Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:01, курсовая работа
Целью данной работы будет изучение социальной адаптации молодых сотрудников как одной из важнейших технологий управления персоналом.
Задачами будут: теоретическое рассмотрение мероприятий социальной адаптации, анализ инструкции по адаптации российской компании и предложение своего решения данной проблемы.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной адаптации персонала
Адаптация
Классификация видов адаптации
Этапы адаптации
Приемы социальной адаптации
Адаптация топ-менеджера
Глава 2. Анализ системы социальной адаптации на примере компании ООО «СИТРОНИКС ИТ»
ИНСТРУКЦИЯ «О ПРОВЕДЕНИИ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ ООО «СИТРОНИКС ИТ»
Анализ
Глава 3. Разработка проекта социальной адаптации
Установка цели мероприятий социальной адаптации
Разработка плана адаптационных мероприятий
Содержание программы адаптации
Заключение
Библиографический список
К этой работе должны привлекаться как непосредственные руководители, так и менеджеры по персоналу. При этом менеджер по персоналу помогает составить программу ориентации и знакомит новичков с фирмой, ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами, принятыми в организации. Непосредственный руководитель объясняет задачи и требования к работе, вводит работника в рабочую группу, организует и поощряет помощь новичкам со стороны опытных работников. Общая программа ориентации предполагает формирование представления о компании, ее целях, миссии, приоритетах развития, проблемах. Здесь же происходит ознакомление с традициями, принятыми нормами и правилами. Работнику демонстрируется разнообразие
видов деятельности, производимой продукции, предоставляется необходимая информация о руководстве организации.
Этап 3. Действенная адаптация. На этом этапе новичок приспосабливается к своему статусу, что обуславливается его включением в межличностные отношения с коллегами. Необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя и апробируя полученные знания об организации. Важно максимально оказывать поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности его деятельности и взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование завершает процесс адаптации, характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. При нормальном развитии процесса адаптации этот этап наступает после первого года работы. Если же эффективно управлять процессом адаптации, то успешное функционирование нового работника может начаться уже через несколько месяцев, что принесет значительную финансовую выгоду, особенно когда привлекается большое количество персонала.7
Приемы социальной адаптации
Процедуры адаптации персонала
призваны облегчить вхождение новых
сотрудников в жизнь
Кроме того, способы включения новых
сотрудников в жизнь
Для руководителя же информация о
том, как организован в его
подразделении процесс
Чтобы сделать прохождение адаптацион
Схема социальной адаптации.
1. Первое знакомство. Важно, чтобы человек вышел и увидел уже подготовленное рабочее место. Чтобы не возникала перед глазами картина «Не ждали». В первый рабочий день нового сотрудника обязательно встречает менеджер по персоналу, проводит по офису, знакомит с сотрудниками, представляет, и это представление должно быть взаимным. Рассказывает, чем будет заниматься новый человек и с какими вопросами он может обращаться к своему визави. Важно, чтобы это представление было не только профессиональным, но и немного личным. Если менеджер по персоналу хорошо знает сотрудников, всегда можно найти какие-то общие точки: кто-то из одного города, кто-то заканчивал один и тот же институт, у кого-то одни и те же увлечения. Нелишне показать, где в компании находятся туалет, столовая и объяснить, в какое время можно пообедать. Желательно, чтобы в первый день работы за обедом новому сотруднику составил компанию менеджер по персоналу, руководитель или коллега по отделу. Задача менеджера по персоналу - срежиссировать этот процесс. Ничто так не повергает человека в глубокую тоску, как еда в одиночестве...
В первый день выхода на работу непосредственный руководитель нового сотрудника должен быть на месте. А если он в командировке и нет сотрудника, который реально мог бы его заменить, - лучше дождаться возвращения, особенно если речь идет о двух-трех днях. Или заранее подготовить программу работы, вместе с руководителем решить, как будет проходить рабочий день нового сотрудника в его отсутствие.
2. Экскурсия. Часто менеджеры проводят первичную ориентацию сотрудника в своем кабинете. Но это не слишком продуктивно. Экскурсия по предприятию служит нескольким целям:
3. Фильм. Если есть фильм о компании - самое время его показать. Такой видео рассказ может быть создан рекламной службой для показа клиентам. Фильм можно дополнить другими материалами, например «Руководством для новичка», корпоративными газетами.9
4. Сообщение об основных нормах компании. Основные нормы - это существующие в компании практики, процедуры, правила, инструкции или другие формы контроля за работой и поведением сотрудников. Новому сотруднику нужно усвоить большое количество информации за очень короткое время. Сориентировать нового сотрудника и этой сфере помогут следующие рекомендации:
Основные нормы должны быть выражены в письменном виде (в идеале - в виде руководства или в другой понятной и последовательной форме).10 Это может быть корпоративный буклет для новых сотрудников - свод писаных и неписаных правил. В нем подробно рассказывается о том, с чего начиналась компания, как она создавалась и ради чего. Какие существуют правила внутри компании, как сотрудники обращаются друг к другу, какой стиль одежды принят в компании, как проводится обучение, что делать, если заболел или опаздываешь на работу. Например, в компании нельзя опаздывать, жевать в офисе жевательную резинку и проявлять социальный инфантилизм.
Руководство создается службой персонала, и в нем должно быть все, что должны знать все сотрудники компании - от руководителей до рядовых исполнителей. Стиль изложения зависит от корпоративной культуры - это может быть иллюстрированное издание с фотографиями и шаржами, высказываниями сотрудников и клиентов, интервью с «долгожителями» компании. Или наоборот, издание строгое и выдержанное, как хорошее вино, без вольностей и глупостей, как и положено крупной солидной организации.11
5. Описание должностных обязанностей. Хорошее описание должностных обязанностей может стать полезным инструментом программы ориентации и обучения нового сотрудника и эффективным средством установления стандартов работы. Это формальное заявление об обязанностях, квалификации и ответственности сотрудника, занимающего определенную должность, составленное на основании анализа данной должности. Цель этого описания - идентифицировать должность, определить ее в рамках тех или иных ограничений описать ее масштабы и содержание. Описание должностных обязанностей может включать в себя информацию об условиях работы, использовании инструментов и оборудования и взаимосвязи с другими должностями Оно должно быть точным, кратким, но полным.12
6. Welcome-тренинг. Несколько из перечисленных ранее пунктов можно определить как Welcome-тренинг (как понятно из перевода английской части этого сочетания: «добро пожаловать») - вводное занятие для новичков компании, которое является элементом процесса адаптации их к новой работе.
Цель Welcome-тренинга – снижение текучести кадров и обеспечение более быстрого процесса введения в должность и адаптации, в частности:
При этом сам по себе Welcome-тренинг не является тренингом в полном смысле этого слова, ведь тренинг – это активное обучение группы, направленное на формирование навыков. А Welcome-тренинг навыки не формирует, он выполняет скорее функцию информирующую, функцию передачи знаний. Поэтому и проходить он может в форме лекции, круглого стола, дискуссии и ответа на вопросы, экскурсии по предприятию, просмотра фильма о компании и т.д.
О чем проводить Welcome-тренинг?
В основе Welcome-тренинга лежит весь тот блок информации, который представлен в корпоративной книге компании (если таковая имеется), а также той, которая должна быть в кратчайшие сроки обязательно передана новым сотрудника.
Перечень разделов и тем, описываемых в процессе Welcome-тренинга, может выглядеть приблизительно так:
а) О компании в целом.
Эта часть содержит такую информацию, как название компании и ее брендов, миссия, цели и стратегия компании, описание основных достижений и преимуществ на рынке к данному моменту. Также сюда может быть добавлен обзор рекламной кампании организации, обзор упоминаний в прессе о ней, рассказ о сайте компании.
В данном разделе новичкам передается информация, кто есть кто в компании (лица, принимающие решения), и из каких структурных звеньев она состоит (отделы, розничные магазины, удаленные филиалы).
Эта часть содержит описание развития компании, от момента ее создания до настоящего момента, с расшифровкой и описанием каждого этапа развития, возникающими на пути развития компании сложностями (конечно же, успешно преодоленными) и достижениями на каждом этапе.
Этот раздел описывает, каким образом в компании принято работать, какие нормы и традиции соблюдать, а также как отдыхать (это обязательная часть)!
Здесь рассказывается об основных сертификатах, степенях (а также орденах, медалях, правительственных наградах и пр.), благодарственных письмах и других регалиях, которых удостоены специалисты компании и она сама.
В этом разделе обычно дается информация, какие продуктовые (товарные) группы есть у компании, что в какой группе представлено, в чем особенности и преимущества каждой из них.
В этом разделе обычно можно не только услышать о крупных клиентах и завершенных проектах компании, но и своими глазами увидеть их рекомендательные и благодарственные письма.
Эта часть содержит информацию о поставщиках и вендорах компании и основных группах товара, поставляемого ими, а также об основных партнерских компаниях или вспомогательных бизнесах, задействованных в процессе оказания услуг клиенту компании.
Этот раздел позволяет узнать об основных конкурентах компании и сравнить их особенности между собой, проанализировать их основные плюсы и минусы (хотя плюсов у вашей компании, безусловно, намного больше!).
б) О работе сотрудников.
Из данного раздела можно понять, кто чем в компании занимается, как, кем и как часто оценивается, и куда может вырасти (карьерно). К примеру, это могут быть:
- описание матриц навыков,
- описание разрядности
- описание системы внутреннего
аудита (при наличии служб
- описание систем аттестаций и других регулярных оценок работы.
- компенсационная политика.
Информация о работе Современные приёмы социальной адаптации сотрудника