Совершенствование внутренней среды ООО «Покров»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Цель бакалаврской работы: рассмотреть особенности формирования эффективной внутренней среды организации и найти пути её совершенствования.
Задачи бакалаврской работы:
1) изучить теоретические аспекты внутренней среды;
2) проанализировать внутреннюю среду в ООО «Покров»;
3) разработать методы по совершенствованию внутренней среды в ООО «Покров».

Файлы: 1 файл

Dipl_s_probelom (2).docx

— 261.44 Кб (Скачать файл)

Введение

Под внутренней средой организации понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий  механизм, направленный  на оптимизацию  научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она  включает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени [15, с.123].

Успешное развитие фирмы  зависит от внутренней среды организации. Внутренний климат компании, доверие и обязательства – это главные факторы успеха фирмы.

Необходимо проводить анализ внутренней среды, для того, чтобы своевременно выявлять проблемы, разрабатывать методы устранения данных проблем и совершенствовать внутреннюю среду организации [13, с.230].

Многие авторы изучают  проблему внутренней среды на предприятии.

Румянцева З.П. считает: «Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами внутренней среды, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития» [17, с.54].

Объект изучения: ООО «Покров».

Предмет изучения: внутренняя среда в ООО «Покров».

Цель бакалаврской работы: рассмотреть особенности формирования эффективной внутренней среды организации и найти пути её совершенствования.

Задачи бакалаврской работы:

1) изучить теоретические аспекты внутренней среды;

2) проанализировать внутреннюю среду в ООО «Покров»;

3) разработать методы по совершенствованию внутренней среды в ООО «Покров».

Источники исследования: трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ, устав ООО «Покров» от 10.10.1992 г., структура и штатная численность персонала, экономическо-финансовые отчеты за 2010 - 2012 гг.

 Совершенствование внутренней среды организации способствует эффективному развитию организации и достижению поставленных целей.

Бакалаврская работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность и понятие внутренней среды организации

1.1 Понятие и структура внутренней среды

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации, основные составляющие компоненты организации, которые оказывают непосредственное влияние на ее функционирование. Хозяйствующий субъект должен знать факторы внутренней среды, воздействующие на него с целью повышения эффективности производства через конкретные управленческие решения. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области изучения спроса, рынков сбыта, источников сырья, методов ценообразования, подбора и планирования персонала, что должно обеспечить повышение эффективности производства [11, с.103].

Майкл Мескон рассматривает пять переменных – цели, задачи, структуру, технологию, люди [14, с.162].

Цель – основной элемент внутренней среды в организации. Ни одна из организаций не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена ее цель – то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем.

Задача – это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Структура предприятия – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных подсистем предприятия, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей предпринимательской деятельности. Структура управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи [14, с.163].

Технологии – способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации. Технология — методы для  рационального выполнения работ.

Люди. Люди являются основой  любой организации. Без людей  нет организации. Люди в организации  создают ее продукт, они формируют  культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Использование человеческого потенциала - необходимое условие для достижения предпринимательских целей предприятия.

Факторы внутренней среды. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [14, с.167].

Кадровый срез:

– взаимодействие менеджеров и рабочих;

– найм, обучение и продвижение кадров;

– оценка результатов труда и стимулирование;

– создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез:

– коммуникационные процессы;

– организационные структуры, нормы, правила;

– распределение прав и ответственности, иерархия подчинения.

Производственный срез :

– изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства;

– обслуживание технологического процесса;

– осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как  бы полностью пронизывается организационной  культурой, которая так же, как  вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации [10, с.37].

Родин О.М. отмечает: «Организационная культура главный фактор внутренней среды организации. Которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия» [16, с.99].

Организационная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством сотрудников.

Представление об организационной  культуре дает наблюдение того, как  сотрудники трудятся на своих рабочих  местах, как они общаются друг с  другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание  организационной культуры может  быть улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры на предприятии и какие критерии служат для продвижения работников [10, с.40].

 

1.2 Оценка и методы анализа внутренней среды организации

Анализ внутренней среды  представляет собой процесс, посредством  которого разработчики стратегического  плана контролируют внутренние по отношению  к организации факторы окружения, чтобы определить возможности и  угрозы для организации. Включает в себя оценку основных функциональных зон организации.

Анализ использования трудовых ресурсов. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей [9, с.121].

Административно – управленческий персонал необходимо проверить на соответствие фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности и изучить вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по возрасту, стажу работы, образованию. Поскольку они происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание.

Если предприятие расширяет  свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие  места, то необходимо определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения. 

Анализ производства и  реализации продукции. Одной из основных задач предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Основные задачи:

– оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

– определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более  полно удовлетворять потребности  общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Задачи анализа:

– определить обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными фондами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям;

– установить причины их изменения;

– рассчитать влияние использования основных фондов на объем производства продукции и другие показатели;

– изучить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования; выявить резервы повышения эффективности использования основных средств [9, с.134].

Анализ маркетинговой  деятельности. Деятельность маркетинговой службы концентрируется на решении четырех взаимосвязанных задач:

– организации процесса создания конкурентоспособной продукции;

– проведение гибкой ценовой политики;

– организации эффективной системы сбыта;

– управление продвижением товаров на рынке.

Маркетингу отводится ведущая роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции, жизненному циклу товара.

Единый подход к решению  маркетинговых задач обеспечивают скоординированные целевые установки предприятия в области реализации продукции, задаваемые важнейшими экономическими показателями – объемом продаж, массой прибыли, уровнем рентабельности, размером рыночной доли предприятия и т. п. Для их достижения разрабатывается и проводится маркетинговая политика.

Анализ финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции [9, с.142].

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности являются:

– систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

– определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

– выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

– оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

– разработка мероприятий по использованию выявленных резервов

Методы анализа внутренней среды организации:

 1) SWOT – анализ. Предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации в целом [11, с.202].

Информация о работе Совершенствование внутренней среды ООО «Покров»