуждающихся, решивших свой жилищный вопрос посредством получения социального жилья, безвозмездной субсидии либо путем привлечения собственных и заемных средств

Одним из основных направлений в реализации жилищной политики является развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающего гражданам приобретение жилья в собственность с использованием собственных и кредитных средств.

При этом принципиально важным является создание благоприятных условий для рефинансирования ипотечных кредитов, займов, выданных банками и кредитными организациями, процедур переуступки прав требования по ипотечным кредитам, порядка выпуска и обращения ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами. Именно инвестирование под закладные позволит привлечь средства потенциальных инвесторов и сократить срок бюджетных заимствований или привлечь бюджетные средства под уже имеющееся обеспечение в виде закладных.

Одним из источников финансирования ипотечных кредитов могут служить средства, привлекаемые по схеме долгосрочного накопительного страхования жизни. В этом случае накапливаемые страховые взносы (не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья) могут служить авансовым платежом при привлечении заемных средств.

Социальное жилье должно обеспечить достигнутый в стране уровень комфорта и оборудования квартир. Для снижения затрат при строительстве и эксплуатации социального жилья должны применяться экономичные строительные системы, эффективные конструкции и материалы, обеспечивающие высокий уровень теплозащиты зданий.

По словам генерального, директора Фонда «Институт экономики города» Александра Пузанова, жилищная политика во многом многопланова. Ее можно представить в виде концентрических кругов. Первый из них – это область, которая относится ко всем гражданам в равной мере. Государство просто обеспечивает нормальные условия для тех, кто хочет решать свой жилищный вопрос самостоятельно. Создает цивилизованный безопасный рынок жилья – понятный, прозрачный и предсказуемый. Второй план жилищной политики более узкий. Это меры государственного уровня, направленные на отдельные категории граждан, не обязательно на социально уязвимые. Например, это налоговые вычеты для тех, кто покупает жилье (это распространено и у нас). Сюда же можно отнести программы помощи силовикам в форме государственных жилищных сертификатов, субсидии молодым семьям, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (так называемые жилищные субсидии и так далее). И, наконец, третья область жилищной политики, ее ядро – это социальное жилье, которое строится за государственный счет и безвозмездно предоставляется гражданам. Это самая сильная интервенция государства, хотя масштаб ее может быть невелик, всего 1-2 процента жилищного фонда[14, с.5].

Строительство социального жилья можно обеспечить, применяя разнообразные архитектурно-планировочные решения квартир и домов, сочетая в застройке большие и малые квартиры, что позволит более гибко осуществлять расселение семей различного демографического состава. Формирование эффективной системы управления в жилищной сфере позволит обеспечить оптимизацию целей и интересов коммунальных предприятий, органа местного самоуправления, населения, инвестора. В процессе формирования эффективной системы управления в жилищно-эксплуатационной сфере обеспечение тарифного регулирования стимулирует предприятия к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг и привлечения инвестиций.

Ряд авторов указывают на другие распространенные направления регулирования государством жилищной политики[15, с.79]:

– Установление стандартов (строительных, санитарных, противопожарных и тому подобное). Стандарты отражают минимальные требования общества качеству жилья и, как правило, являются не финансируемыми мандатами. Важное значение имеет правовой статус подобных стандартов. В большинстве стран они устанавливаются национальными или местными законами, в России же до последнего времени регулировались подзаконными актами. С принятием законодательства о техническом регулировании в России начался период постепенного повышения статуса нормативных документов, регулирующих требования к жилым помещениям.

– Административное регулирование арендной платы. Применяется с целью сглаживания возможных колебаний на рынке жилья, а также обеспечения дополнительной защиты нанимателей. Как теоретические построения, так и анализ результатов имевших место попыток административного регулирования арендной платы показывают, что эта мера как минимум не достигает ожидаемого результата и, как правило, имеет побочный эффект в виде снижения предложения и роста цен на рынке. Тем не менее, введение такого регулирования чрезвычайно привлекательно с точки зрения завоевания политической поддержки определенных групп населения, в связи, с чем оно устойчиво применяется даже в самых либеральных экономиках (например, подобное регулирование имеет место в Сан-Франциско).

– Субсидирование организаций, занимающихся строительством и эксплуатацией жилья. Может производиться как в явных формах (прямые бюджетные расходы), так и в неявных или косвенных формах (в рамках процедур выделения земельных участков под жилищное строительство, обеспечения доступа к кредитам, предоставления гарантий и так далее). Исторически как прямое, так и непрямое субсидирование организаций характерно для России и ряда стран СНГ, при этом нередко право на субсидию привязано к организационно-правовой форме предприятия. Это наименее эффективный вид субсидирования, поскольку при этом ограничивается вход на рынок новых участников, поддерживаются искусственно созданные монополии.

– Учет жилищных проблем при комплексном территориальном планировании. Применяется как метод борьбы с жилищной сегрегацией, обеспечения транспортной доступности мест приложения труда по отношению к основным районам жилой застройки и тому подобное.

Согласно теории, прямая бюджетная поддержка домохозяйства более эффективна, нежели использование такой же суммы для субсидирования производителя, в данном случае производителя потока жилищных услуг – собственника социального жилья[16,с. 98].

Проведение эффективной градостроительной политики, обеспечивающей эффективное использование территории поселений, включает взаимосвязанные процессы правового зонирования, разработки новой системы градостроительного планирования и проектирования и формирования единых объектов недвижимости, включающих земельные участки и расположенные на них здания, строения и сооружения.

Стратегическим направлением в реализации жилищной политики станет создание единых объектов недвижимости с равными правами на земельный участок и на все расположенные на нем строения, посредством повышения роли и эффективности предоставления в собственность земельных участков на конкурсной основе.

Государственная жилищная политика в условиях рыночного хозяйства – это система единых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в центре и на местах в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Более высокой ступенью развития государственного регулирования является целевое программирование, то есть комплексное использование в общих целях различных программ решения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. В них определяется последовательность решения задач, обозначаются органы власти, ответственные за исполнение этих программ, указываются источники финансирования.

При разработке программ и осуществлении жилищной политики Российская Федерация не изыскивает каких-то оригинальных путей. Она следует проторенным курсом, учитывающим мировой опыт, тем более, что практически во всех странах с развитой рыночной экономикой реально осуществляются подобного рода целевые программы. Как правило, ответственными за целевое планирование и целевое программирование являются государственные учреждения, разрабатывающие программы и осуществляющие контроль за их реализацией. Программирование преобразований в жилищной сфере позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности мероприятий отдельных государственных органов в центре и на местах.

Функции государства и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики наглядно систематизированы Волгиным Н.А. [17, с. 48].

Государственная жилищная политика обеспечивает:

– формирование государственной политики в этой сфере экономики;

– разработку федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов, норм, правил и государственных стандартов качества, строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции жилых объектов и объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства;

– согласование деятельности государственных органов, осуществляющих жилищную политику на уровне субъектов;

– анализ и обобщение тенденций реализации жилищной политики на основе государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

– координацию деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг;

– разработку федеральных стандартов строительства, содержания жилья, обеспечивающих соблюдение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг и использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками.

Функции местного самоуправления в реализации жилищной политики раскрываются структурные изменения и в области управления и обслуживания жилищного хозяйства. Главное здесь – передача органам местного самоуправления полномочий государства, в том числе и прав собственности на жилищные объекты.

К объектам муниципальной собственности относятся практически все объекты жилищного назначения, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание населения и находящиеся на соответствующей территории. В зависимости от статуса органов местного самоуправления они наделены определенными функциями[17, с. 34].

Таким образом, практически большинство вопросов жилищных правоотношений, ранее относившиеся к ведению государства с началом рыночных реформ переданы субъектам федерации и органам местного самоуправления[18, с.55].

Необходимо отметить, что основными направлениями реализации жилищной политики являются:

– совершенствование нормативной правовой базы, направленной на создание условий строительства муниципального социального жилья и развитие системы ипотечного кредитования;

– строительство муниципального, социального жилья, не подлежащего приватизации;

– выдача за счет средств бюджетов всех уровней безвозмездных субсидий категориям граждан, имеющим низкий и средний доход;

– развитие системы ипотечного кредитования с переходом в самофинансируемую систему;

– привлечение свободных средств пенсионных и страховых фондов в ипотеку;

– создание базы стройиндустрии, обеспечивающей строительство комфортабельного, отвечающего современным требованиям жилья;

– введение новых форм управления в жилищно-коммунальной сфере, обеспечивающих привлечение частных инвестиций в коммунальный сектор[19, с.90].

На современном этапе реформирования жилищной сферы основная задача государственной жилищной политики – разработка механизмов повышения доступности жилья для различных категорий населения.

В настоящее время осуществляется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Основным инструментом его реализации служит федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг. (включая входящие в ее состав подпрограммы) [20, с. 23]. Для достижения намеченных целей и количественного и качественного обоснования принимаемых решений необходим постоянный мониторинг рынка жилья. Ключевыми здесь должны стать индикаторы, отражающие изменение доступности жилья для населения[2, с.66].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и элементы Жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов.

Функционирование ЖКХ - это обеспечение сохранности и эффективного использование жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает:

1. жилой и нежилой фонд, строительные  и ремонтные организации

2. объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и др.)

3. инженерную инфраструктуру и  ресурсоснабжение (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.)

4. санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка города)

5. энергетические предприятия (электричество, газ, тепло)

6. инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение  и пр.)

Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Информация о работе Совершенствование системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Москва)