Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа
Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании социально-психологического климата коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.
Для четвертого типа социально-психологического
климата характерно то, что при
отрицательном состоянии
Выделенная типология
«Теоретически и практически важно выявить не просто характер влияния управления на климат коллектива, но и попытаться установить конкретно - что в управлении и на что влияет. Очевидно, это требует использования определенных представлений о системе управления, ее структуре, элементах и характеристиках. В исследованиях можно опираться на теоретическую концепцию, условно именуемую как «организационно-деятельностная концепция управления».
Суть ее заключается в следующем:
система управления коллективом
складывается из формальной и неформальной
подсистем. На одном из «слоев» последней
находятся психологические
Психологическая подсистема в свою
очередь носит системный
) организация деятельности
) организация управления - психологические факторы, характеризующие устойчивые признаки деятельности и взаимодействия всех лиц, участвующих в реализации функций управления (факторы организационного порядка - ценностно-целевые, организационно-управленческие отношения, познавательно-коммуникативные, связанные с организацией информационного обеспечения управления, и управленческие воздействия).
Обслуживающие психологические факторы образуют третью группу факторов психологической подсистемы (текущие - принятие текущих решений, распределение и доведение заданий, мобилизации). Эти основные три группы факторов взаимосвязаны.
Наиболее устойчивые, долговременные влияния идут от первой ко второй и далее к третьей, а ситуативные - в обратном направлении.
Таким образом, исследование влияния системы управления, ее элементов и характеристик на социально-психологический климат требует установления взаимосвязей изложенной совокупности психологических факторов. Соблюдение этого условия позволяет не только установить роль управления, но и выявить то, что в нем самом деле и как оказывает влияние на социально-психологический климат».
«Излагаемый подход характерен системной ориентацией по отношению к изучаемым объектам. Реальное положение дел в них не может быть изучено и усовершенствовано вне понимания того, что они лишь одно из звеньев системы управления, связанных многочисленными отношениями и зависимостями со «средой». Необходимо исследовать все психологические явления в коллективе не только в их внутренней связи и зависимостях, но и в их внесистемном обусловливании. В комплекс последних входят:
) надсистемные связи и
) горизонтальные влияния - взаимодействия
с подчиненными, находящимися на
одном уровне системы управлени
) подсистемные - влияния со стороны
особенностей правопорядка и
населения. По своим
Предложенная типология
С теоретических позиций эти
три группы зависимостей лежат в
основе трех психологически значимых
путей оптимизации социально-
Социальное восприятие особенностей управления - не единственный компонент, опосредствующий влияние системы управления на социально-психологический климат коллектива. В числе таких факторов могут быть и личностно-групповые психологические характеристики: особенности личности, уровень развития психологии коллектива, эффективность его деятельности.
В качестве методологического подхода
к определению влияния
«Однако определять социально-психологический климат только по критерию удовлетворенности представляется сложным, поскольку можно быть удовлетворенным низким уровнем организации управления и неудовлетворенным эффективной управленческой деятельностью руководителей. В этой связи Б.Д. Парыгин отмечает, что не сама удовлетворенность, а скорее неудовлетворенность достигнутым, постоянное стремление превзойти взятые рубежи, критическое отношение к состоянию дел и своим усилиям - вот более достойная альтернатива для оценки социально-психологического климата коллектива.
В коллективах со зрелым социально-психологическим климатом величина положительных оценок управленческой деятельности самая высокая. Для данных коллективов наряду с высокой управленческой деятельностью характерна максимальная удовлетворенность такими характеристиками, как сплоченность членов коллектива, их профессиональная подготовленность, участие большинства членов коллектива в воспитательной работе. Не случайно в данных коллективах установлена самая высокая степень удовлетворенности его членов своей работой, независимо от должностных категорий.
Для коллективов с «отстающим» климатом свойственна самая низкая степень удовлетворенности его членов анализируемыми характеристиками. Примечательной особенностью данных коллективов является то, что при относительно высоких результатах деятельности и устойчивой системе управления удовлетворенность ими низкая.
В коллективах с перспективным
социально-психологическим
В коллективах с незрелым социально-психологическим
климатом (в сравнении с «отстающим»
и «перспективным») установлена
более высокая степень
«Теоретические предположения
о влиянии элементов и
Также может выявляться опосредствующая
роль эмоциональных реакций
Правильное понимание членами коллектива управленческой деятельности руководителей и адекватное отражение основных элементов системы управления, особенностей влияния детерминирующих психологических факторов, влияния на эффективность деятельности зависят от типа климата, что подтверждает необходимость значительного улучшения системы управления и повышения в нем роли социально-психологического климата».
.3 Взаимовлияние стиля управления и социально-психологического климата
«Важнейшей проблемой в
Руководитель оказывает
установка на всеобщую организованность;
установка на псевдоинициативу (представление себя новаторами);
установка «флюгера» (абсолютным критерием важности и эффективности любой работы служит мнение о ней вышестоящего руководства).
Таким образом, при бюрократическом стиле руководства происходит деформация коллективных целей трудовой деятельности, выступающая источником возникновения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах».
«Демократический стиль - руководитель этого типа сочетает в своей работе ориентацию, как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководителя получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива».
«Директивный стиль руководства основывается на жестких и односторонних требованиях, предъявляемых в форме приказов, распоряжений, указаний. Этот стиль выражается в стремлении руководителя к единовластию, единоличному принятию решений и при определенных условиях порождает тип авторитарного руководителя жесткого, бездушного и часто несправедливого.
При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.
Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата