Совершенствования управления ООО «Ресторан «Олимпийский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование теоретических и методологических аспектов управления предприятием малого бизнеса, а так же особенностей практического опыта управления на примере малого предприятия ООО «Ресторан «Олимпийский».
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления малым предприятием;
- исследовать организацию управления малым предприятием на примере ООО «Ресторан «Олимпийский»;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические основы управления малым предприятием 4
1.1 Понятие малого предприятия 4
1.2 Организационная структура малого предприятия 6
1.3 Управление персоналом малого предприятия 7
2. Организация управления малым предприятием на примере ООО «Ресторан «Олимпийский» 11
2.1 Общая характеристика предприятия 11
2.2 Характеристика организационной структуры управления 15
3. Рекомендации по
Введение 2
1. Теоретические основы управления малым предприятием 4
1.1 Понятие малого предприятия 4
1.2 Организационная структура малого предприятия 6
1.3 Управление персоналом малого предприятия 7
2. Организация управления малым предприятием на примере ООО «Ресторан «Олимпийский» 11
2.1 Общая характеристика предприятия 11
2.2 Характеристика организационной структуры управления 15
3. Рекомендации по совершенствованию управления ООО «Ресторан «Олимпийский» 19
3.1 Анализ системы управления персоналом ООО «Ресторан «Олимпийский» 19
3.2 Рекомендации по усовершенствованию системы управления 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
19
3.1 Анализ системы управления персоналом ООО «Ресторан «Олимпийский» 19
3.2 Рекомендации по усовершенствованию системы управления 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 122.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы «Управление малым предприятием» обусловлена тем, что на сегодняшний день малые предприятия являются важным элементом рыночной экономики, без которого не возможно гармоничное развитие нашей страны. Малым бизнесом во многом определяются темпы экономического роста, структура и качество валового внутреннего продукта.

Наличие малого бизнеса обеспечивает необходимую гибкость рыночной экономике. Первостепенное значение для экономики России имеет то, что малый бизнес вносит ощутимый вклад в формирование конкурентной среды. Именно в сфере малого предпринимательства могут создаваться условия, которые максимально приближены к условиям совершенной конкуренции.

Надо отметить, что российская экономика по количественным критериям развития малого предпринимательства отстает от ведущих стран мира. Недостатки и проблемы в развитии малого бизнеса определены не только внешними причинами, но и внутренними условиями их функционирования, среди которых одно из первых мест занимает недостаточно эффективное управление. 

Определенно, значение малого бизнеса в экономике нашей страны велико. Однако большая часть малых предприятий не доживает и до двух лет. Возникает вопрос о грамотном управлении малым предприятием, которое бы обеспечило ему устойчивое развитие. Ключевое место в управлении предприятием малого бизнеса занимает система управления персоналом. 

Цель курсовой работы - исследование теоретических и методологических аспектов управления предприятием малого бизнеса, а так же особенностей практического опыта управления на примере малого предприятия ООО «Ресторан «Олимпийский».

Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы  управления малым предприятием;

- исследовать организацию управления  малым предприятием на примере ООО «Ресторан «Олимпийский»;

- разработать рекомендации по  совершенствованию управления на  исследуемом предприятии.

Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Ресторан «Олимпийский», основным видом деятельности которого является розничная торговля и общественное питание.

Предмет исследования – управленческая деятельность малых предприятий. 

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и обобщении отечественной и зарубежной литературы по организационному и финансовому менеджменту таких авторов как Баринов В.А., Барткова Н.Н., Брасс А.А., Васильев Ю.П., Веснин В.Р.,  Виханский О.С., Гапоненко А.Л., Герчикова И.Н., Дафт Р.Л., Касьяник П.М., Климович Л.К., Коротков Э.М., Мескон М.Х., Мильнер Б.З., Огарков А.А., Поршнев А.Г., Тебекин А.В.,  и др.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты анализа могут быть использованы руководством ООО «Ресторан «Олимпийский» в процессе управления предприятием.

Информационную базу для проведения исследования составили учредительные документы ООО «Ресторан «Олимпийский», бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия за 2011-2012 года, управленческая отчетность, штатное расписание и др.

При написании курсовой работы была использована также нормативно-правовая и справочная литература, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати и интернет-источники по теме исследования.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

 

1.1 Понятие  малого предприятия

 

Для того чтобы выстроить логическую последовательность исследования теоретических аспектов управления на малом предприятии, необходимо ввести такое понятие как малое предпринимательство.

Малым предпринимательством является такой вид предпринимательской деятельности, который осуществляется субъектами рыночной экономики при соблюдении определенных, установленных российским законодательством и государственными органами критериев. Почти во всех странах с развитой рыночной экономикой основным индикатором, согласно которому предприятие можно  отнести к субъектам малого предпринимательства выступает количество людей на занятых на предприятии [7, с. 29].

В практике российской экономики существование малых предприятий было разрешено в 1988 году. К числу малых предприятий тогда были отнесены государственные предприятия, на которых ежегодно среднесписочная численность персонала не превышало ста человек.

Согласно действующему в настоящее время Федеральному закону от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от 06 декабря 2011 года) к субъектам малого предпринимательства относятся организации, которые соответствуют следующим критериям:

- если в уставном капитале  предприятия общая доля участия  РФ, субъектов РФ, иностранных юридических  и физических лиц, муниципальных  образований, общественных и религиозных  объединений, благотворительных и  прочих фондов не превышает 25 процентов;

- если в уставном капитале  предприятия общая доля участия  одного или нескольких юридических  лиц, не являющихся субъектами  малого и среднего бизнеса, не  превышает 25 процентов;

- среднесписочная  численность персонала за предыдущий  календарный год не превысила 100 человек (среди малых предприятий также выделяют микропредприятия -  среднесписочная численность персонала за предыдущий календарный год составляет не более 15 человек);

- выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предыдущий год за минусом НДС не превысила 400 млн. руб. (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства») [1, 3].Так же субъектами малого бизнеса являются физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, не образовывая юридическое лицо.

В соответствии с вышеупомянутым законом, многопрофильные малые предприятия, осуществляющие одновременно несколько видов деятельности, относятся к малым по критериям того из видов деятельности, доля которого является большей в годовом объеме выручки или прибыли.

Важно помнить, что понятие «субъект малого предпринимательства» - это не организационно-правовая форма предприятия, а термином «малое» характеризуется только размер предприятия.

Помимо критериев, обозначенных в Федеральном законе от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от 06 декабря 2011 года), существует ряд характеристик, являющихся особенностью данной группы предприятий:

1. Быстрота  и гибкость принятия решений, так как именно работу малого  предприятия в меняющихся условиях  рынка проще проанализировать  для определения его хозяйственной  политики.

2. Малые размеры  предприятия дают возможность  легко контролировать производственный  процесс, корректируя его в зависимости  от актуальных запросов потребителя. Для субъектов малого предпринимательства  присуща быстрая реакция на  изменения в кредитно-денежной  политике, налогах, льготах. Именно  в малом предпринимательстве  формируются условия быстрого  реагирования, динамичности производственного  процесса, эффективности прорыва  на рынок, стабильности в конкурентной  борьбе.

3. Передача  информации напрямую, ее моментальное  усвоение и скорая реакция  на команды и распоряжения  на самом предприятии, а также  простые коммуникационные связи  с партнерами способствуют хорошему  предпринимательскому эффекту.

4. Личные  связи составляют основу малого  предпринимательства, хотя часто  такие связи вредят на уровне  взаимного сотрудничества крупных  предприятий или же на уровне  государства. Зачастую неформальные  отношения между работниками  малого предприятия или даже  с его клиентами могут приводить  к положительному результату. В  малых предприятиях их не только  следует использовать, но и можно  в достаточно короткие сроки  получить от них эффективную  отдачу [17, с. 99].

Таким образом, законодательством Российской Федерации введено понятие малых предприятий с определением, независимо от сферы деятельности предприятия, предельной численности их персонала до 100 человек. Также конкретизировано понятие микропредприятий, численность их работников составляет не более 15 человек. Законом также введено ограничение на выручку с целью отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса (не более 400 млн. руб.).

 

1.2 Организационная  структура малого предприятия 

 

В целом, менеджмент  - это система принципов, методов, форм и средств управления, которая направлена на наиболее целесообразное расходование всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей [14, с. 23].

На предприятии малого бизнеса к этому необходимо добавить такую специфику: круг вопросов, который охватывается руководителем, довольно-таки обширный, руководитель должен теснее сотрудничать с подчиненными с целью их продуктивной работы, вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Именно продуктивная работа предприятия и получение конкретных результатов определяют менеджера как специалиста по управлению. 

Управление представляет собой использование ресурсов предприятия наилучшим образом и ведение предприятия к поставленной цели. Считается, что нет идеальной модели управления, так как каждое предприятие само по себе уникально. Поэтому компании находятся в постоянном процессе поиска собственной модели управления. 

На современном малом предприятии система управления должна быть, в первую очередь, простой и гибкой. Основным ее критерием должно стать конкурентоспособности предприятия и обеспечение эффективности его работы. На малых предприятиях в случае не соблюдения данных условий вообще затруднительно рассчитывать на успех [13, с. 127].

Организация управления на малом предприятии включает решение таких вопросов как формирование структуры предприятия и распределение полномочий. 

Организационной структурой управления является упорядоченная система взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающая их деятельность и развитие как единого целого.

Элементы структуры предприятия - это отдельные сотрудники, подразделения, отделы, службы и иные звенья аппарата управления. В рамках структуры предприятия происходит процесс управления:

- движение информации;

- принятие управленческих решений.

Между участниками данного процесса распределяются задачи и функции управления, права, обязанности и ответственность за их выполнение. 

Для отечественного малого бизнеса наиболее упрощенной является структура предприятия, находящегося в единоличном владении. Управление такой фирмой чаще возглавляет сам собственник, на которого возлагается также и ответственность, и риск предпринимательства. Руководитель фирмы в таком случае зачастую сам ведет бухгалтерский учет, сам занимается сбытом, снабжением, рекламой и сам устанавливает цены. При этом во многом успех предприятия зависит от его личной работоспособности и целеустремленности [22, с. 45]. 

Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его гибкости и приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования. 

 

1.3 Управление  персоналом малого предприятия 

 

Для того чтобы реализовать функции управления коллективом предприятия используются определенные методы руководства, которые представляют собой комплекс приемов управления, используемых руководителем. Как правило, они зафиксированы в специальных уставных положениях. Поведенческая модель руководителя формируется в процессе осуществления им профессиональных управленческих функций. Грамотным выбором методов и приемов управленческого воздействия на трудовой коллектив определяется профессионализм и мастерство руководителя. 

Еще недавно, характеризуя методы управления, использование сосредотачивалось лишь на административных и экономических методах. Но в последнее время сформировано представление о трех основных групп методов управления: организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических [16, с. 133]. 

Экономические методы - это комплекс экономических рычагов, которые создают выгодные для хорошей работы условия. Организационно-распорядительные методы в отличии от экономических имеют однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением. Но и те, и другие методы призваны решать одни и те же задачи. Социально-психологические методы представляют собой создание таких отношений в коллективе, при которых выбор поведения, необходимого руководителю, осуществляется добровольно, в соответствии с ценностями и нормами коллектива. Одним из важнейших методов социально-психологического воздействия является убеждение.

Руководитель, прежде всего, должен избирать наиболее эффективные методы управления с учетом конкретных условий, форм работы коллектива, индивидуальности каждого работника. Но стоит отметить, что разные методы управления находятся в тесной взаимосвязи, поэтому методы руководства не следует противопоставлять друг другу. 

Стиль, функции и методы руководства реализуются в текущих действиях руководителя при определенных обстоятельствах. Среди прочих текущих (оперативных) управленческих действий выделяют следующие [19, с. 55]:

- распределение заданий и полномочий;

- контроль над процессом их  выполнения;

- применение различных стимулов  для выполнения этих заданий  и осуществления этих полномочий  со стороны руководителя. 

Стиль руководства - это совокупность конкретных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных проблем и задач, которые возникают в процессе выполнения функций руководства. Стиль руководства отражает и характер применяемых методов, и личные качества руководителя и его индивидуальные особенности. 

Информация о работе Совершенствования управления ООО «Ресторан «Олимпийский»