Совершенствование управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о процессе формирования организационной структуры управления, а также комплексное исследование теоретических, методологических и практических вопросов построения организационной структуры управления предприятием и разработка конкретных рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях рыночной экономики, рассмотрение проектирования организационной структуры на примере конкретного предприятия.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы изучения организационных структур управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Понятие организационных структур управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Типы структур управления организациями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Новые подходы к формированию организационных структур управления на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава 2. Анализ структуры управления на предприятии ЗАО « Белгородский цемент». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1 Общая характеристика организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия ЗАО « Белгородский цемент» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ЗАО «Белгородский цемент». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
3.1 Обоснование необходимости совершенствования организационной структуры управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием ЗАО «Белгородский цемент» . . . . . . . . .34
3.3 Внедрение мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 306.34 Кб (Скачать файл)

Зарегистрировано «___»_____20___г.

                              ________ __________________________

                                                         Подпись       (расшифровка подписи)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА  МЕНЕДЖМЕНТА  ОРГАНИЗАЦИИ

 

«Совершенствование  управления на предприятии»

В-4.

 

 

Курсовая работа студентки

очного отделения 2 курса 

Научный руководитель:

 

 

БЕЛГОРОД  2012

 

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Теоретические основы изучения организационных структур управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1Понятие организационных  структур управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2Типы структур управления организациями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.3   Новые подходы к формированию организационных структур управления на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Глава 2. Анализ структуры управления на предприятии ЗАО « Белгородский цемент». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

2.1 Общая характеристика  организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2.2 Анализ организационной  структуры управления предприятия   ЗАО « Белгородский цемент» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ЗАО «Белгородский цемент». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

3.1 Обоснование необходимости  совершенствования организационной  структуры управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

3.2 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием ЗАО «Белгородский цемент» . . . . . . . . .34

3.3 Внедрение мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

 

Введение

Актуальность темы. Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.

Актуальность совершенствования  организационных структур управления обусловлена необходимостью приведения их в соответствие с требованиями рыночной экономики. За годы экономического реформирования не произошло сколько-нибудь существенных изменений в организации  и построении бюрократических систем, доставшихся нам от централизованного  планирования и управления. Остаются неупорядоченными и нерешёнными  проблемы рационального построения организационных структур, распределение  прав и ответственности на различных  уровнях управления, установления эффективных  организационных связей.

Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о процессе формирования организационной структуры управления, а также комплексное исследование теоретических, методологических и практических вопросов построения организационной структуры управления предприятием и разработка конкретных рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях рыночной экономики, рассмотрение проектирования организационной структуры на примере конкретного предприятия.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи:

  • определить понятие, сущность и типы организационных структур управления;
  • выявить преимущества и недостатки различных типов организационных структур;
  • изучить теоретические основы формирования организационной структуры управления;
  • проанализировать организационную структуру управления ЗАО «Белгородский цемент»;
  • предложить наиболее эффективную организационную структуру управления для ЗАО «Белгородский цемент».

Объектом данной курсовой работы является система управления ЗАО «Белгородский цемент».

Предметом исследования - организационная структура управления ЗАО «Белгородский цемент».

Структура и содержание работы определены целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры  управления

1.1Понятие организационных структур управления

Термин "организация" с французского переводится как строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры. Понятие "структура" в переводе с латинского обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание "организационная структура" чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации.

В научной литературе понятие "структура" имеет определенное концептуальное значение. "Структура  есть множество элементов, которые  находятся во взаимодействии в специфическом  порядке для осуществления функций"[15, с. 21].

Структура - один из важнейших  компонентов системы, отличающейся от структуры наличием целевой ориентации и придающей системе определенную направленность. Организационная структура  включает в себя две составные  части - структуру и организацию. Под структурой понимается форма  упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему. Структура при этом отражает внутреннюю форму организации, систему и ее статистику. Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру[1,стр.74]. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию. Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию. Веснин В.Р. в своем учебнике "Менеджмент" дает определение управленческой структуре как совокупности органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами.

В учебном пособии "Основы менеджмента" под редакцией С.Г. Лопатиной указано: «Организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента»[2,стр. 29]. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.

Таким образом, в рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение.

 Вывод: Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления.

 

1.2Типы структур управления  организациями

В современной теории менеджмента  выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально  различных основаниях и имеют  специфические черты, позволяющие  выявлять сферы их рационального  использования и перспективы  дальнейшего развития.

 Исторически первым  сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер[3, стр.67]. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы[4, стр.58]:

1) четкое разделение труда,  использование на каждой должности  квалифицированных специалистов;

2) иерархичность управления, при  которой нижестоящий уровень  подчиняется и контролируется  вышестоящим; 

3) наличие формальных  правил и норм, обеспечивающих  однородность выполнения менеджерами  своих задач и обязанностей;

4) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Бюрократические структуры  управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель.

Второй упомянутый - органический - тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.

В исходном определении органического  типа структуры подчеркивались такие  ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более  высокая гибкость, меньшая связанность  правилами и нормами, использование  в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить  перечень свойств, характеризующих  органический тип структуры управления[5, стр. 26]:

  1. Решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.
  2. Обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.
  3. Главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации.

Реальный переход к  органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают  меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности и т.п.), развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в партнерские отношения).

Иерархические (бюрократические) типы структур

Линейная организационная  структура управления компании

 

Многоуровневая иерархическая  система управления, в которой  вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а  нижестоящие руководители подчиняются  только одному лицу - своему непосредственному  вышестоящему руководителю.

Рис.1. Линейная организационная  структура управления

Область применения – малые предприятия.

 

Линейно-функциональная (смешанная) организационная структура управления компании

 

Линейно-функциональная структура  органов управления, состоит из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

специализированных обслуживающих  функциональных подразделений.

Область применения – малые и средние предприятия.

 

Рис.2. Линейно-функциональная организационная структура управления. Пунктирные горизонтальные линии показывают горизонтальные управляющие (рекомендательные) связи.

Функциональная  организационная структура управления компании

Функциональная структура  основана на принципе специализации  организационных подструктур по функциональным признакам (производство, НИОКР, маркетинг, снабжение и др., т.е. однородных видов деятельности). Каждая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу Высшего руководства, ответственному за это направление деятельности.

Область применения – малые и средние предприятия с большим количеством специализированных работ в организации.

 

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис.3. Функциональная организационная структура управления. Сплошные горизонтальные линии показывают горизонтальные управляющие (обязательные) связи.

Органические (адаптивные) структуры управления

  В противоположность традиционным бюрократическим, управленческие структуры органического типа проявляют способность быстро перестраиваться, приспосабливаясь к изменяющимся внешним условиям.

Информация о работе Совершенствование управления на предприятии