Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа
Предметом исследования является методы управления на данном предприятии, а в частности социально-психологический климат и его влияние на эффективность управления коллективом.
Задачи курсовой работы:
- изучение научных основ управления трудовым коллективом в современном обществе;
- проанализировать известные методы управления человеческими ресурсами, их сущность и взаимосвязь;
- обосновать необходимость и преимущество использования социально-психологических методов управления на предприятии;
- показать значение социальных факторов в формировании личности и трудовых коллективов;
- обосновать большое значение и взаимосвязь между благоприятным психологическим климатом в коллективе и эффективностью производства.
Введение………………………………………………………………………3
1.Система методов управления персоналом…………………………………...5
2.Организационно-экономическая и финансовая характеристика РУП”УчхозБГСХА”……………………………………………………………..13 3.Коллектив как объект социально-психологического воздействия…..... …26
3.1.Понятие трудового коллектива. Структура коллектива в организации………………………………………………………….................26
3.2.Роль социально-психологического климата (СПК) в жизнедеятельности личности и коллектива …………………………………………………………29
3.3.Социальные роли и ответственность личности……………………….33
3.4.Личность. Индивидуально-типологические свойства личности…….36
3.5.Значение социальных факторов в формировании личности и коллектива на примере РУП”Учхоз БГСХА”………………………………..39
4.Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально-психологических методов управления………………….41
Заключение…………………………………………………………………..48
Список используемой литературы…………………
Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиваться или в несколько раз уменьшаться.
На современном этапе развития общества изучение и совершенствование социально-психологического климата становятся неотъемлемой составной частью успешного управления и практически должно реализовываться как в планах развития организаций, так и в повседневной работе руководителей производства. В связи с этим социальная психология разработала и внедрила методы изучения социально-психологического климата, позволяющие совершенствовать управление процессом его формирования.
Специфика социально-психологич
В различных научных центрах занимались разработкой методик изучения социально-психологического климата такие исследователи как В.И. Антонюк, Б.А. Буйвол, В.Я. Квитко, Н.Е. Мансуров, Г.А. Моченое, М.Н. Ночевник, Б.Д. Парыгин, А.Ю. Шалыто, О.С. Михалюк, А.Н. Лутошкин, А.А. Русалинова, В.Ф. Тарасевич, Я.Л. Коломинский и др. Сейчас насчитывается несколько десятков работ, в которых уточняются показатели социально-психологического климата, анализируются связи между ними.
Для разработки методики исследования социально-психологического климата важное значение имеет измерение взаимоотношений, которые в каждом коллективе могут складываться по-разному.
Существенное место в системе методов диагностического исследования социально-психологического климата занимает анализ и оценка полученных данных. Эти данные включают в себя моделирование структуры социально-психологического климата по результатам эмпирических исследований и оценку уровня его оптимальности.[4,с.16-20]
Характер
отношения между работниками
и отношений к труду,
В зависимости от направленности влияния на личность СПК может быть положительным или отрицательным, здоровым или нездоровым, благоприятным или неблагоприятным.
Благоприятный
климат царит в тех
Неблагоприятный
климат в коллективе
Основными
факторами, оказывающими
-нравственные, деловые, социально-психологические и педагогические качества личности руководителя;
-размер коллектива;
-уровень организации производства, труда и управления;
-активность
профсоюзов и других
Каждый коллектив несёт в себе определённые особенности, обусловленные родом его деятельности и условиями, в которых осуществляется его деятельность.
В каждом
коллективе складываются свой
психологический климат и
Процесс
развития коллектива и
1.первичный
синтез(диффузное объединение)-
2.дифференциация-образуются
малые группы, наблюдается борьба
за влияние в них,
3.синтетическая
стадия -наступает, когда в
На каждой
из стадий своего развития
в коллективе происходят
О психологическом состоянии коллектива судят по таким признакам, как:
-сплочённость
-взаимное тяготение людей
-совместимость людей в коллективе -соответствие личностных целей, стремлений, ценностям групповым;
-восприятие или отклонение нововведений -следование традициям, обычаям, привычкам.
Основными путями ускорения формирования коллектива и улучшения его СПК являются:
1)внедрение эффективной системы подбора, подготовки, повышения квалификации и выдвижения кадров;
2)привлечение в актив наиболее опытных и авторитетных работников;
3)установление
эффективной системы обмена
4)создание и
поддержание корпоративной
5)тесное и умелое взаимодействие руководителя с советом предприятия и общественными организациями и т.п.[с.110-113]
3.3. Социальные роли и ответственность личности
Любой работник,
будучи членом производственного коллектива,
занимает ту или иную позицию (положение) в данной системе
управленческих отношений. Эта социальная
позиция обусловлена прежде всего профессионально-
Существует
много определений понятия «
Образцы поведения, ожидаемого от личности в производственном коллективе, обусловливаются как организационно-технической, так и социальной сторонами производства. Так, будучи членом производственной бригады, человек должен выполнять определенные обязанности, действуя при этом в соответствии с предписанными ему образцами поведения.' Данные ролевые требования исходят не только от бригады, но и от всего коллектива предприятия, и от общества в целом. Рабочий, например, должен соблюдать технологию производства, правила техники безопасности, дисциплину труда и т.д. Если его деятельность вполне соответствует ожидаемому образцу, она считается успешной.
Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных — социальной роли и Я. Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Исследования показывают, что далеко не всегда официально установленные цели коллектива совпадают с тем направлением, которое, по мнению ряда его членов, должно быть главным. Порой обнаруживается, что цели, признанные официально как первостепенные, не воспринимаются в качестве таковых некоторыми работниками.
Эффективность выполнения работником должностных обязанностей обусловлена также и особенностями его самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. Встречаются ситуации, когда субъективное понимание и оценка личностью отдельных элементов своей должностной роли не полностью соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны коллег, товарищей по работе.
Для успешного
выполнения организационных ролей
необходимо не только знание и понимание
официальных предписаний, но
также моральная готовность работника
принять данную роль, и, наконец, его
последующая активность. Тогда официальные
ролевые предписания подкрепляются
соответствующими требованиями человека
к самому себе.
Большое влияние на командные процессы оказывают особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды.
Лидерство - это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. З.Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны -индивидуальный, с другой - групповой. Современный лидер - обязательно стратег, но его не исключает также участия сотрудников в формулировке целей и принятия решений.
Общее лидерство в группе складывается на основе нескольких компонентов:
1. Эмоциональный;
2. Деловой;
3. Информационный.
Эмоциональный лидер ( «сердце» группы ). Это человек, к которому каждый может обратиться за сочувствием.
Деловой лидер ( «руки» группы ). С ним хорошо работается, он может организовать любое дело, наладить деловые связи, обеспечить успех дела.
Информационный лидер ( «мозг» группы). Все обращаются к нему за помощью, т.к. считают его эрудитом, который все знает, и может найти любую информацию.
3.4. Личность.
Индивидуально-типологические
Взаимоотношения в коллективе,
его сплоченность в значительной мере
зависят от того, что собой представляют
сами члены коллектива, каковы их личностные
качества и культура общения, проявляющаяся
в степени эмоциональной теплоты, симпатии
или антипатии. Трудовой коллектив
формируется из отдельных работников,
наделенных разными психическими свойствами,
обладающими различными социальными характеристиками.
Личность - 1) человек как субъект социальных
отношении и сознательной деятельности;
2) определяемое включенностью в социальные
связи системное качество индивида, формирующееся
в совместной деятельности и общении.
Среди особенностей человека, которые обуславливают характер его психической деятельности, является индивидуально-типологические свойства личности, иными словами его темперамент.
Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента.
Существует 4 основных типа темпераметра:
Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движения, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности.
Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, чисто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства