Специфика современного менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Цель состоит в выявлении особенностей росссийского менеджмента и его перспектив на основе анализа теории и практики в области управления организации.
Основными задачами курсовой работы являются:
1. Выявить основные стадии развития науки управления в России.
2. Исследовать факторы, влияющие на формирование особенностей и проблем российского менеджмента.
3. Рассмотреть основные проблемы российской системы управления.
4. Исследовать условия профессионализации менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ 5

1.1 Этапы развития менеджмента в России -

1.2 Нестабильное состояние российской системы управления 8

2. формирование системы российского менеджмента 16

2.1 Основной фактор, влияющий на формирование национального

менеджмента -

2.2 Профессионализация менеджмента 20

2.3 Российский и западный менеджмент 24

3. Специфика современного менеджмента в России 30

3.1 Деловая культура России -

3.2 Специфика и проблемы современного менеджмента в России 35

3.3 Международное сотрудничество 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

контрольная работа 2 набросок.docx

— 76.16 Кб (Скачать файл)

От Азии Россия впитала  форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Их соотношение в ходе исторического развития не было постоянным. В дореволюционные времена общинные традиции были определяющими. В ходе столыпинских реформ произошел скачок в развитии индивидуализма. После революции 1917г. тенденция развития коллективизма вновь стала определяющей в динамике ментальности. В таких условиях индивид мог паразитировать за счет коллектива, искать не тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу, хитрить, изворачиваться, что было хорошо известно в советское время. Но борьба с ним оказалась безуспешной. Ментальность нельзя искоренить, ее можно лишь использовать в интересах личности, коллектива и общества. Наоборот, люди пропитанные духом коллективизма, верой в светлые идеалы, работали ради общества, ради коллектива. В итоге они оказывались жертвой развивающегося индивидуализма, их менталитет трансформировался. Человек, понявший бесполезность своих усилий, начинал лениться, превращался в «винтик». Подобная психология сформировалась в 60-е годы. Она оказалась особенно актуальной для нашей страны, где объектом управления стал работник безынициативный. Таким образом, и индивидуализм, и коллективизм приходили в противоречие с традициями командной экономики. Последняя явилась одной из важнейших причин неэффективности советской системы.[20]

В настоящее время дуализм  русского менталитета, его противоречивость, перешли на качественно иной уровень. Наблюдается новая волна роста  индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с  другой. Однако дуализм был и остается главной чертой отечественной ментальности. Причем формирование российского менеджмента  должно учитывать основную тенденцию  развития ментальности в сторону  развивающегося индивидуализма, все  больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, а когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к более гибким. В формируемой системе управления мы также должны учитывать и соотношение таких качеств, как настойчивость, стремление к осуществлению цели и имеющуюся расхлябанность. Последняя должна искореняться специальной системой управленческих мер, использующих как коллективные, так и индивидуалистические меры воздействия экономических и правовых факторов.

 

2.2  Профессионализация  менеджмента

 

В менеджменте большое  значение имеет профессионализация управления, которая определяется в  первую очередь подготовкой кадров менеджеров, экономистов, финансистов. В России система подготовки профессиональных кадров менеджеров при бурном ее развитии все-таки находится еще в стадии становления и поиска содержании этой специальности, а также методов  их подготовки.

      До сих пор у нас широко распространено  мнение,  что  управлять  людьми несложно, никаких специальных знаний для этого не  требуется,  нужны  лишь минимальные организаторские способности и некоторый опыт. В России система подготовки профессиональных кадров менеджеров находится еще в стадии становления и поиска содержании этой специальности, а также методов их подготовки.

    Проблему можно решать в двух направлениях. Во-первых, готовить в вузах дипломированных специалистов — аналитиков с очень  основательной  системой философских и управленческих  знаний.  Во-вторых,  ввести  соответствующие учебные  дисциплины  для  всех  студентов  и  слушателей,  обучающихся  по специальности  «Менеджмент».  Кроме  того,  необходимо   поднять   уровень аналитического подхода у  руководителей  всех  звеньев,  создать  культуру системного мышления в обществе в целом.[21]

     Однако в системе образования России есть хорошая традиция, которая может ускорять процессы подготовки менеджеров и работать на высокое качество их образования. Это сложившаяся десятилетиями традиционная ориентация на фундаментальную подготовку, научность профессионального образования в отличие от сугубо прагматической подготовки, которая существует во многих западных странах.[22]

      В государственном образовательном стандарте  в  перечне  специальностей сравнительно недавно появилась  специальность  «Менеджмент»,  и,  конечно, сразу   же   возникли   различные   мнения   по   поводу   ее    названия, целесообразности, практического содержания, специфики и  принадлежности  к определенной области знаний и профессиональной деятельности.

     Наиболее  общей  точкой  зрения  является  та,  что  менеджмент  —  это специальность,  профессия  и  квалификация,   требующая   фундаментального основания: экономического, технологического, информационного,  юридически-правового, социально-психологического и т.д.[23] В  связи  с  этим,  возникают серьезные  теоретические  и  практические  задачи  отбора  и  формирования профессионального корпуса управленцев, организаторов, менеджеров.  Будущих менеджеров нужно готовить в вузах как на экономической и технологической, так и на инженерной базе, начиная с низшей  ступени:  референт,  помощник, советник, консультант руководителя.

     Не  исключается  возможность  подготовки  менеджера   как   специалиста смешанного  типа:  экономиста-менеджера,  инженера-менеджера, технолога-менеджера, юриста-менеджера, товароведа-менеджера,  коммерсанта-менеджера, предпринимателя-менеджера, врача-менеджера и т.д. Особенность специальности заключается в ее  соединении  с   другими специальностями в процессе первого высшего образования.

        Профессионализация  менеджмента  обусловлена   нарастающей   сложностью управления,  которая  определяется  не   столько   увеличением   масштабов  управления, сколько усложнением   его  структуры  и  технологии,  усилением динамики, повышением  социальной ответственности, обострением   конкуренции. Современный менеджмент  в России — это управление  в условиях экономического риска   и угрозы банкротства.

     Профессионализм созидания и законопослушность управленцев и  менеджеров должны  стать  основной  мерой  их  ценности,   поэтому   профессиональное отношение к любому виду деятельности должно воспитываться  как  осознанная необходимость не только выживания, но и цивилизованного развития.

     В  настоящее  время  основное  внимание  акцентируется  не  столько  на профессиональной   способности   к   труду,   сколько   на    особенностях потребительского спроса на рабочую силу. Поэтому важно  изменить  ситуацию купли-продажи рабочей  силы  путем  смены  подхода  к  построению  системы содействия  занятости  населения  и  профессиональной  подготовки  кадров, перехода от системы «рабочая сила — покупатель» к  системе  «покупатель  — рабочая  сила».  Такой  подход  будет  содействовать  интеграции  труда  и соответствующего  рынка  с  другими  факторами   производства   и   рынка, способствуя  удовлетворению  потребности  в  товарах  и  услугах  наиболее целесообразным образом.

     Модель личности  специалиста — это динамическая  система свойств и качеств,  необходимых квалифицированному   работнику   для оптимального выполнения профессиональных функций в рыночных условиях  хозяйствования.[24]

     В основе модели личности специалиста лежат принцип адекватности,  т.е. стремление обеспечить соответствие потребностям покупателя рабочей силы, и принцип динамичности, т.е. возможность периодически корректировать  модель с учетом происходящих изменений.

     Построение модели  проводится  в  два  этапа.  На  первом этапе изучаются  и анализируются предметная и функциональная сущности профессионального труда для  выделения  их  базовых  компонентов  с   тем,   чтобы   спроецировать практическую деятельность на методологию познания в процессе обучения. На втором  этапе определяется  комплекс  необходимых знаний,  умения, мотивов и способностей  к труду. 

     В России в последнее время появляется  новый отряд профессионалов-менеджеров, высокообразованных, энергичных и деловых. Большинство из  них молоды  — до  35  лет,  имеют несколько высших   образований,   владеют иностранными языками, обладают  острым  умом,  мгновенно ориентируются в любой ситуации. Современные российские  менеджеры по  натуре  агрессивны, напористы. Цель их жизни — стать лидером, доказать,  что в России  можно делать полезные дела. Все они отличаются   деловитостью,   энергичностью,   нестандартностью действий.[25]

 

2.3 Российский  и западный менеджмент

 

      Для того чтобы правильно организовать работу на российском и международном рынках, необходимо знание мелочей, в которых проявляются особенности российских компании. Здесь приведена сравнительная характеристика российского и западного менеджмента с целью выявления этих особенностей.

      В России любое образование, в том числе и менеджеров, построено на знании теории. Практика менеджмента считается вторичным делом по отношению к теории. Предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе же подход совершенно иной. Там технические знания менеджера не считаются обязательными для руководителя, даже если он руководит техническим отделом или производственным предприятием. В западной теории менеджмента сделан однозначный вывод, что для менеджера основным знанием является умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая грамотность является желательной, но не обязательной. Все западные бизнес школы огромное внимание уделяют разбору практических случаев. Особенность таких примеров в том, что они не имеют однозначного оптимального решения. Такой подход вырабатывает навык анализа нестандартной ситуации и выработки оптимального решения. Вышедший из западной школы менеджер быстро мыслит, легко ориентируется в нестандартной обстановке и эффективно руководит компанией или отделом в любом предприятии в условиях быстро меняющейся ситуации.

      Одним из важнейших свойств руководителя на западе считается умение презентации. Навыки презентации воспитываются на западе со школы. Их тренируют в институтах и школах и по ним очень часто проводят занятия в западных компаниях. В России умение вести презентацию, выступать перед аудиторией не играет серьезной роли. В нашей стране гораздо выше ценится умение наладить личный контакт в переговорах один на один. При этом даже такому умению, как правило, не уделяется внимание в институтах. Серьезным недостатком российского высшего образования запад считает концентрацию на технической и информационной стороне, а не на общении и принятии решений.

    Отсутствие проактивности – подчинение внешним условиям в большей мере, чем внутренним стремлениям - считается на западе серьезным недостатком.[26] Считается, и не без оснований, что гораздо больше в жизни добиваются именно проактивные люди. Реактивные же,  как правило, плывут по жизни. Поэтому всякая западная компания старается собрать у себя как можно больше проактивных людей. Компании делают это, полагая, что проактивные люди могут не только вывести вперед себя (свою личность) но и помочь выбиться вперед самой компании. На западе, в отличие от России, наличие у человека амбиций рассматривается как обязательное условие.     В России же термин “амбиции” имеет ярко выраженный негативный смысл. Амбициозным человеком в России обычно называют того, кто не уважает окружающих и стремится всеми силами подняться над окружающими, выделиться из общей массы, часто за счет окружающих.

      Иностранцы стараются быть направленным на успех и достижения. Поэтому для них внутренняя атмосфера в коллективе, моральный дух, являются средством, а не целью. Поскольку работа для них является только способом получения средств для отдыха, развития и семейного счастья. Иное дело – российский гражданин, для которого работа может быть целью, а отдых после работы только способом набраться сил для работы. Поэтому иностранцев, приезжающих в Россию часто удивительно отношение россиян к атмосфере в коллективе. Когда для человека, работающего на предприятии, атмосфера в коллективе может быть важнее заработной платы.

Очень часто руководители российских компаний придерживаются устава из двух параграфов:

Параграф 1: начальник всегда прав.

Параграф 2: если начальник  не прав, см. параграф 1.

     При таком подходе руководителю лучше иметь реактивного и исполнительного подчиненного, чем проактивного с собственными идеями и стремлениями.[27] На западе считается, что руководитель должен скорее направлять своих подчиненных, чем погонять их. Поэтому там всячески подчеркивается близость и партнерство руководителя и подчиненного. Руководитель может не иметь отдельного кабинета и быть всегда на виду у подчиненных, он может ездить на такой же машине, как и подчиненные, он может питаться в той же столовой.

          Среди русских менеджеров можно  слышать следующее выражение  стратегии компании: “Надо надеяться  на лучшее, а готовиться к худшему”.[28] На Западе используется совсем  иная методика. У западных менеджеров  имеется план на случай неудачи,  но он серьезно не прорабатывается  по причинам мотивации. С целью  повышения производительности труда  на западе чаще используется  метод напряженных планов. При  таком подходе в план закладываются  заведомо нереальные показатели. Но эти показатели таковы, что  большинству могут показаться  реальными (планы, выполнение  которых требует серьезного напряжения  сил). Главная задача такого планирования  – мотивационная. Цель - заставить  большинство сотрудников работать  напряженно, стремясь выполнить  плановые показатели. В случае  неудачи сотрудники все равно  получают небольшую премию в  связи с ростом производительности  труда.  В связи с этим различается  и реакция населения на отсутствие  достижений или невыполнение  планов. При серьезных неудачах  западное население (психологически  не подготовленное к неудачам) активно реагирует, выступает,  устраивает шествия и митинги.  В отличие от западного населения  россияне, как правило, готовы  к худшим вариантам развития. И если худший вариант все  же случается – граждане России  реагируют на это спокойно.

Информация о работе Специфика современного менеджмента в России