Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка основных направлений совершенствования мотивации и стимулирования труда работников.
В соответствии с поставленной целью данной работы определены следующие задачи:
1. раскрыть основные аспекты мотивации и стимулирования труда: современные теории мотивации и инструменты стимулирования труда; зарубежный опыт.
2. проанализировать систему мотивации и стимулирования ф-ла РУПП Витебскпром «Новополоцкий хлебозавод»
3. предложить практические рекомендации по совершенствованию управления мотивацией и стимулированием на ф-ле РУПП Витебскпром «Новополоцкий хлебозавод»
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА; ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. 5
1.1 Понятие и содержание мотивации 5
1.2 Влияние мотивации на текучесть кадров 10
1.3 Стимулирование как средство мотивации труда: понятие, сущность, виды 11
1.4. Зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала 17
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА Ф-ЛА РУПП ВИТЕБСКПРОМ «НОВОПОЛОЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 22
2.1 Общая характеристика ф-ла РУПП Витебскпром «Новополоцкий хлебозавод» 22
2.2 Анализ трудовых ресурсов ф-ла РУПП Витебскпром «Новополоцкий хлебозавод» 27
2.3 Анализ системы мотивации и стимулирования персонала ф-ла РУПП Витебскпром «Новополоцкий хлебозавод» 30
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА С РАСЧЕТОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
3. Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории
ожидания устанавливают, что
Исходя из теории ожиданий,
можно сделать вывод, что работник
должен иметь такие потребности,
которые могут быть в значительной
степени удовлетворены в
4.Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает
свой размер поощрения по
5.Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Существуют три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение адекватно с затраченными усилиями. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. [7, с. 99]
Одними из основных причин текучести кадров являются причины: недовольство сотрудников материальным поощрением (заработной платой); отсутствие служебного роста, повышения квалификации; большая интенсивность труда, неравномерность распределения трудовой нагрузки между работниками и по количеству времени.
В связи с текучестью кадров,
появляются проблемы связанные с
перерывами в работе; необходимостью
обучения и переобучения новых работников;
снижением производительности труда
у работников, стоящих перед увольнением,
с невысоким уровнем
На основании изложенных
выше заключений, можно сделать вывод,
что в организацию с такими
проблемами нужно вводить систему
мотиваций. Она включает в себя перечень
стимулирующих средств, которые
влияют на трудовую мотивацию работников.
К ним относятся система
Рекомендации для устранения проблемы текучести кадров. Существует перечень стимулирующих средств, внедрение которых положительно влияет влияет на трудовую мотивацию персонала.
К ним относятся: адекватное вознаграждение за работу с затраченным усилием, перечень медецинского обслуживания, карьерный рост сотрудников, четкие права и обязанности сотрудников, система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы, условия и содержательность труда, отношения в коллективе, жесткие внешние команды и внутренняя культура, строгий распорядок дня и денежные вознаграждения за сверхурочные часы. [9, с. 248]
Можно сделать вывод, что в любой организации необходима разработка и внедрение системы мотивации труда персонала, для того что бы предприятие работало эфективнее и отдача от сотрудников была выше, а не несло убытки, связанные с оттоком неудавлетворенных специалистов. В противном случае произойдет спад эффективности и производительности предприятия.
Стимул – побуждение к
действию, причиной которого является
интерес как форма реализации
потребностей. Первоначально стимул
означал орудие принуждения. Стимул
ориентирует на выгоду, подразумевая,
что заблаговременно будет
Проблема стимулирования,
ее специфика, сходство и различие с
мотивированием. По мнению академика
Е.И. Комарова понятие стимулирование
имеет двоякое значение. В одном
контексте оно используется для
обозначения системы
Стимулирование – способ
управления трудовым поведением работников,
состояний в целенаправленном воздействии
на поведение персонала
Стимулирование - в широком
смысле слова - это стимулирование совокупность
требований и соответствующая им
система поощрений и наказаний.
Таким образом, в широком смысле
стимулирование, рассматриваемое как
особый вид взаимодействия работника
и предприятия, является обменом
деятельностью. Стимулирование может
быть основано на прямом (гарантированном
и эквивалентном) и опосредованном
(негарантированном и
Стимулирование принципиально
отличается от мотивирования. Суть этого
отличия состоит в том, что
стимулирование – это одно из средств,
с помощью которого может осуществляться
мотивирование. Однако в практическом
менеджменте можно часто
– это процесс использования
различных стимулов для
– это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов
Рис. 3. Отличие мотивирования от стимулирования
Процесс мотивации и стимулирования
труда могут совпадать, взаимоусиливаться,
но могут и противостоять друг
другу. Взаимодействие между мотивацией
и стимулированием носит
Чем выше уровень развития
человеческих отношений в организации,
тем реже в качестве инструмента
управления людьми используется стимулирование.
Воспитание, обучение как методы мотивирования
людей обусловливают положение,
когда члены организации
Методы управления стимулированием и мотивацией противоположны по направленности — стимулирование направлено на закрепление существующего положения, а мотивация — на его изменение. Вместе с тем эти методы дополняют друг друга. Взаимная дополнительность особенно наглядна сегодня.
Выделяют следующие основные фо
1. Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона и конкурентоспособна. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты, надбавки и премии. Доплаты и компенсационные надбавки учитывают те производственные и социальные характеристики труда, которые объективно не зависят от работника. Надбавки и доплаты выполняют стимулирующие функции, отражают производственные результаты деятельности работника и носят стабильный характер. Премии предназначены для стимулирования работников на достижение какого-то определенного результата и носят изменчивый характер;
2. Социальные выплаты, включающие субсидированное и льготное питание, продажу собственной продукции предприятия работникам со скидкой, оплату расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, оплату больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников и членов их семей за счет фирмы и др.;
3. Нематериальные (неденежные) льготы и привилегии персоналу, в том числе предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе, более ранний выход на пенсию и т. д.;
4. Дивиденды по акциям фирмы (участие в акционерном капитале предприятия) и участие в прибылях;
5. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения от предприятия. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основой для мотивации работников;
6. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам предприятия. Моральное поощрение работников;
7. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
Данные мероприятия по
повышению мотивации труда
Вид стимулирования - это разновидность стимулирования как способа управления поведением, выделенная по предмету потребности, с помощью которого субъект управления воздействует на поведение объекта управления, используя его в качестве стимула. При таком подходе следует различать пять видов стимулирования[13]:
1. моральное,
2. материальное денежное,
3. материальное неденежное,
4. свободным временем,
5. трудовое (организационное).
Дадим краткую характеристику каждому из выделенных видов стимулирования.
Моральное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания и способствующих повышению или снижению его престижа. В данном случае в качестве предмета потребности выступают все ценности и явления, способствующие повышению (снижению) престижа, авторитета объекта управления в общественном мнении.
Информация о работе Совершенствования мотивации и стимулирования труда работников