Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:07, курсовая работа
Целью написания работы является изучение влияния факторов внешней среды на организацию
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие внешней среды;
- определить основные цели анализа внешней среды;
- рассмотреть факторы, влияющие на формирование внешней среды;
- ознакомиться с особенностями анализа внешней для ЛПУ;
- на примере деятельности ЦКБ СОРАН выявить и рассмотреть факторы внешней среды, оказывающие воздействие на предприятие.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Методические аспекты влияния внешней среды на деятельность организации…………………………………………………………………………4
1.1 Понятие внешняя среда организации……………………………………4
1.2 Факторы, влияющие на формирование внешней среды организации.6
2. Методы анализа факторов внешней среды ЛПУ………………….16
2.1. Определение внешней среды ЛПУ………………………………….16
Особенности анализа влияния внешней среды на предприятия здравоохранения………………………………………………………………..18
2.3.Анализ влияния внешней среды на медицинское учреждение – ЦКБ СОРАН……………………………………………………………………………..22
3. Оценка работы ЦКБ СОРАН в условиях сложившейся внешней среды и пути совершенствования его деятельности…………………………35
3.1. Оценка работы ЦКБ СОРАН в условиях сложившейся внешней среды………………………………………………………………………………..35
3.2. Ключевые факторы успеха и пути совершенствования деятельности ЦКБ СОРАН………………………………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………
Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для предприятий. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям.
Медицинские организации, работающие в государственной сфере, в условиях государственного заказа так же имеют ограничения доступа к ресурсам, под которыми следует понимать медикаменты, диагностическое и лечебное оборудование, трудовые ресурсы. Ограничение доступа к перечисленным ресурсам обусловлено, прежде всего, недостаточным бюджетным финансированием.
Выделение групп, влияющих на формирование стратегии. Помимо ограниченности ресурсного обеспечения, организация всё больше испытывает на себе влияние законодательных рамок, социальное давление, вмешательство в принятие решений и действия со стороны различных групп, не причастных к процессу управления, как внутри, так и вне организации.
В современных условиях число ограничений к деятельности организации в той или иной форме увеличилось. Кроме рыночных и ресурсных стратегий организациям приходится заниматься разработкой стратегий отношений с обществом. Первый шаг в формулировании таких стратегий состоит в том, чтобы разобраться в разнородных социально-политических влияниях и рассортировать их по отдельным, строго определённым группам стратегического влияния (СГВ).
Таким образом,
успешное функционирование организации
в будущем определяется тем, насколько
она способна отказаться от привычного
«взгляда вовнутрь», обращённого на
традиционные рынки и виды продукции,
в пользу «взгляда во внешний мир»
будущих тенденций, опасностей и
новых возможностей. Концепция СЗХ,
стратегических ресурсов и групп
стратегического влияния могут
быть полезными для такой
2.2 Особенности анализа влияния внешней среды на предприятия здравоохранения
Большое
значение для повышения уровня эффективности
управления имеют особенности анализа
влияния факторов внутренней и внешней
среды на работу ЛПУ. Они обусловлены,
прежде всего, спецификой производимой
продукции – это оказание медицинских
услуг населению, являющееся одним
из первостепенных социально значимых
аспектов для жизнедеятельности
общества; особенностью управления отраслью
здравоохранения и тесной её связью
со службой социальной защиты граждан;
несовершенством
Анализ влияния факторов среды на предприятие здравоохранения в современных рыночных условиях имеет определённые особенности, обусловленные изменением статуса медицинской отрасли в целом. В рамках централизованной экономики не было полной определенности, к какой сфере - производственной или непроизводственной - следует отнести здравоохранение. В рамках развитой рыночной экономики труд в сфере охраны здоровья по своему экономическому содержанию принято считать производительным, поскольку здравоохранение - это отрасль, принимающая участие в создании национального дохода и, соответственно, валового внутреннего продукта. Более того, сегодня деятельность, в области здравоохранения, «стала настолько связанной с использованием разнообразных технических средств, что с экономической точки зрения ее правомерно называть медико-производственной, а саму медицину считать производственной отраслью экономики»6. С другой стороны – оказание собственно медицинской помощи населению можно отнести к категории сферы оказания услуг со всеми свойственными этой сфере деятельность атрибутами.
Одним из наиболее значимых факторов
внешней среды, влияющим на деятельность
медицинской организации, оказываются
отношения медицинской
Существует два вида медицинского страхования: добровольное и обязательное. Добровольное страхование осуществляется в основном на коммерческой основе, т.е. финансируется за счет прибыли работодателей или личных средств граждан. Оно должно обеспечить более высокий уровень медицинской помощи и (или) дополнительный спектр медицинских услуг по сравнению с обязательным медицинским страхованием.
Таблица 1 Анализ влияния факторов внутренней и внешней среды на предприятие
Этапы |
Анализ внутренней среды |
Анализ внешней среды |
Анализ |
Задачи |
Оценка стратегического потенци |
Оценка стратегического климата (условий) |
Оценка стратегической позиции |
инструменты |
· Жизненный цикл изделий · Жизненный цикл товаров · Жизненный цикл технологий · Жизненный цикл организации; · СХЦ (БЕ, СПЕ); · Кривая обучения · Жизненный цикл медицинской услуги |
· Жизненный цикл отрасли · Анализ "поля сил" по Ансоффу · SWOT-анализ для ЛПУ · Стратегические зоны · Контактные аудитории Котлера · PEST - анализ для ЛПУ · 5 конкурентных сил Портера · Ключевые факторы успеха (КФУ) · Медико-социальная оценка здоровья населения |
· Матрица Ансоффа "продукт-рынок" · Матрица БКГ · Матрица Дженерал Электрик –МакКинси («конкурентный статус фирмы – привлекательность рынка») · SWOT-анализ для ЛПУ |
Решения |
· Выбор варианта структуры
внутренней среды (потенциала) ·Порядок составления штатного расписания УЗ |
·Выбор варианта структуры внешней
среды (условий) · Разработка программы гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению |
·Выбор варианта структуры стратегического
пространства · Разработка стратегического плана развития УЗ |
Условные обозначения: СХЦ — выделение стратегических хозяйственных центров (Бизнес-единиц, Стратегических производственных единиц). Стратегические зоны Ансоффа: структуризация микросреды фирмы, ее отрасли, ближайшего окружения на стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), ресурсов (СЗР), группы стратегического влияния (СГВ).
Одним из
ключевых специфических показателей,
характеризующих состояние
Алгоритм программы
Раздел 1: Движение населения
1.1 Естественное движение населения
1.2. Рождаемость на исследуемой территории
1.3 Смертность на исследуемой территории
1.4 Средняя продолжительность предстоящей жизни
Раздел 2: Заболеваемость населения
2.1 Заболеваемость детей
2.3 Заболеваемость взрослого населения
2.4 Показатели здоровья населения по социально значимым болезням:
2.4.1 Болезни системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения
2.4.2 Новообразования
2.4.3 Инфекционные и паразитарные болезни
2.4.4 ВИЧ-инфекция
2.4.5 Дерматовенерологические болезни
2.4.6 Туберкулез
2.4.7 Наркологические болезни
2.4.8 Психические расстройства
Раздел 3: Здоровье матери и ребенка
3.1 Состояние здоровья женщин репродуктивного возраста
3.2 Состояние здоровья детей
Раздел 4: Временная нетрудоспособность и инвалидность населения
4.1 Временная утрата трудоспособности
4.2 Инвалидность населения
Раздел 5: Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Раздел 6: Оценка, прогноз и рекомендации по укреплению состояния здоровья населения .
2.3.АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦКБ СО РАН
Паспорт организации
1. Полное наименование организации: Центральная Клиническая Больница Сибирского Отделения Российской Академии Наук
2. Местонахождение: Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова – 25, контактный телефон – 8 (3832) 304-321
3. Общие сведения: ЦКБ СО РАН – государственное ведомственное лечебное учреждение с федеральной формой собственности, действует на основании устава и согласно лицензии, выданной Администрацией НСО № 0037/13, организована в 1963 году. Основной вид деятельности – оказание лечебно-профилактической помощи сотрудникам Новосибирского Научного Центра (ННЦ). ЦКБ СО РАН работает так же в условиях муниципального заказа.
Внешняя среда организации
Среда прямого воздействия
ЦКБ СО РАН
функционирует в системе
Попытаемся охарактеризовать рынок медицинских услуг, сложившийся в России на сегодняшний день. Следует отметить, что рынок медицинских услуг тесно связан с рынком медицинского страхования.
В классическом
рынке пациент покупает медицинские
услуги по рыночным ценам, выбирая любого
устраивающего его
На графике по оси ординат отложена цена на медицинские услуги, по оси абсцисс — количество медицинских услуг в единицу времени.
В классической рыночной модели принято, что производители медицинских услуг могут неограниченно увеличить количество услуг (при появлении спроса на массаж или мануальную терапию растет число лиц, обучающихся этим услугам). Количество предлагаемых услуг будет тем больше, чем выше цена на эти услуги. При увеличении спроса на какие-либо услуги производители увеличивают количество производимых услуг и одновременно взвинчивают цены. Спрос падает, производители начинают снижать цены. В какой-то момент при цене Ре количество предлагаемых и покупаемых услуг совпадает. Эта точка называется точкой равновесия. В классическом рынке цены и количество предлагаемых услуг колеблются вокруг точки равновесия.
К сожалению, такая модель действует только на идеальных рынках, для которых должны соблюдаться следующие условия:
· определенность;
· отсутствие внешних эффектов;
· полные знания;
· свобода потребителей от советов докторов, имеющих собственные интересы;
· действие на рынке большого числа мелких производителей.
Определенность
Это означает, что потребитель точно знает, в каких услугах и какого объема он нуждается. Это крайне редко встречается на рынке медицинских услуг, разве что по отношению к профилактическим услугам. Поскольку медицинские услуги “отрицательный” товар, то его приобретают только в случае заболевания, а случается это, как правило, неожиданно и непредвиденно.
Внешние эффекты
Идеальный рынок предполагает, что товары никак не взаимодействуют друг с другом. В реальной жизни, в том числе в здравоохранении, имеют место внешние эффекты. Так, прививки от гриппа, сделанные отдельному контингенту населения, предотвращают заболевание другого контингента — это положительный внешний эффект, но бывают и отрицательные внешние эффекты.
Полные знания
Идеальный
рынок предполагает, что покупатель
имеет полное представление о
потребительских свойствах
Свобода потребителей в принятии решения
Идеальный рынок предполагает, что покупатель принимает решение свободно, без внешних влияний. Иная картина в здравоохранении. За медицинскими услугами пациент обращается к врачу, который является, в отличие от пациента, профессионалом в области медицины. Именно врач определяет и количество, и набор медицинских услуг, покупаемых пациентом.
Свобода мелких производителей действовать на рынке
Для того
чтобы идеальный рынок
На рынках других товаров тоже не выполняется ряд условий, характеризующих свободный (классический) рынок, но на рынке медицинских услуг не выполняется ни одно из этих условий.
Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками: