Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа
Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании социально-психологического климата коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.
Совершенствование социально-психологического климата (На примере центра красоты и здоровья «Ассоль»)
Введение
Современные кризисные условия негативно сказываются на работе салонов красоты. В первую очередь ухудшения отражаются на клиентском потоке, режиме работы салонов, закрытии некоторых направлений, уменьшении линии продуктов. Все это не лучшим образом сказывается на прибыли салонов красоты и общей психологической атмосфере в этом бизнесе.
В Российской практике роль социально-психологического климата приобретает существенное значение. Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с возросшими требованиями к уровню психологической включенности работника в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Социально контактная часть любой
организации представляет собой
сложную систему компонентов, выражающихся
в первую очередь в формировании
социально-психологического климата
коллектива. Эффективное выполнение
трудовых функций зависит не только
от выполнения организационно-
Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально-психологическим климатом или атмосферой.
Социально-психологический
В общем виде социально-психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный социально-психологический климат - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Центр Красоты и Здоровья «Ассоль». Предметом исследования является процесс формирования и развития климата.
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
. Рассмотреть теоретические
. Провести диагностику
. Определить причины, мешающие
оптимальному развитию
. Разработать проект по
Ограничением дипломного проекта являются организационная культура, адаптация персонала, мотивация, социальная политика, стратегии управления персоналом, формирование имиджа фирмы, корпоративная политика, а также система подготовки и переподготовки кадров.
1. Теоретические основы социально-психологического климата
1.1 Понятие и формирование
«Люди - самый главный ресурс организации, важнейший источник производительности. Знаменитый на весь мир бизнесмен Генри Форд твердо заявлял: «Вы можете забрать мои фабрики, сжечь мои здания, но оставьте мне людей, и я все восстановлю». Действительно, организация не может сама увеличить свою производительность - это могут люди. Они являются действительно ценным достоянием любой организации. Системы устаревают. Здания рушатся. Оборудование изнашивается. А люди могут расти, развиваться и работать более эффективно, особенно если их руководитель знает, на что они способны, и умеет направить их силы в одно русло, что выполняется постановкой общей цели и мотивированием к труду. Поэтому эффективное управление «человеческими ресурсами», создание оптимального социально-психологического климата выдвигается в число критических факторов экономического успеха».
«Изучение социально-психологического климата коллектива издавна привлекает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, сделаны сотни докладов на научных конференциях и симпозиумах. Однако ученым пока так и не удалось окончательно договориться, что же такое социально-психологический климат. Сегодня существует более сотни определений данного явления и не меньшее количество методик его изучения».
«В.М. Шепель одним из первых попытался
раскрыть содержание понятия социально-
«Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе».
«Б.Ф. Ломов включает в понятие
психологический климат систему
межличностных отношений, психологических
по природе (симпатия, антипатия, дружба);
психологические механизмы
Социально-психологический
«Социально-психологический
Анализ различных точек зрения
на содержание понятия социально-
«Структура социально-
Изучение коммуникативных
«Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.
Сплоченность - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Ответственность - контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.
Контактность и открытость - определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними».
«Социально-психологический
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
- в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями;
в коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, помогают новичкам;
в коллективе высоко ценят такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие;
члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности;
успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
Характеристики
в коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом;
в коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими;
такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете;
члены коллектива инертны, пассивны,
некоторые стремятся обособитьс
успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть;
в трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами».
«Большое значение для формирования социально-психологического климата имеет осознание для персонала общих целей с организацией. Если работники преданы своей организации и ее целям, это положительно влияет на работу фирмы. Когда климат компании является «правильным», «сильным» и позитивным, персонал хочет сделать то, что он должны делать. Люди энергично и с энтузиазмом выполняют их работу, потому что они рассматривают цели организации как свои цели, к которым необходимо стремиться. Им не нужно постоянно говорить, что делать и когда делать, они видят, что должно быть сделано и хотят это сделать хорошо. «Направляющей целью и постоянной заботой социально-психологического климата является борьба за «сердца и умы» работников, определение их цели, управление тем, что они думают и чувствуют, а не только тем, как они ведут себя».
Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата