Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:53, курс лекций
На разных стадиях развития производственных отношений и экономического роста использовались разные виды управления трудом.
Ремесленный труд представлял собой простую форму управления деятельностью работника. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями.
≈ влечениями и обязанностями;
≈ различного рода интересами и т. п.
Присутствие внутриличностных конфликтов можно обнаружить разными методами: анализируя поведение человека, проводя опросы, интервью и т.д.
Наиболее распространенным
является межличностный
1) конфликт между работодателем и наемным работником;
2) конфликт между руководителями структурных подразделений за усиление роли своего отдела, за ресурсы организации, за определение производственной, маркетинговой политики организации и т.д.;
3) конфликты из-за
получения более выгодной
4) конфликт из-за влияния в организации, из-за власти и т.д.
75—80 % межличностных конфликтов порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Такие конфликты называются коммуникационными, они возникают там, где отсутствуют обратные связи, неверно истолковывается информация.
Конфликты между личностью (работник или руководитель) и группой также являются коммуникационными. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.
Межгрупповые конфликты
обычно носят активный
Наиболее значимые конфликты могут возникнуть:
а) между профсоюзом и администрацией;
б) между линейным и штабным персоналом;
в) между разными
подразделениями, например
В зависимости от организационного уровня, к которому принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные составляющие. К первому виду можно отнести конфликт между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальным и неформальным коллективами и т. п. Ко второму виду принадлежат конфликты между различными уровнями иерархии. Таких конфликтов большинство — 70—80 %. Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий: начальник — подчиненный, вышестоящая организация — малое предприятие (вертикальные); руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики — потребители (горизонтальные). На практике многие конфликты являются смешанными, содержащими элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью, и личные, затрагивающие неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну; во втором - одни выигрывают или теряют значительно больше, чем другие.
По характеру своего проявления во внешней среде конфликты могут быть открытыми и скрытыми.
Открытые конфликты
характеризуются явно
При скрытом конфликте
отсутствуют внешние
Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой понимается нечестное запутывание руководителей и коллег с целью вынуждения их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам, и ущерб тем, против кого направлена интрига. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», с помощью которой «очерняются» или «обеляются» люди и их поступки.
Открытый конфликт находится
под контролем руководства,
По степени управляемости различают конфликты: прогнозируемые и запланированные (спровоцированные), контролируемые и управляемые, спонтанные.
По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные.
Первые связаны с реальными проблемами и недостатками в функционировании и развитии организации - существует объект. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и др. - субъективная оценка ситуации. Предмет конфликта - различия во взглядах и оценках. В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, могут принести ей большую пользу, способствовать развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, разрушает систему отношений, вносит дезорганизацию.
Обычно называют семь дисфункциональных последствий конфликтов:
1) снижение производительности, отрицательное эмоциональное состояние, рост текучести кадров (люди уходят из организации), усиление чувства неудовлетворенности собой;
2) сокращение сферы
3) увеличение конкуренции между группами, возрастание влияния групповых норм;
4) формирование отрицательного
представления о конкуренте
5) сокращение продуктивного
6) повышение агрессивности между группами;
7) сосредоточение внимания на борьбе между группами, перенос внимания с общей задачи корпорации на конфликт.
Конструктивные конфликты
возникают на основе различия
в целях, объективно
2. Этапы развития конфликта
На первой фазе во взаимоотношениях возникает конфликтная ситуация, т.е. такое положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Она может возникнуть как «по инициативе» сторон, так и без их участия, в том числе быть переданной им «по наследству».
Элементами конфликтной
Оппонентом первого ранга называют индивида, выступающего от своего имени и преследующего в конфликте собственные интересы и цели.
Второй ранг оппонентов представляет группа, состоящая из отдельных индивидов, преследующая в конфликте какую-либо групповую цель.
К оппонентам третьего ранга относится структура, состоящая из простых групп, непосредственно взаимодействующих друг с другом.
Высшим рангом или силой традиционно наделяется оппонент, являющийся общественным институтом и выступающий на основе закона и от имени государства.
Оппонентом нулевого ранга – это индивид, который в споре с самим собой вырабатывает свое решение, свою позицию по отношению к чему-либо. Личности доказать свою правоту гораздо сложнее, чем организации.
Другим элементом
конфликтной ситуации является
Внешними признаками
конфликтной ситуации можно
При изменении обстоятельств конфликтная ситуация может исчезнуть (если перестанет существовать сам объект, породивший ее), трансформироваться в другую или обостриться под действием инцидента (столкновения оппонентов).
Инцидент, являющийся второй фазой конфликта, может возникнуть целенаправленно или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств и быть объективным или субъективным, основывающимся на недоразумении, существовать лишь в воображении сторон.
Третьей фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Она состоит из двух этапов — конструктивного и деструктивного. На конструктивном этапе сохраняется возможность совместной деятельности в специфических формах. Поэтому оппонентов еще можно посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно: оппоненты теряют самоконтроль, и их необходимо разъединить.
Четвертая фаза развития конфликта - завершение. Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта вследствие ликвидации (самоликвидации), или из-за потери значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств. Другой способ завершения такого конфликта — оставление объекта у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ни того, ни другого не происходит и противостояние затягивается, конфликт превращается из объективного в субъективный.
С субъективными конфликтами бороться гораздо сложнее, а поэтому превращение в них объективных крайне нежелательно. Обычно преодоление таких конфликтов происходит несколькими путями:
1) разъединение участников,
что может противоречить
2) их полная психологическая перестройка, которая, как считают специалисты, редко бывает успешной;
3) изменение рангов оппонентов (конфликт вряд ли будет продолжаться, если один из его участников, прежде занимавших одинаковые должности, станет руководителем остальных);
4) примирение, в рамках которого стороны, оставаясь на своих позициях, прекращают «боевые действия», хотя сама конфликтная ситуация при этом сохраняется.
Методы разрешения противоречий и конфликтов
Преодоление конфликта может происходить без участия руководителя (силами противостоящих сторон) или при его активном вмешательстве.
Среди общих условий
разрешения конфликтов надо
— каждая из
сторон конфликта должна
— уровень организации сторон: чем он выше, тем легче достичь договоренности;
— стороны должны
согласиться соблюдать
Способы разрешения конфликтов
Конструктивное разрешение
конфликтов зависит, как
1) адекватность восприятия конфликта, т. е. точность в оценке действий, намерений, позиций и поступков как собственных, так и оппонентов;
2) открытость и результативность общения;
3) создание атмосферы
взаимного доверия и
4) определение существа конфликта, т. е. определить причины конфликта.
Разрешение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Для этого могут использоваться разные способы.
Первый — разъяснение требований к работе, отсутствие информации является причиной конфликтов, порождая домыслы, вымыслы.
Второй — применение координационных механизмов, согласование поведения.
Третий — установление общих целей для конфликтующих сторон.
Четвертый — эффективное использование систем вознаграждений.
Информация о работе Современный подход к персоналу и управлению им