Совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Достижение цели связано с решением следующих задач:
1) раскрыть социальную политику на предприятии в современных условиях;
2) разработать мероприятия совершенствования социальной политики на основе анализа предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Понятие социальной политики и основные направления ее реализации 5
1.2 Социальная политика на предприятии: субъекты и объекты 10
1.3 Правовые основы механизма реализации социальной политики на предприятии 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО "Нижнекамскнефтехим" 22
2.1 Краткая характеристика предприятия 22
2.2 Социальная политика на предприятии, направления, приоритеты 27
2.3 Анализ эффективности социальной политики методом анкетирования 32
2.4 Мероприятия совершенствования социальной политики 41
Заключение 46 Список иСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 49

Файлы: 1 файл

курсова работа Социальная политика.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Конституционно-правовые аспекты полномочий Президента Российской Федерации в сфере социальной защиты населения, установленны в соответствующих статьях Конституции, а также содержащиеся в президентских указах и посланиях. Отмечается, что указы Президента составляют весомую долю в числе нормативно-правовых актов, обеспечивающих регулирование в социальной сфере. Подробно рассмотрены конституционные нормы, устанавливающие правовой статус Президента, многоаспектность полномочий Президента в социальной сфере, вытекающих из этого правового статуса.

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти имеет в своем распоряжении разветвленную систему разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах.

Руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в социальной сфере, находится в ведении Правительства Российской Федерации. К ним относятся Министерство здравоохранения и социального развития, ряд федеральных служб и агентств. О содержании деятельности этих органов говорит перечень осуществляемых ими функций: обеспечение развития и функционирования обязательного государственного социального страхования граждан; регулирование рынка труда, защита от безработицы; развитие и поддержка функционирования социальной инфраструктуры; участие в социальном партнерстве, разработке, принятии и контроле выполнения генеральных, тарифных и коллективных договоров; осуществление контроля за охраной труда и обеспечением безопасности на производстве; создание, развитие и обеспечение функционирования системы служб социального обслуживания; принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья; обеспечение лекарствами и медицинскими препаратами; назначение и выплата социальных пособий; содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства, детства и др.

Задачи по обеспечению социальной защиты населения расширили поле деятельности федеральных органов исполнительной власти. В их функции органически вошли и такие органы исполнительной власти, как фонды социального страхования - Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования. Координацию деятельности этих фондов осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер социальной защиты населения и расширение предоставления социальных услуг. В разделе рассматриваются тенденции развития функций фондов как органов исполнительной власти. Множественность социальных страховых фондов создает определенные финансовые проблемы, что требует дополнительных расходов на управление ими. С середины 90-х годов с укреплением государства начинается унификация социальных фондов. Строго целевое использование средств внебюджетных фондов обеспечивает решение новых, более сложных задач в социальной сфере.

Необходимо шире рассматривать проблему повышения правового статуса внебюджетных фондов, повышения их роли как федеральных органов исполнительной власти, совершенствование правовых механизмов реализации ими социальных гарантий. Затрагиваются в этой связи и вопросы реорганизации органов социального обеспечения, органов социального страхования, пенсионного фонда и др.

  Показано возрастание роли субъектов Российской Федерации в решении социальных проблем, что приводит к необходимости разработки ими социальной политики с учетом особенностей регионов и, как следствие, координации государственной и региональной политики в сфере социальной защиты населения, практической реализации закрепленного в Конституции России (п. «ж», ст. 72) принципа совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам социальной защиты населения, четкого разграничения конкретных полномочий и функций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления социальной защитой населения.

Проблема усложняется в связи с тем, что для государственного устройства России характерна двухуровневая система органов власти, при этом в субъектах Российской Федерации система органов государственной власти устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемыми федеральными законами (ст.77, ч.1 Конституции РФ).

Несмотря на сложность федеративного устройства России, непременным является принцип единства системы государственной власти (ст. 5, ч.З Конституции РФ), определяющий единство системы органов государственной власти в социальной сфере.

Для реализации функций государства в сфере управления социальной защитой населения субъекты Российской Федерации создают соответствующие органы исполнительной власти. Система и структура органов исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты в субъектах Российской Федерации, определяется самостоятельно с учетом местных особенностей, традиций и практики государственного управления.

Для претворения в жизнь единой государственной социальной политики требуется единое конституционно-правовое регулирование отношений в социальной сфере в целом, разработка федеральных программ социального развития страны и обеспечение государственных социальных гарантий путем введения общих государственных социальных минимальных стандартов.

Задачами субъектов Российской Федерации в области социальной политики и социальной защиты являются разработка конкретных механизмов ее реализации с учетом исторических и культурных традиций территории; установление местных норм и нормативов, уточняющих и развивающих государственные социальные минимальные стандарты.

До настоящего времени отсутствует четкость во взаимоотношениях между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в процессе управления социальной сферой. Принимаемые на федеральном уровне законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты других федеральных органов власти нередко дублируют действия региональных властей и органов местного самоуправления, либо не исполняются.

Местное самоуправление, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, оно призвано обеспечивать защиту тех интересов граждан, которые складываются в процессе совместного их проживания на определенной территории.

Основными задачами органов местного самоуправления в области социальной политики и социальной защиты называются поддержка «слабых» социальных групп населения; сохранение единого социального пространства муниципального образования, исполнение государственных функций в социальной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ «Оао "Нижнекамскнефтехим"

2.1 Краткая характеристика  предприятия

ОАО "Нижнекамскнефтехим" - динамично развивающееся, высокотехнологичное нефтехимическое предприятие. Производственный комплекс компании включает в себя 10 заводов основного производства, 7 центров (в т.ч. научно-технологический и проектно-конструкторский), а также вспомогательные цеха и управления.

В ассортименте выпускаемой продукции - более ста наименований. Основу товарной номенклатуры составляют:

- синтетические каучуки общего и специального назначения;

- пластики: полистирол, полипропилен и полиэтилен;

- мономеры, являющиеся исходным  сырьем для производства каучуков  и пластиков;

- другая нефтехимическая продукция (окись этилена, окись пропилена, альфа-олефины, поверхностно-активные  вещества и т.п.).

За 41 год производственной деятельности компания превратилась в крупнейший нефтехимический комплекс Восточной Европы. Продукция акционерного общества экспортируется более чем в 50 стран Европы, Америки, Юго-Восточной Азии. Доля экспорта в общем объеме продукции составляет около 53 %.

Компания из года в год улучшает технико-экономические показатели своей работы. В 2009 году "Нижнекамскнефтехим" выпустил товарной продукции на сумму более 70 млрд. руб., в сопоставимых ценах – это более 106,4 % в сравнении с предыдущим годом. Выручка от реализации продукции и услуг достигла 70,9 млрд. руб., что на 7,8 млрд. рублей больше взятых обязательств. Получена прибыль от продаж 7,4 млрд. руб.

Структура ОАО «Нижнекамскнефнехим». Производственный комплекс ОАО «Нижнекамскнефтехим» включает в себя 10 заводов основного производства; 5 центров (в т.ч. научно-технологический, проектно-конструкторский), а также управления железнодорожного транспорта и магистральных этиленопроводов и вспомогательные цеха.

  • Завод по производству дивинила и углеводородного сырья (ДБ и УВС)
  • Завод по производству бутилового каучука (БК)
  • Завод по производству синтетических каучуков (СК)
  • Завод по производству изопрена-мономера (ИМ)
  • Завод по производству этилена
  • Завод по производству окиси этилена (ОЭ)
  • Завод по производству стирола и полиэфирных смол (СПС)
  • Завод по производству олигомеров
  • Завод по производству полистиролов (ПС)
  • Завод по производству полиолефинов
  • Научно-технологический центр
  • Проектно-конструкторский центр

Представим основные организационные структуры предприятий и организаций и обоснуем эффективность выбора организационной структуры ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Организационная структура ОАО «Нижнекамскнефтехим» является линейно - функциональной (в линейную структуру введены функциональные связи). Данные структуры управления (линейно-функциональные) наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. К таким организациям и относится ОАО «Нижнекамскнефтехим». Рассмотрим структуру предприятия и определим функциональные обязанности структурных подразделений.

Согласно Уставу ОАО «Нижнекамскнефтехим» высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.

На годовом общем собрании акционеров решаются следующие вопросы:

-об избрании генерального директора, ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора Общества;

-утверждение годовых отчетов, годовой  бухгалтерской отчетности, в том  числе отчетов о прибылях и  убытках (счетов прибылей и убытков) Общества, распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков Общества по результатам финансового года;

-также могут решаться иные  вопросы, отнесенные к компетенции  Общего собрания акционеров.

В подчинении общего собрания акционеров находится Совет директоров. В непосредственном подчинении Совету директоров находится генеральный директор ОАО «Нижнекамскнефтехим». В непосредственном подчинении генеральному директору предприятия находится зам. генерального директора ОАО «Нижнекамскнефтехим», являющийся исполнительным директором предприятия.

Руководство конструкторско-технологическим направлением деятельности предприятия осуществляет главный инженер. Ему непосредственно подчиняется конструкторское бюро ОАО «Нижнекамскнефтехим».

В функции конструкторского бюро входит:

-создание новых и модернизация  конструкций изделий (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего  производства;

-обеспечение высокого технического  уровня конструкций изделий, их  конкуренто - и патентоспособности, соответствия современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства.

Основными функциями отдела главного технолога являются:

-разработка и внедрение прогрессивных, экономически обоснованных ресурсосберегающих технологических процессов и режимов производства выпускаемой предприятием продукции;

-освоение в производстве прогрессивных  технологических процессов, новейших  материалов;

-составление планов внедрения  новой техники и технологии, повышения технико-экономической эффективности производства;

-разработка технологической документации, организация контроля за обеспечением  ею цехов, участков и других  производственных подразделений предприятия.

В непосредственном подчинении зам. главного инженера находится отдел главного метролога, который выполняет следующие функции:

-обеспечение предприятия необходимыми  средствами измерений;

-подготовка проектов перспективных  и текущих планов внедрения новой измерительной техники, предложений к планам метрологического обеспечения производства и к планам организационно-технических мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения, средств и методов измерений;

Информация о работе Совершенствования социальной политики на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»