Способы построения организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Организацию принято рассматривать как важнейшую характеристику всякой системы, отличающейся внутренней упорядоченностью частей. Важнейшим признаком организации является совместная деятельность людей, объединенных общими интересами, стремящихся к достижению как личных, так и общеорганизационных целей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления…...........5
1.1. Понятие и сущность организационной структуры…………………………….………………..5
1.2. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры …………………...........8
1.3. Типы организационных структур…………………………….…………………………….…...11
1.4. Методы проектирования организационных структур…………………………………………23
Глава 2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления ……………………..…......26
2.1. Характеристика компании торговый дом "Кузнецов и Ко"…………………………………..26
2.2. Анализ существующей структуры управления ………………………………………………..27
Глава 3. Совершенствование структуры управления организации ………………………….……30
3.1. Определение нормы управляемости и расчет ее сменности руководителей и исполнителей в подразделениях …………………………………………………………………………………..…...30
3.2. Разработка предложений по оптимизации структуры управления ……………………….….31
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры…………………………….....33
Заключение………………………………………………………………………………..…………..34
Список используемой литературы…………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая построение организационных структур.docx

— 192.52 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 «Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ОмГПУ)

 

«Высшая бизнес - школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине: « Теория менеджмента »

На тему: Способы построения организационных  структур

 

 

 

 

 

 

 

 

   Подготовил студент

Седельников Алексей Николаевич

Факультета  «Высшая бизнес-школа»

Специальности (направления)

Производственный (Менеджмент)

Курс__2__Семестр__2__

группа ( МЗС-11)

Проверил  преподаватель

Кузьмин Александр Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012 г

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления…...........5

1.1. Понятие и сущность организационной структуры…………………………….………………..5

1.2. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры …………………...........8

1.3. Типы организационных структур…………………………….…………………………….…...11

1.4. Методы проектирования организационных структур…………………………………………23

Глава 2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления ……………………..…......26

2.1. Характеристика компании  торговый дом "Кузнецов и Ко"…………………………………..26

2.2. Анализ существующей структуры управления ………………………………………………..27

Глава 3. Совершенствование структуры управления организации ………………………….……30

3.1. Определение нормы управляемости и расчет ее сменности руководителей и исполнителей в подразделениях …………………………………………………………………………………..…...30

3.2. Разработка предложений по оптимизации структуры управления ……………………….….31

3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры…………………………….....33

Заключение………………………………………………………………………………..…………..34

Список  используемой литературы…………………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организацию принято рассматривать  как важнейшую характеристику всякой системы, отличающейся внутренней упорядоченностью частей. Важнейшим признаком организации является совместная деятельность людей, объединенных общими интересами, стремящихся к достижению как личных, так и общеорганизационных целей.

Организация предстает  как социальная группа, структура  которой основана на разделении труда, специфического для каждой отдельной  организации. Кооперация действий отдельных  членов организации является сознательной и предсказуемой. Структура связей между ее членами и между отдельными частями может направленно создаваться  и перестраиваться. Поэтому важнейшая  проблема организации – выбор  рациональной организационной структуры  управления. Успешное развитие и функционирование всякой системы управления в существенной мере зависит от научной аргументированности  ее организационной структуры.

Термин "организационная  структура" сразу же вызывает в  воображении двумерную древовидную  схему, состоящую из прямоугольников  и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и  круг обязанностей и, таким образом  отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников  и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные  соотношения ограничены двумя измерениями: вверх - вниз и поперек, так как  мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная  структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой  на плоской поверхности.

В самой же организационной  структуре не содержится ничего такого, что ограничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения  на структуру организации часто  вызывают серьезные и дорогостоящие  последствия. Вот только четыре из них.

Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более  сильная конкуренция, чем между  организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно  менее этичные формы.

Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций  серьезно затрудняет определение задач  отдельных подразделений и измерение  соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости  подразделений, объединенных подобным образом.

В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в  бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще.

В-четвертых, представление  организационной структуры в  виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов  решения возникающих проблем. При  наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации  с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все  больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации  были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими  словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь  достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не менее она необходима для  достижения последней).

Построение гибкой или  обладающей какими-либо иными достоинствами  организационной структуры является одной из задач так называемого "структурного зодчества". Используя  терминологию, принятую в архитектуре, можно сказать, что в данном реферате излагаются основные идеи, на основе которых  могут быть разработаны различные  варианты решения проблемы организационной  структуры без ограничений, связанных  с ее графическим представлением.

Выше перечисленные недостатки можно и нужно преодолеть путем  построения многомерной организационной  структуры. Многомерная структура  подразумевает демократический  принцип управления.

Целью курсовой работы является изучение способов построения организационных структур и проведение анализа действующей структуры управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

– изучить понятие организационной структуры;

– рассмотреть факторы, влияющие на формирование организационной структуры;

– изучить типы организационных структур;

– рассмотреть методы проектирования организационных структур.

В теоретической части  работы рассматриваются основы формирования организационных структур управления, проводится анализ конкретной организации, рассматривается ее действующая  структура управления, проводится анализ действующей регламентирующей документации. В практической части работы приводятся предложения по совершенствованию  действующей структуры управления, приводится проект нового варианта организационной  структуры, корректируются должностные  инструкции.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления

    1. Понятие и сущность организационной структуры

 

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям  и задачам деятельности предприятия  и была приспособлена к ним. Организационная  структура создает некоторый  каркас, который является основой  для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Структура организации  определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных  частях организации. Она устанавливает  ответственность подразделений  организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения  и за передачу к соответствующим  точкам информации о событиях, требующих  особого внимания.

Организационная структура  – это схема, состоящая из подразделений  и отдельных должностных лиц  компании, расположенных по уровням  значимости и ответственности, содержащая взаимосвязи между ними и порядок  подчиненности.

В зависимости от стадии развития компании (становление, развитие, стабилизация, кризис) требуются разные подходы к построению организационной  структуры. Особенно важно контролировать ситуацию на этапе перехода от одной  стадии к другой и на этапе активного  роста и развития компании.

Грамотно построенная  организационная структура дает возможность оптимизировать численность  персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций  и их «провисание», устранить двойное  и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная  структура является основой построения эффективной системы управления .

Построение  организационной структуры включает следующие этапы:

1) Анализ функционирования  компании (вид деятельности, стадия  развития, основные бизнес-процессы, стратегические и тактические  цели, прибыльность, система управления);

2) Оценка существующей  системы распределения функций: 

- анализ штатного расписания  и принципа выделения структурных  подразделений;

- анализ основных функций,  полномочий и показателей эффективности  работы руководителей высшего  и среднего звена;

- анализ основных функций,  задач и показателей эффективности  работы структурных подразделений  и исполнителей (по должностям);

- выявление отклонений  в распределении функций и  подчиненности

3) Выработка рекомендаций  по оптимизации численности персонала;

4)Построение организационной  структуры;

5) Разработка плана внедрения  организационной структуры и  изменений в работе персонала;

6) Проведение для персонала  информационных мероприятий .

Важнейшими принципами формирования организационной структуры  предприятия являются:

1) принцип целевой совместимости  и сосредоточения, который заключается  в создании целенаправленной  системы управления, ориентированной  на решение общей задачи - организации  производства той продукции, в  которой в данное время нуждается  потребитель;

2) принцип непрерывности  и надежности, который означает  создание таких условий производства, при которых достигается стабильность  и непрерывность заданного режима  производственного процесса;

3) принцип планомерности,  пропорциональности и динамизма,  который нацеливает систему управления  на решение не только текущих,  но и долговременных задач  развития предприятия с помощью  долгосрочного, текущего и оперативного  планирования;

4) демократический принцип  распределения функций управления, основанный на методах и правилах  общественного разделения труда,  согласно которым за каждым  функциональным подразделением  предприятия закрепляется определенная  часть управленческой работы. При  этом обязательно соблюдение  следующих требований: подготовка  управленческого решения и ответственность  за его реализацию возлагается  на ту службу, которая лучше  всего осведомлена о состоянии  дел на соответствующем объекте  и больше всего заинтересована  в реализации и высокой эффективности  принятого решения;

5) принцип научной обоснованности  управления, исходящий из того, что  средства и методы управления  должны быть научно обоснованы  и выверены на практике. Его  соблюдение возможно только на  основе непрерывного сбора, переработки  и анализа различной информации: научно-технической, экономической,  правовой и др. с использованием  новейшей техники и математических  методов;

6) принцип эффективности  управления, предполагающий рациональное  и эффективное использование  ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной  продукции;

7) принцип совместимости  личных, коллективных и государственных  интересов, который определяется  общественным характером производства;

8) принцип контроля и  проверки исполнения принятых  решений, предполагающий разработку  конкретных мероприятий по вскрытию  недостатков, мешающих выполнению  производственных заданий .

Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение  между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные  требования к совершенствованию  систем управления, выражающиеся в  тех или иных принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Способы построения организационных структур