Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа
Предметом исследования является методы управления на данном предприятии, а в частности социально-психологический климат и его влияние на эффективность управления коллективом.
Задачи курсовой работы:
- изучение научных основ управления трудовым коллективом в современном обществе;
- проанализировать известные методы управления человеческими ресурсами, их сущность и взаимосвязь;
- обосновать необходимость и преимущество использования социально-психологических методов управления на предприятии;
- показать значение социальных факторов в формировании личности и трудовых коллективов;
- обосновать большое значение и взаимосвязь между благоприятным психологическим климатом в коллективе и эффективностью производства.
Введение………………………………………………………………………3
1.Система методов управления персоналом…………………………………...5
2.Организационно-экономическая и финансовая характеристика РУП”УчхозБГСХА”……………………………………………………………..13 3.Коллектив как объект социально-психологического воздействия…..... …26
3.1.Понятие трудового коллектива. Структура коллектива в организации………………………………………………………….................26
3.2.Роль социально-психологического климата (СПК) в жизнедеятельности личности и коллектива …………………………………………………………29
3.3.Социальные роли и ответственность личности……………………….33
3.4.Личность. Индивидуально-типологические свойства личности…….36
3.5.Значение социальных факторов в формировании личности и коллектива на примере РУП”Учхоз БГСХА”………………………………..39
4.Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально-психологических методов управления………………….41
Заключение…………………………………………………………………..48
Список используемой литературы…………………
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
3.5. Значение
социальных факторов в
В формировании личности и трудовых коллективов большое значение имеют социальные факторы. Прослеживается взаимосвязь между производительностью труда, социально-психологических показателей в различных подразделениях и уровнем социально-бытового обеспечения, оплаты труда различных категорий работников. Достижению высокой производительности труда способствует высокий уровень организации и условий труда, содержания выполняемой работы, а также соответствующая работе оплата труда. Следует отметить, что получению максимальных результатов способствует применение различных форм материального и морального вознаграждения.
Межличностные отношения, возникающие в процессе общения людей в коллективе, определяют его основное настроение, проявляющиеся в индивидуальном самочувствии и оценки условий жизни и работы личности в коллективе, создают общественно-психологическое явление, получившее название социально-психологического климата.
На современном
этапе развития общества изучение и
совершенствование социально-пс
По результатам анкетного опроса путем анализа ответов членов коллектива на вопросы, характеризующие сложившиеся отношения между членами коллектива, его руководителями и специалистами был определен коэффициент социально-психологического климата. Результаты анкетного опроса представлены в таблице №3.1.
Таблица 3.1.
Результаты анкетного опроса
Опрашиваемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Сумма баллов по анкете |
19 |
19 |
23 |
19 |
20 |
19 |
22 |
20 |
Индивидуальный коэффициент |
0,25 |
0,25 |
0,31 |
0,25 |
0,27 |
0,25 |
0,29 |
0,27 |
Коэффициент СПК коллектива |
0,27 |
где индивидуальный коэффициент определяется отношение суммы фактических оценок к максимально возможным и определяется по формуле:
ΣΝ
К кл.и = ————;
m
где ΣΝ – сумма баллов фактически выбранных оценок, m – максимально возможная оценка (75). Коэффициент СПК коллектива рассчитывается по формуле:
ΣК кл.инд
К кл.кол = ————;
n
где ΣКи - сумма индивидуальных коэффициентов СПК, n – количество членов коллектива.
Состояние
отношений в первичном
4.Совершенствование
управления первичными
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения.
План социального развития - совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива. В центре их не производимая продукция, а человек как производитель и потребитель, как социально активная личность. В планировании социального развития трудовых коллективов особое теоретическое и практическое значение имеет определение целей и задач разрабатываемых планов. От того, насколько четко сформулированы цель и задачи достижения цели, зависят направленность теоретических разработок и эффективность социального планирования на практике.
При разработке плана социального развития производственного коллектива важно не только определить четкие параметры: показатели и сроки каждого мероприятия, темпы и пропорции, но и предусмотреть ограничения нежелательных тенденций, стимулировать социально прогрессивные. С этой целью используется целая система рычагов и стимулов (престижность профессии и место работы, традиции предприятия и т.д.).
Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.
На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.
На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.
На третьем -
разработочном этапе
На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.
В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Очень во многих ситуациях группа с представителями одного типа поведения оказывается мало работоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить инициативу или только любители командовать;
— необходимо оптимально
— отсутствие лишних
избыток членов группы ведет к ее неустойчивости: появляется почва для
возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место и получить продвижение по работе или в связи с возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдельных работников при наличии лишних лиц:
— служебный этикет, который начинается с внешнего вида.
На работе неуместна слишком
бросающаяся в глаза, так
Не рекомендуется говорить за спиной человека ничего такого, что вы не
могли бы сказать ему прямо.
Приветствие. Первым здоровается входящий. Кстати, если накануне
создалось между ним и кем-то некое напряжение, то именно это короткое,
обязательное приветствие часто помогает снять его безболезненно для
самолюбия. Здороваться за руку не обязательно, а если в комнате работает
несколько человек, то и не нужно.
На работе человек обязан быть корректным, не навязывать никому своих
переживаний и тем более не пытаться на ком-то "сорвать зло";
— применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения и т. п.).
На формирование определенного СПК оказывает влияние совместимость его членов, которая понимается как наиболее благоприятное сочетание свойств характера работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу. Совместимость между членами коллектива может быть трех видов: физиологическая, социальная и психологическая.
Физиологическая совместимость характеризуется, прежде всего, соответствием членов коллектива друг другу и выполняемой работе, их физических данных, силы, ловкости, роста, натренированности, выносливости и т.п., что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручения отдельных видов работ.
Социальная совместимость выражается в совпадении интересов взглядов, убеждений, в сходстве социальных установок и ценностей. Стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям, общность мировоззрения сближает и сплачивает людей.
Психологическая совместимость предполагает оптимальное сочетание личных психологических свойств и определяется соответствием членов коллектива друг другу по характеру, темпераменту, эмоционально-волевым качествам, что ведет к более полному взаимопониманию.
Социально – психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива.
Социально-психологические
Социально-психологические
№ |
Методы |
Пример |
1. |
Методы социального нормирования |
Разработка и утверждение коллективом норм поведения (кодекс чести и т.п.) |
2. |
Методы воспитания |
Принятие форм морали через агитацию, убеждение и т.п. |
3. |
Методы поведения,
социально-трудовой активности. |
Соревнование, обмен опытом, новаторство, критика, самокритика, пропаганда, агитация и т.д. |
4. |
Методы социальной преемственности |
Посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания вечера, конкурсы на лучшего по профессии. |
5. |
Методы социального стимулирования |
Поощрение членов коллектива |
В наше время очень важно выработать новые модели поведения, которые бы позволили руководителю успешно осуществлять управление в условиях изменчивого общества. Одно из наиболее приоритетных направлений в исследованиях современного менеджмента - разработка индивидуальных факторов эффективного управления группой, которые обеспечиваются личностными качествами руководителя и его высоким уровнем профессионализма.