Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Достижение цели связано с решением следующих задач:
1) раскрыть социальную политику на предприятии в современных условиях;
2) разработать мероприятия совершенствования социальной политики на основе анализа предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Понятие социальной политики и основные направления ее реализации 5
1.2 Социальная политика на предприятии: субъекты и объекты 10
1.3 Правовые основы механизма реализации социальной политики на предприятии 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО "Нижнекамскнефтехим" 22
2.1 Краткая характеристика предприятия 22
2.2 Социальная политика на предприятии, направления, приоритеты 27
2.3 Анализ эффективности социальной политики методом анкетирования 32
2.4 Мероприятия совершенствования социальной политики 41
Заключение 46 Список иСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 49
Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.
В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия.
1.2. Социальная политика на предприятии: субъекты и объекты
Под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально-значимых функций. Это единый производственно-хозяйственный комплекс, созданный для ведения определенной деятельности. Его можно рассматривать как социально ориентированную единицу экономики. Предприятие понимается в широком смысле как унитарное предприятие, корпорация, компания, фирма. Социальную политику на предприятии, фирме, в корпорации, компании и других хозяйствующих субъектах зачастую называют корпоративной социальной политикой.
Опираясь на деятельностный подход, применяемый в научном исследовании, считает, что социальная политика на предприятии представляет деятельность ее субъектов по решению социальных проблем, удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, социальной защите работников. Она представляет собой выработку и реализацию мер социального характера, обеспечивающих целевую функцию предприятия.
Социальная политика на предприятии, как справедливо отмечает Ю.Г. Одегов [12], должна отвечать следующим принципам. В ней надо знать и учитывать материальные и нематериальные потребности и интересы сотрудников; предоставляемые услуги должны быть известны сотрудникам и расцениваться ими как добровольные расходы на социальные нужды; она должна быть экономически оправданной и ориентироваться в системе рыночной экономики на соображения расходов и эффективности.
При анализе социальной политики на предприятии следует учитывать положительный опыт формирования и реализации социальной политики на предприятии, накопленный в советское время в нашей стране. Можно выделить ряд ее особенностей в этот период. Она была направлена на закрепление кадров. Руководители стремились создавать дополнительные стимулы для персонала в виде различных социальных благ, таких как предоставление ведомственного жилья, мест в детских садах, содержание дворцов культуры, домов отдыха, санаториев, выплата различных денежных вознаграждений и т. д. Предприятия стремились к проведению значительной по объему социальной политики. При этом государство играло патерналистическую роль при реализации социальной политики на предприятии. Поведению работников были присущи такие черты, как уверенность в том, что все социальные проблемы обязано решать государство, привычка к социальной «уравниловке». В плановой экономике в советское время у людей развивалось чувство социальной справедливости, которое было деформировано и в какой-то мере было синонимом уравнительности, сводилось к отношениям распределения.
Существенное значение для анализа социальной политики имеет выделение не только ее уровней, но и субъектов. Такой подход позволяет разграничить сферы и функции между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями в реализации социальной политики. Субъектами социальной политики являются социальные общности и социальные группы» органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, органы местного самоуправления, общественные организации, объединения, политические партии, фонды, организации, предприятия, учреждения, люди [9].
Субъект и объект являются основными структурными элементами социальной политики на предприятии. Их анализ помогает понять ее содержание. В самом общем виде можно отметить, что предприятие является объектом и субъектом социальной политики. Персонал предприятия выступает в качестве объекта, когда, речь идет о государственной социальной политике, воздействующей на работников предприятия. Одновременно предприятие выступает в качестве субъекта социальной политики, проводимой по отношению к местному сообществу. Оно является субъектом социальной политики, поскольку реализует социальные мероприятия и программы, предназначенные для местного сообщества.
Мотивы и цели социальной политики предприятий
Исследуя побудительные причины и функции предоставления предприятиями добровольных социальных услуг, можно встретить множество различных высказываний и толкований [1, 5, 6]. Они редко аргументируются однозначно, чаще для объяснения пользуются целым набором аргументов.
Первый аргумент указывает на этические побудительные мотивы руководителей предприятий, которые и в прошлом занимались социальной защитой своих работников с той целью, чтобы обеспечить им необходимый уровень защиты. Это происходило на фоне недостаточной обеспеченности всего населения государства. С такой традицией и сегодня связаны разнообразные виды социальной поддержки, готовые оказать отдельным работникам помощь в особо тяжелых обстоятельствах. Такая система социального обеспечения на предприятии действовала и продолжает действовать как система субсидий, когда нет соответствующей необходимой помощи со стороны.
Второй аргумент связан с эффектами интеграции. В соответствии с ними меры социального обеспечения призваны объединять работников данной фирмы на социальной основе. Особенно, в связи с этим, велико значение культурных, спортивных и общественных мероприятий (например, производственных праздников).
Третий аргумент заключается в том, что меры по социальному обеспечению, направленные на улучшение материального положения работников, помогают фирме выгодно выделиться на внешнем рынке труда. Это касается и дополнительных выплат к заработной плате, которые позволяют фирме лучше привязать к себе работников, и наличия социальных пакетов на предприятии. Особое значение этот аргумент приобретает тогда, когда получение социального обеспечения ставит получателя в более выгодное с точки зрения налогов положение, чем если бы оплачивал его индивидуально из своей заработной платы (например, страхование жизни, автомобиль фирмы, используемый в личных целях). И, наконец, следует указать на укрепляющую связь с предприятием, достигаемую путем обеспечения, например, рабочей одеждой, питанием, оплатой транспортных расходов.
Особо следует подчеркнуть ярко выраженную экономическую направленность социального обеспечения предприятия.
Таким образом, ориентированные на сотрудников социальные услуги предприятия должны:
1.3. Правовые основы механизма реализации социальной политики
на предприятии
Анализ положений об органах государственной власти показывает, что социальным функциям уделяется недостаточное внимание, принимаются нередко решения, несоответствующие природе социального государства.
Важнейшее значение в повышении эффективности социальных институтов приобретают действующее на федеральном уровне в и субъектах Российской Федерации системы и структуры государственной власти. В этой связи высказываются критические замечания в адрес тех отечественных юристов, которые излагают в своих работах идеи либеральной модели социального государства. На основе анализа развития рыночной экономики в России доказывается, что заложенная в Конституции модель либерального государства не обеспечила преодоление негативных социальных последствий развития рыночной экономики в России, не учитывает зарубежного опыта развития социальных государств.
Реализация закрепленных в Конституции Российской Федерации социальных и экономических прав человека и гражданина осуществляется через их признание, соблюдение и защиту органами государственной власти. Поэтому наличие развитых государственных структур в системе социальной защиты населения является определяющим в реализации социальных функций государства.
Социальная сфера в период становления нового российского государства претерпевает глубокие изменения. Одновременно реформируется и система управления социальной защитой населения.
Но если реформы в системе социальной защиты населения исследовались по многим направлениям, то проблематика развития системы управления социальной защитой населения не нашла еще должного отражения в правовой науке. Имеющиеся исследования носят фрагментарный характер.
Изучение проблематики управления социальной защитой населения диктуется также необходимостью теоретического осмысления роли государства в сфере социальной политики, без чего трудноразрешимой задачей становится определение наиболее рациональных шагов по развитию эффективной системы власти в этой сфере.
В комплексном механизме обеспечения социальных прав человека и гражданина организация и функционирование системы органов управления социальной защитой населения являются определяющими. Необходим принципиально новый уровень организации и деятельности всей государственной системы власти, действующей в социальной сфере, включая систему специализированных органов власти и управления социальной защитой населения. Деятельность государственного механизма должна быть направлена на обеспечение достойного уровня жизни всех слоев населения и, прежде всего, на реализацию конституционных принципов социальной защиты населения.
Важное значение для исследования указанной проблематики оказали труды таких ученых как С.А.Авакьян, А.Н.Аверин, А.С.Автономов, Г.В.Атаманчук, С.Н. Бабурин, Н.А.Емельянов, А.Д.Керимов, Д.А.Керимов, Е.И.Колюшин, М.А. Краснов, Ю.КЛСраснов, О.Е.Кутафин, В.В.Лазарев, Ю.И.Лейбо, И.ИЛукащук, Н.А.Сахаров, Ю.И.Скуратов, Ю.А. Тихомиров, Б.Н.Топорнин, Т.Я Хабриева Н.Ю.Хаманева, А.И. Экимов, и другие авторы.
Вопросы развития конституционных основ социальной защиты населения исследовались в работах А.Я.Азарова, Н.С.Бондаря, С.А.Глотова, Б.А.Дегтя, В.И. Жукова, В.А.Иваненко, В.С.Иваненко, Н.М.Колосовой, О.О.Миронова, Т.К.Мироновой, Н.В.Путило, и др.
Вполне приемлемым является определение социальной защиты населения как формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) пожилых людей, больных, детей, иждивенцев, безработных, а также всех членов общества в целях охраны труда и здоровья и материального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Управление социальной защитой населения, с точки зрения ее организации, является чрезвычайно многосубъектной. К субъектам системы управления социальной защитой населения относятся как специализированные органы управления, так и органы исполнительной власти и местного самоуправления. Функции социальной защиты населения осуществляют также коммерческие организации, профессиональные союзы, благотворительные, правозащитные и другие общественные организации, а также семья, которая должна проявлять заботу о создании экономической основы для развития духовного и физического потенциала личности.
Социальная политика реализуется в форме властной деятельности по согласованию интересов различных социальных групп в сфере производства, распределения и потребления. Социальному государству присущи в этой связи многие трудноразрешаемые проблемы и конфликты, в частности, между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации - в связи с отличиями в условиях и качестве жизни на разных территориях России; между государством и негосударственными организациями - в связи с трудностями согласования интересов и координации работ; между налогоплательщиками и получателями пособий -в связи с расширением социальных льгот и выплат при параллельном сужении налоговой базы бюджетов всех уровней и др.
Трудности, возникающие при решении этих проблем, могут быть разрешены только в масштабе всего общества на основе единых конституционных принципов.
Соблюдение Конституции Российской Федерации обеспечивает развитие демократии и совершенствование социальной политики в Российской Федерации; обновление и унификацию законодательства в области социальной защиты человека и гражданина; реализацию органами государственной власти и местного самоуправления социальных прав человека; консолидацию усилий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти по совместному решению основных социальных проблем общества; развитие в Российской Федерации системы социальных служб; упрощение и облегчение судопроизводства по вопросам защиты социальных прав граждан; обеспечение повышения качества жизни населения России на основе устойчивого экономического роста; укрепление социальных институтов общества: семьи, школы, местных сообществ.
Отмечается, что в сложном и разветвленном государственном механизме, осуществляющем функции социальной защиты населения, действуют как специализированные органы исполнительной власти, так и практически вся система органов государственной власти и местного самоуправления.
Система управления социальной защитой населения все более отчетливо проявляется как самостоятельное и чрезвычайно важное направление реализации государственной социальной политики, имеющая свою вертикальную систему управления — правовую, финансовую, кадровую, научно-методическую, материально-техническую и информационно-аналитическую. Система управления социальной защитой населения постоянно усложняется, появляются новые виды деятельности, охватывающие все более широкие слои населения. Она превращается в самостоятельную, разветвленную и многопрофильную отрасль управления народным хозяйством.
Большое внимание уделено организации и деятельности, прежде всего, органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты населения. В юридической литературе понятие «исполнительная власть» подменяется нередко термином «государственное управление». В Конституции Российской Федерации понятие «государственное управление» не применяется. Государственное управление не тождественно понятию «исполнительная власть», о чем подробно говориться в диссертации. Вместе с тем, применяются словосочетания «система управления социальной защитой населения» и «управление социальной защитой населения» в общеупотребительном смысле, когда речь идет не о конкретных органах исполнительной власти и местного самоуправления, а о содержании и характере деятельности управленческих структур, действующих в сфере социальной защиты населения. К тому же понятие «система государственного управления социальной защитой населения» все чаще ассоциируется, на практике, с отраслевым управлением.
Информация о работе Совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»