Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа
Предметом исследования является методы управления на данном предприятии, а в частности социально-психологический климат и его влияние на эффективность управления коллективом.
Задачи курсовой работы:
- изучение научных основ управления трудовым коллективом в современном обществе;
- проанализировать известные методы управления человеческими ресурсами, их сущность и взаимосвязь;
- обосновать необходимость и преимущество использования социально-психологических методов управления на предприятии;
- показать значение социальных факторов в формировании личности и трудовых коллективов;
- обосновать большое значение и взаимосвязь между благоприятным психологическим климатом в коллективе и эффективностью производства.
Введение………………………………………………………………………3
1.Система методов управления персоналом…………………………………...5
2.Организационно-экономическая и финансовая характеристика РУП”УчхозБГСХА”……………………………………………………………..13 3.Коллектив как объект социально-психологического воздействия…..... …26
3.1.Понятие трудового коллектива. Структура коллектива в организации………………………………………………………….................26
3.2.Роль социально-психологического климата (СПК) в жизнедеятельности личности и коллектива …………………………………………………………29
3.3.Социальные роли и ответственность личности……………………….33
3.4.Личность. Индивидуально-типологические свойства личности…….36
3.5.Значение социальных факторов в формировании личности и коллектива на примере РУП”Учхоз БГСХА”………………………………..39
4.Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально-психологических методов управления………………….41
Заключение…………………………………………………………………..48
Список используемой литературы…………………
Введение…………………………………………………………
1.Система методов управления персоналом…………………………………...5
2.Организационно-
3.1.Понятие трудового коллектива.
Структура коллектива в организации…………………………………………………
3.2.Роль социально-психологического климата (СПК) в жизнедеятельности личности и коллектива …………………………………………………………29
3.3.Социальные роли и ответственность личности……………………….33
3.4.Личность. Индивидуально-типологические свойства личности…….36
3.5.Значение социальных факторов в формировании личности и коллектива на примере РУП”Учхоз БГСХА”………………………………..39
4.Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально-психологических методов управления………………….41
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………......
Приложение……………………………………………………
Формирование рыночной экономики, либерализации общественных отношений, приватизации собственности привели к необходимости активизации человеческого фактора. Сегодня поиск путей и создание условий более эффективного использования социально-психологического потенциала личности является важнейшим фактором повышения результативности деятельности любой организации.
Чтобы воздействие
на коллектив было наиболее
результативным, необходимо не только
знать моральные и
Целью курсовой работы является изучение и анализ основных методов управления трудовым коллективом, а также сам трудовой коллектив и роли каждой личности в организации; рассмотрение понятия и сущности социально-психологического климата, факторов, влияющих на его формирование, формы проявления СПК. Объектом исследования является РУП ”Учхоз БГСХА”.
Предметом исследования является
методы управления на данном предприятии,
а в частности социально-
Задачи курсовой работы:
- изучение научных основ
управления трудовым
- проанализировать известные
методы управления
- обосновать необходимость
и преимущество использования
социально-психологических
- показать значение социальных факторов в формировании личности и трудовых коллективов;
- обосновать большое значение
и взаимосвязь между
При написании данной курсовой работы была использована научная и методическая литература отечественных авторов, а также статьи из журналов, посвященных изучению взаимоотношениям в трудовом коллективе, социально-психологическому климату.
1.Система методов управления персоналом
Метод (от греч.methodos – путь исследования, теория, учение) в общем смысле означает путь к цели, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Метод – это
совокупность приёмов или
Система методов управления
(управляющего воздействия)
В числе
основных методов руководства
выделяют методы убеждения и
методы принуждения, которые
Также
методы руководства можно
-прямое стимулирование:
поощрение, наказание, критика,
-косвенное стимулирование: личный пример руководителя, создание ориентирующих ситуаций.
Методы
распорядительства базируются
Указанные методы дают ощутимый результат только при соблюдении общих для них требований:
-объективности;
-научной обоснованности;
-конкретности;
-системности;
-соответствия
правовым и морально-
-воспитательной направленности.
Таким
образом, сущность любого метод
Методами управления персоналом называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Все методы делятся на пять групп:
1.организационно – распорядительные (административные);
2.правовые;
3.экономические;
4.социально-психологические;
5.педагогические.
Организационно
– распорядительные методы
Организационное
воздействие вытекает их тех
функций и требований, которые
определены действующими
Распорядительное воздействие направлено на обеспечение слаженной работы аппарата управления.
К организационно
– распорядительным методам
1.формирование
организационной структуры
2.установление
системы документооборота и
3.разработка
локальных нормативно –
4.издание приказов и распоряжений;
5.подбор и расстановка кадров.
К правовым методам относят:
1.соблюдение
норм гражданского и
2.соблюдение норм трудового права;
3.исполнение норм локальных нормативно – правовых актов;
4.административная, дисциплинарная, материальная ответственность за нарушение правовых норм.
Экономические методы управления используют экономические и материальные интересы персонала. Основными элементами таких методов являются:
1.технико-экономический анализ;
2.технико-экономическое обследование;
3.прогнозирование и планирование;
4.материальное стимулирование;
5.ценообразование;
6.налоговая система;
7.экономические нормы и нормативы;
8.хозяйственный расчёт.
Социально
– психологические методы
1.социальный анализ в коллективе работников;
2.социальное планирование;
3.участие работников в управлении;
4.социальное развитие коллектива;
5.психологическое
воздействие на работников: формирование
групп; создание нормального
6.моральное стимулирование;
7.развитие у работников инициативы и ответственности.
Социальное воздействие реализуется путём разработки и внедрения планов социального развития трудовых коллективов, направленных на улучшение социальной структуры работающих, повышение квалификации работников и качества трудовой жизни, удовлетворение всех потребностей человека. Этому процессу предшествует анализ условий труда и отдыха работающих, их интересов и запросов, социально-психологического климата, личностных качеств руководителей и применяемых ими стилей управления. При этом используются разные методы исследования: от наблюдения и опроса до социометрического метода.
Психологическое
воздействие основано на
Референтный
метод основан на стремлении
личности к положительной
Экспертное
давление имеет место, когда
один из партнёров по общению
прибегает к демонстрации
Информационное
давление основано на
Средством
информационного давления
При чувственном
(сензитивном) давлении у
Умелое использование
социально-психологических
Педагогические методы управления опираются на воспитание, систематическое и целенаправленное воздействие на личность с целью улучшения подготовки к производственной и непроизводственной деятельности. Особо важны такие методы для руководителей низшего звена – мастеров, бригадиров.
Основными
формами педагогических
1.беседа, выступление на собрании;
2.дискуссия;
3.распоряжения, замечания;
4.личный пример руководителя и обучение.
Беседа проводится
с подчинённым с целью