Совершенствование системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Москва)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Система жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Жилищная политика: сущность, понятие, задачи…………………………..6
1.2 Понятие и элементы Жилищно-коммунального хозяйства………………18
1.3 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве…….22
Глава 2. Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне
2.1 Понятие и перспективы развития Товариществ собственников жилья в г. Москве……………………………33
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы ЖКХ. Создание муниципальной управляющей компании …….57
Заключение…………………………………………………………………….…61
Библиографический список литературы……………………………………….64

Файлы: 1 файл

Файзуллова Р. Стратегическое управление развитием территории.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия  по уборке территорий населённых  мест и санитарной очистки  домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные  сооружения.

2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

1. частный - фонд, находящийся в  собственности граждан или юридических  лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и  приобретенные квартиры и дома;

2. государственный - фонд, являющийся  собственностью государства или  субъектов РФ, а также ведомственный  фонд, находящийся в полном хозяйственном  ведении государственных предприятий  или оперативном управлении государственных  учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

3. муниципальный - фонд, находящийся  в собственности муниципальных  образований, а также ведомственный  фонд, состоящий в полном хозяйственном  ведении муниципальных предприятий  или оперативном управлении муниципальных учреждений;

4. общественный - фонд, являющийся  собственностью общественных объединений;

5. коллективный - фонд, находящийся  в общей совместной или общей  долевой собственности различных  субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Объекты коммунального назначения ЖКХ:

1. Водопровод

Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (Орошение).

2. Канализация

Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства.

3. Капитальный ремонт помещений

Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания.

4. Текущий ремонт зданий

Имеет своей целью незначительные изменения.

5. Теплоснабжение

Слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним.

6. Уборка и утилизация мусора

7. Электроснабжение

Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.

Сеть электроснабжения - комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве

В Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и ОМС поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления гражданами права на жилище. В новом Жилищном кодексе РФ говориться, что органы государственной власти и ОМС содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, используют различные, не запрещенные законом, денежные источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан. [5, с.57]

В Москве с 1991 года последовательно проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целях улучшения содержания жилищного фонда, повышения ответственности за качество выполняемых работ приняты меры по разделению функций заказчика и подрядчика, созданию рынка жилищных услуг. и постепенно увеличиваются платежи граждан за жилищно-коммунальные услуги, малообеспеченным семьям предоставляются субсидии на их оплату. Внедряются ресурсосберегающие технологии и приборы учета расхода воды и тепла. Однако, преобразования в жилищно-коммунальной сфере Москвы не отвечают требованиям времени. Социально-экономическая ситуация в городском хозяйстве, как и по всей стране в целом, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.

В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения. Не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания. Повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и соответствующее им увеличение доли платежей населения в покрытии издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг сдерживается крайне низкими темпами роста жизненного уровня значительной части горожан. В настоящее время около 70% москвичей не имеют возможности приобрести среднее по комфортности жилье и около 20% - оплатить услуги по действующим ставкам и тарифам.

В 1993 году начата реформа управления жилищным фондом. Разделены функции по управлению и эксплуатации жилищного фонда. Созданы Государственные унитарные предприятия - Дирекции единого заказчика, на баланс которых передан жилищный и нежилой фонд, объекты коммунального назначения. Дирекции стали выполнять функции по управлению названным имущественным комплексом. Ремонтно-эксплуатационные управления, управления дорожного хозяйства и благоустройства, другие структуры, ранее являвшиеся подразделениями монополистов - Производственных ремонтно-эксплуатационных объединений районов, перерегистрированы в самостоятельные унитарные государственные предприятия. Осуществляется переход на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования. [6, с.21]

В целях формирования активной конкурентной среды в сфере эксплуатации жилья в Москве с 1993 года привлекаются организации различных форм собственности города на конкурсной основе. В 2000 году начат эксперимент по привлечению путем конкурсного отбора частных компаний к управлению жилищным фондом, что создает предпосылки для разрушения монополизации ДЕЗ и улучшения качества их работы. Во исполнение Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 4.09.2000 г. №882-РП «О проведение эксперимента по привлечению частной компании к управлению жилищным фондом г. Москвы и в целях дальнейшего развития конкурентной среды и совершенствования управления жилищным фондом, а так же во исполнение постановления Правительства Москвы от 27.04.99 №27.04.99 №360 «О ходе выполнения Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве» префектурой Юго-Восточного административного начато проведение эксперимента по привлечению частной компании к управлению жилищным фондом. В рамках проведения эксперимента выпущено соответствующее распоряжения Префекта Юго-Восточного административного округа, в котором утверждены и определены границы территорий и адресный перечень домов, управление которыми будет передано частной компании в микрорайоне Выхино, а так же определено, что на частную компанию выигравшую конкурс должны быть возложены все функциональные обязанности службы заказчика района, кроме ведения работ по паспортному учету населения, регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, проведения мероприятий по гражданской обороне и содержанию объектов гражданской обороны.

Также совершенствуется система контроля за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда. Так, в 1992 году была создана Государственная жилищная инспекция по г. Москве. В Комплексе городского хозяйства создана система контроля за расходованием бюджетных средств. Проводятся мероприятия по применению ресурсосберегающих технологий, внедрению приборов учета расхода воды и тепла. Правительством Москвы принимаются меры по снижению издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда. Разработаны нормативные и методические документы, определяющие принцип планирования и финансирования расходов на эксплуатацию жилья, введены типовые нормативы численности и средств, направляемых на оплату труда в жилищных организациях. Утверждены эксплуатационные нормативы и стандарты, единые формы отчетности и планирования. С августа 1994 года Москва перешла на новый принцип расчетов за жилищно-коммунальные услуги: 1. введена плата за найм; 2. ставки оплаты жилья (услуг технического обслуживания для собственников) дифференцированы, исходя из категории дома; 3. утверждены нормативы потребления коммунальных услуг. При этом установлено, что с потребителями, имеющими приборы учета расхода воды и тепла, расчеты производятся по показаниям этих приборов. Введен порядок, при котором граждане, имеющие более одного жилья, оплачивают жилищные услуги по их фактической стоимости; 4. постановлением Правительства Москвы утвержден порядок и условия аренды помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, введен институт «коммерческого найма», предусматривающий предоставление жилья на определенный срок без ограничения по площади с оплатой услуг по более высокой стоимости; 5. с 1997 года реализуется система страхования жилья.

В период с 1 января 1998 года по 1 января 2001 года количество действующих договоров страхования жилых помещений в г. Москве выросло с 7 271 до 894 899. В ЮВАО процент охвата страхового поля составляет 37% общего числа квартир - это второй показатель по городу. Одновременно с повышением платежей за жилищно-коммунальные услуги распоряжением Премьера Правительства Москвы в 1994 году был создан Городской центр жилищных субсидий, основной функцией которого является предоставление малообеспеченным гражданам жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В городе действует система, при которой право на жилищные субсидии имеют семьи (граждане), чьи платежи на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, превышают предельно допустимую долю расходов. [7, с. 43] Определяющим направлением развития реформы системы жилищно-коммунального хозяйства являются: а) дальнейшая дифференциация ставок оплаты жилищных услуг, с целью приближения платы населения за получаемые услуги к их фактической стоимости; б) придание особого внимания в этой связи институту жилищных субсидий; в) повышение требований к качеству оказываемых услуг путем дальнейшего расширения перечня штрафных санкций за непоставку или некачественную поставку услуг; г) стимулирование организации Товариществ собственников жилья.

Развитие института управления в жилищной сфере формировалось в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и впрямую зависело от целей реформирования, предусмотренных Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ 2001 г. «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации».

Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагала:

- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;

- повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения;

- переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

- увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном при конкурсном отборе организаций, предоставляющих эти услуги;

- ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов;

- увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являлись:

- ликвидация дотационное жилищно-коммунального комплекса;

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Эти цели достигались:

- совершенствованием системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- переходом на договорные отношения и развитием конкурентной среды;

- предоставлением потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсным отбором организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

- внедрением ресурсосберегающих технологий;

- совершенствованием системы социальной защиты населения: упорядочением существующей системы льгот, усилением адресной направленности выделяемых на эти цели средств;

- повсеместным полномасштабным переходом к системе персонифицированных социальных счетов граждан. [8, с.45]

Информация о работе Совершенствование системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Москва)