Совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Достижение цели связано с решением следующих задач:
1) раскрыть социальную политику на предприятии в современных условиях;
2) разработать мероприятия совершенствования социальной политики на основе анализа предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Понятие социальной политики и основные направления ее реализации 5
1.2 Социальная политика на предприятии: субъекты и объекты 10
1.3 Правовые основы механизма реализации социальной политики на предприятии 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО "Нижнекамскнефтехим" 22
2.1 Краткая характеристика предприятия 22
2.2 Социальная политика на предприятии, направления, приоритеты 27
2.3 Анализ эффективности социальной политики методом анкетирования 32
2.4 Мероприятия совершенствования социальной политики 41
Заключение 46 Список иСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 49

Файлы: 1 файл

курсова работа Социальная политика.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА

ПРЕДПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ                                              5

1.1 Понятие социальной  политики и основные направления ее реализации       5

1.2 Социальная  политика на предприятии: субъекты  и объекты                        10

1.3 Правовые основы механизма реализации социальной политики на предприятии                                                                                                             14

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ОАО "Нижнекамскнефтехим"                                                                    22

2.1 Краткая характеристика предприятия                                                              22

2.2 Социальная политика на предприятии, направления, приоритеты               27

2.3 Анализ эффективности социальной политики методом анкетирования       32             

2.4  Мероприятия совершенствования социальной политики                              41                                                                       

Заключение                                                                                                         46 Список иСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы                                                  49

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что формирование и реализация активной социальной политики на предприятии приобретает ключевое значение. Активная социальная политика способствует росту трудового потенциала работников и повышению конкурентоспособности предприятия.  

Правительство Российской Федерации поддерживает социально ориентированные предприятия. В экономической теории и практике сложились два основных противоположных подхода в понимании роли социальной политики на предприятии. Сторонники одного из них признают, что предприятие должно преследовать производственные и экономические цели и его социальная политика проявляется в получении максимальной прибыли, обеспечении высокого уровня заработной платы для работников и дивидендов для акционеров. Сторонники другого подхода считают, что предприятие может решать как производственные и экономические, так и социальные задачи, возникающие в процессе его деятельности. Иначе говоря, должен быть определенный баланс в решении производственных, экономических и социальных задач, существующих на предприятии. Оба эти подхода имеют право на существование. Собственник, работодатель, администрация решают, какой из этих подходов выбрать в зависимости от наличия производственных, экономических, финансовых и социальных возможностей и ресурсов. Но для того, чтобы принять верное решение, необходимо опираться не только на имеющийся отечественный, и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики на предприятии, но и на ее научный анализ. Это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования. Иначе говоря, актуальность темы определяется имеющейся потребностью отечественных предприятий в научном анализе социальной политики и ее влияния на экономическую деятельность предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Нижнекамскнефтехим.

Предмет курсовой работы  - социальная политика ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Целью курсовой работы является разработка мероприятий совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Достижение цели связано с решением следующих задач:

1) раскрыть социальную политику на предприятии в современных условиях;

2) разработать мероприятия совершенствования социальной политики на основе анализа предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»;

Теоретической и методологической основой исследования служат труды ученых в области социальной политики, экономики труда, управления персоналом и человеческими ресурсами, интеллектуального, человеческого и социального капитала, основные положения отечественного законодательства, регулирующие социальную политику, социальное развитие и социально-трудовую сферу предприятия.

При подготовке работы были использованы следующие методы научного исследования: аналитические (анализ, синтез, сравнение, экспертная оценка) и диагностические (анкетирование, интервьюирование).

Информационной базой исследования явились кодексы Российской Федерации и федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, данные государственной статистики, результаты социологических исследований Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, Всероссийского центра изучения общественного мнения, информация Интернет-ресурсов.

Материалы для анализа были получены в ходе изучения документов, финансовой отчетности предприятия, проведения интервью с руководителями отделов (служб), занимающихся вопросами социальной политики и социального развития.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Понятие социальной  политики и основные направления  ее реализации

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.
Различают:
- социальную  политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых  отношений; а также 
- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику [15].

В определение “социальная политика” нужно включать ту групп проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.

В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом [2].

В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия. Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение [4]. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения [2].

Разумеется, политические институты оказывают неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы и т.д.

С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”[7, 8]. В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются. Каковы же основные функции социальной политики?

Во-первых, это функция регулирования воспроизводства рабочей силы. В связи с развитием производственных сил, переходом от экстенсивного характера развития производства к интенсивному предъявляются более высокие требования к качеству рабочей силы. Поэтому объективно в развитых странах социальной сфере уделяется огромное внимание.

Во-вторых, функцией социальной политики является поощрение прогрессивных мотиваций к труду. Мировая практика знает несколько видов мотиваций: традиционный (образец, ритуал), этический (долг), административный (поощрение, наказание, иерархия), корпоративный (солидарность, участие), экономический (расчет, вознаграждение, экономический интерес). Практика показывает, что в современном обществе существуют все виды мотиваций, однако основную мотивационную роль играют в разном соотношении вознаграждение и участие.

В-третьих, к числу функций социальной политики относится социальная защита населения. Если социальная политика защищает индивидов от нужды и унижения и одновременно способствует согласию между социальными группами, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов.

Социальная политика как регулятор разнообразных интересов социальных групп, эффективна лишь при условии, когда она вбирает в себя не только многообразие интересов, но и учитывает их иерархию, в соответствии с численностью и местом в системе общественного производства той или иной социальной группы. Только при этих условиях социальная политика будет способствовать стабильности общества. Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его социальных групп, слоев. Она постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интересов каких социальных групп отдать предпочтение на данном этапе, как установить непосредственных и более удаленных последствий принимаемых решений [4].

Социальная политика реализуется через государственные “одномоментные” решения – социальные мероприятия и через социальные программы. Социальные программы представляют собой систему социальных мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В социальной программе определяются: квалификация ситуации, решение, этапы решения задач, конкретные меры и способы реализации каждого этапа. Нередко при реализации социальной программы применяется так называемое “дерево целей”, позволяющее системно представить движение от этапа к этапу, реализацию программы, учесть необходимое количество задач, требующих решение на пути к ее достижению.

Свободное выражение суждений представителей всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики призвано стать важным средством “обратной связи” органов управления с массами, надежным защитным механизмом от разного рода проявлений волюнтаризма и субъективизма в социальной политике. Всеобъемлющий народный контроль над социальной политикой должен стать орудием против коррумпирования должностных лиц, установления социально неоправданных законов, неуплаты или занижения налогов и т.д.

Внутренняя и внешняя социальная политика

Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствие с её адресатам на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании [3, c.24].

Внешняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий [3, c.26].

Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках.  Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.

Обычно программы «внутренних» инвестиций не выходят за рамки следующих расходов:

  • развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников;
  • формирование корпоративной культуры;
  • рекреация и оздоровление работников и членов их семей;
  • привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах;
  • спортивные программы;
  • оказание материальной помощи;
  • помощь ветеранам;
  • реализация разнообразных детских программ.

Внутренняя корпоративная политика направлена, как правило, как на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников.

Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно.

Основные направления социального партнерства бизнеса и власти:

  • участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты;
  • содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями);
  • поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;
  • помощь в организации культурно - досуговой деятельности;
  • проведение образовательных проектов для населения;
  • поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;
  • поддержка незащищённых групп населения.

Информация о работе Совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»