Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 13:04, курсовая работа
Целью исследования будет являться рассмотрение стилей руководства и возможностей их применения на практике, как в России, так и за рубежом.
Задачи курсовой работы:
- обозначить понятие и сущность стиля руководства;
- дать характеристику стилям руководства;
- рассмотреть современные концепции руководства;
- проанализировать ситуационный подход к выбору стиля руководства;
- выделить факторы определяющие стиль руководства;
Введение 5
1Теоретические основы стилей руководства 7
1.1 Понятие и сущность стиля руководства 7
1.2 Характеристика стилей руководства 9
1.2.1 Одномерные стили руководства 9
1.2.2 Многомерные стили руководства 12
1.2.3 Дополнительные стили руководства 15
1.3 Современные концепции руководства 18
2 Ситуационный подход к выбору стиля руководства 23
2.1 Сущность и особенности ситуационного подхода 23
2.2 Факторы определяющие стиль руководства 26
3 Практический опыт использования стилей руководства 29
3.1 Опыт использования стилей руководства в России 29
3.2 Практический опыт использования стилей руководства за рубежом 31
3.3 Рекомендации по усовершенствованию стиля руководства 34
Заключение 37
Список использованных источников
Традиционный подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако, он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.
Подводя итог по 2 главе исследования, отметим следующие моменты:
Современная теория руководства большое внимание уделяет ситуационному походу. Суть ситуационного подхода заключается в том, что выделяются какие-то базовые, общие для многих конкретных случаев управления факторы (ситуационные переменные), приоритеты которых определяются для каждого случая в зависимости от конкретных
обстоятельств в данный момент. Анализ работы руководителя, связанный с использованием различных стилей руководства, позволил выделить два основных стиля (подхода), на которые ориентируется руководитель в процессе управления:
1. Руководитель сосредоточивает
внимание на выполняемой
2. Руководитель сосредоточивает
внимание на человеческих
В качестве ситуационных факторов могут представляться:
- потребности и личные качества подчиненных, характер работы;
- требования и воздействия внешней среды;
- информация, которую имеют руководитель и подчиненные;
- важность качества выполняемой работы;
- степень структуризации работы;
- степень мотивации подчиненных и др.
Для раскрытия практического опыта использования стилей руководства, приведем основные яркие примеры концепций лидерства и стилей руководства в нашей стране:
1) Компания «Gloria Jeans»: руководитель компании - Владимир Мельник «Руководитель теории У» по Д.МакГрегору. Его отношения с подчиненными - партнерство между руководителем и работниками. Он развивает самоуправление, самоконтроль, инициативу работников.
2) ЗАО «Тандер» (Сеть магазинов «Магнит»): По К.Левину Галицкий (владелец организации) - демократический руководитель. Он децентрализует полномочия, придерживается коллегиальности в принятии решений, развивает творчество работников, поощряет инициативу. Сергей Галицкий - лидер реформатор-преобразователь, он повышает сознательность подчиненных, показывает ценность поставленной цели, предоставляет возможность совмещения личных интересов с общими.
Основные яркие примеры концепций лидерства и стилей руководства за рубежом:
1) Компания «Apple»: Стив Джонс талантливый лидер. Его главной целью было привлечение талантливых, коммуникабельных, молодых работников, что говорит о нем как о «руководителе теории У» по Д.МакГрегору и по К.Левину лидеру демократического стиля руководства.
2) Корпорация «Дженерал
Электрик»: Одним из наиболее
эффективных лидеров является
на сегодняшний день Джек Уэлч,
председатель правления и
Подводя итог, стоит также обозначить основные рекомендации руководителям по улучшению их стиля управления:
Рекомендация 1: «Поймите, в чем смысл вашего предназначения в роли руководителя». Рекомендация 2: «Найдите свои слабые места». Рекомендация 3: «Поработайте над собой». Рекомендация 4 «Сохраняйте покой и уверенность». Рекомендация 5 «Сонастройтесь с подчиненными». Рекомендация 6: «Проявляйте сочувствие, смелость и самоотверженность». Рекомендация 7: «Работайте над ошибками». Рекомендация 8: «Оцените свои ограничения как руководителя». Рекомендация 9: «Принимайте конструктивную критику». Рекомендация 10: «Разделяйте ответственность с группой».
Список использованных источников
1. Ассонов В.У. Проблемы управления организацией // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С. 45-46.
2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Наука, 2010. - 532 с. [ с. 312 ]
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2011. - 296 с. [ с. 156 ]
4. Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. - 224 с. [ с. 78]
5. Марыганова М. И. Экономика: Интегрированный учебный курс для ВУЗов / М. И. Марыганова, Ю. П. Гладков.- М.: КноРус, 2010. - 448 с. [с. 288]
6. Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. В.А. Кузнецова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 480 с. [ c. 128 ]
7. Орлова Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать // Справочник кадровика. - 2012. - №4. - С. 103-105.
8. Попов Б. Психологическая подготовка руководителя // Кадры предприятия. - 2011. - №2. - С. 13.
9. Прохоров Ю.К., Фролов В.В. Управленческие решения. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. - 152 с. [ с. 64 ]
10. Румянцев Р.Р. Управление: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 3. - С. 32-33.
11. Рябых Д. Культурные аспекты управления // Корпорптивный менеджмент. - 2011. - № 2. - С.21-22.
12. Сомова Л.К. Разрешение конфликтов // Менеджер.- 2011.- № 11.- С.31.
13. Тарасов В. К. Персонал - технологии // Экономика и управление. - 2013. - № 6. - С. 43.
14. Шокина Л. И. Оценка качества менеджмента компаний: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2010. - 344 с. [ с. 229, 232, 236 ]
Приложение А
«Теория X и Y» Дугласа Мак-Грегора
«Теория Х» Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. |
«Теория Y» Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу. |
У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили. Больше всего люди хотят защищенности. |
Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели. |
Чтобы заставить людей трудиться, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания. |
Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. |
Приложение Б
Стили руководства по К. Левину
Приложение В
«Решетка управления» Р. Блейка и М. Мутона