Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:21, курсовая работа
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Система жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Жилищная политика: сущность, понятие, задачи…………………………..6
1.2 Понятие и элементы Жилищно-коммунального хозяйства………………18
1.3 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве…….22
Глава 2. Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне
2.1 Понятие и перспективы развития Товариществ собственников жилья в г. Москве……………………………33
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы ЖКХ. Создание муниципальной управляющей компании …….57
Заключение…………………………………………………………………….…61
Библиографический список литературы……………………………………….64
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья стало рассматриваться как один из наиболее приемлемых способов защиты прав собственников в жилищной сфере и как элемент демонополизации сферы управления жилищным фондом. При этом предполагалось, что товарищество собственников жилья:
1. способно оказывать влияние на стоимость и качество, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
2. получает реальную возможность
самостоятельно решать вопросы
организации обслуживания и
3. имеет возможность применять
ресурсосберегающие
4. приучает население экономно относиться к предоставляемым жилищно-коммунальным услугам, так как у него появляется возможность прослеживать связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах.
Реформа собственности в жилищной сфере должна была привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
а) конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственников на управление жилищным фондом;
б) конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании. [9, с.32]
Можно подвести некоторые итоги реформирования ЖК сферы на сегодняшний день:
1) построена система межбюджетных отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
2) введена система социальной
защиты граждан при оплате
ими жилого помещения и
3) изменена система
4) создана система органов
5) упорядочена система льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определены источники их финансирования;
6) введена дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества, местоположения и благоустройства;
7) осуществляется переход к
Но многие проблемы в жилищно-коммунальном комплексе остались нерешенными:
- увеличился износ основных фондов;
- недофинансирование ЖКХ продолжается;
- жилищно-коммунальные услуги продолжают предоставляться с высокой затратной частью;
- демонополизация в сфере управления жилищным фондом не наступила;
- сложившаяся система управления жилищным фондом осталась неэффективной;
- дотационность сферы ЖКХ не ликвидирована;
- не созданы условия для привлечения частных инвестиций;
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений.
Недостатки ранее действующей системы договорных отношений были обусловлены следующими обстоятельствами:
- управляющие организации в зависимости от организационно-правовой формы находились в неодинаковых условиях при осуществлении хозяйственной деятельности;
- органы местного самоуправления осуществляли выбор управляющих организаций путем проведения открытых конкурсов на управление жилищным фондом, собственником которого они не являлись;
- при создании управляющих организаций предполагалось, что они будут в системе договорных отношений выступать в интересах собственников жилья и защищать их права как потребителей ЖКУ. Фактически созданные управляющие организации как самостоятельные хозяйствующие субъекты стали выступать в договорных отношениях от своего имени и за свой счет;
- управляющие организации несли убытки в связи с неисполнением населением и бюджетами обязательств по оплате за предоставленные ЖКУ и др. причины.
Стоит отметить, что в период с 2002-2004 гг. началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным кредитам увеличился с 3,6 млрд. руб. до 25-30 млрд. руб., т.е. увеличился более чем в 7 раз. Но все же существенным препятствием развития жилищно-коммунального строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Меры по решению этой проблемы реализованы в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» Программы «Жилище на 2006-2010 гг.».
Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Подпрограмма направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсоэнергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры 2006-2010 гг.
Таблица 2
Приоритеты |
Задачи |
Меры |
Другие реализующие документы |
Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры |
1. Обеспечить условия для адекват 2. Повысить качество |
1.1 Обеспечение земельных 1.2 Сокращение административных
барьеров, развитие рыночной 2.1 Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и привлечение частных инвестиций |
Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой». Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» |
Она предполагает развитие и модификацию утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. №797 подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых на этот сектор.
На сегодняшний день ЖКХ требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций реализованы в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Программы «Жилище на 2006-2010 гг.». [10, с. 43]
Глава 2. Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне
2.1 Понятие и перспективы развития Товариществ собственников жилья в г. Москве
Наряду с другими формами управления ЖКХ на муниципальном уровне можно выделить товарищество собственников жилья. ТСЖ создается с целью совместного и наиболее эффективного управления собственниками жилья многоквартирным домом.
ТСЖ - это некоммерческая организация, объединение собственников помещений (квартир и нежилых) для совместного управления многоквартирным домом и решения вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом. [12, с. 11]
ЖК РФ определяет цели создания ТСЖ:
- совместное управление общим имуществом в многоквартирном доме;
- обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме;
- владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Понятие «управление многоквартирным домом» жилищным законодательством трактуется в более широком смысле, нежели только управление общим имуществом в таком доме. Это связано с тем, что жилое помещение в многоквартирном доме, помимо проживания, предназначено также для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.
В обобщенной форме под управлением жилья следует понимать совершение субъектом управления юридических действий по отношению к объекту управления. С точки зрения прав собственности объектом управления является общее имущество, так как помещением собственник управляет самостоятельно. Общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности всех собственников помещений.
Собственникам помещений принадлежат: право владения (основанная на законе или договоре возможность фактически обладать жилым помещением); право пользования (возможность эксплуатации и использования жилого помещения путем извлечения из него полезных свойств); право распоряжения (возможность определять юридическую судьбу жилого помещения).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Жилыми и нежилыми помещениями собственники управляют самостоятельно, а для управления общим имуществом в многоквартирном доме должны выбрать один из способов управления.
В соответствии сост. 161 ЖКРФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать:
- благоприятные и безопасные условия проживания граждан;
- надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме;
- решение вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме;
- предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
По существу это и является основными целями управления, на основе которых следует формировать критерии оценки деятельности управляющей организации.
Реализация жилищного законодательства в вопросах управления многоквартирными домами предполагает:
1) создание рыночных отношений при предоставлении ЖКУ;
2) вывод управления
3) демонополизацию в сфере
4) привлечение в сферу
5) достижение разумного
6) первостепенное удовлетворение
интересов населения в
7) увеличение спроса на
8) повышение уровня обслуживания
населения: достигается
Управление многоквартирным домом - это, прежде всего, деятельность собственников помещений в многоквартирном доме, направленная на извлечение полезных свойств из имущества, находящегося в их собственности. Так, собственник жилого помещения, приобретая права собственности на жилое помещение в виде квартиры, имел намерение в последующем использовать это помещение для собственного постоянного проживания, а также для проживания членов его семьи.
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) является основанной на членстве некоммерческой организацией, добровольным объединением собственников помещений в многоквартирном доме, для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме (общим имуществом), обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.